Размышления о современных изменениях в среднем образовании.
Размышления о современных изменениях в среднем образовании.
Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, интеграция в мировое образовательное пространство, требует модернизации системы среднего общего образования Республики Казахстан, что обуславливает необходимость пересмотра целей структуры и содержания школьного образования и перехода на двенадцатилетнее обучение. Модернизация образования предполагает существенное обновление целей, структуры, содержания, методов и средств обучения, форм организации учебного процесса. Все это невозможно решить без активного участия педагогов, родителей, всей педагогической общественности. Этот процесс не одномоментный акт, а долгая кропотливая работа всех нас, причем не только учителей, но и заинтересованных структур.
Современное образование находится в системном кризисе и на настоящем этапе развития среднего школьного образования, существует много проблем. Некачественные учебники, государственные общеобразовательные стандарты образования, основанные на предметном подходе, низкая оснащенность школ учебными ресурсами и методической литературой, кризис традиционного подхода преподавания в категории: задали – выучил - ответил, все это не даёт ученику четко выраженной позитивной мотивации выбора жизненного пути, интересов и перспектив. Нет инклюзивного образования для детей со специальными потребностями. «Роль учебника нельзя сводить к знаниям. Нам нужно совершенно другая педагогика. Учитель должен общаться с учениками, вместе с ними открывать что-то новое. Его задача найти потенциал в каждом ребёнке, помочь его раскрыть» (Н.А. Назарбаев 2013 г. 7 марта Астана).
Современную казахстанскую систему школьного образования можно назвать экспериментательной или переходной. Это выраженно в перенимании чужого опыта без соответствующей подготовительной работы общества. Школьные реформы что-то улучшили, а что-то ухудшили в образовании. К улучшению, на мой взгляд, можно отнести изменение форм организации учебного процесса доступа к информации, внедрение предмета самопознания, профнаправленность, но мы проиграли в качестве образования и методической обеспеченности школьного процесса, дефицит кадров и как следствие понижения компетентности учителей, отсутствие грамотной, сбалансированной программы обучения. Уменьшение количества часов это шаг назад в процессе продуктивного обучения ученика.
Внедрение в школьную практику «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» предполагает, создание психологически необходимого института, где ребёнок мог бы разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать свои мысли и чувства, реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке от природы, быть подготовленным к осознанному самоопределению и активному участию в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Одним из стратегических направлений является преодоление традиционного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
Мир современных детей не похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течении всей жизни. Самой большой ценностью третьего тысячелетия станет человеческий потенциал. В настоящий момент настало время для того чтобы инициативность исходила снизу, от ученика, учителя, администрации школы. Учитель должен не довлеть над учеником, а поставить себя на его место, попытаться увидеть глазами ученика, понять, что хотят ученики, чтобы помочь ему в понимании, зачем учиться и как учиться.
Так как наибольшее воздействие на процесс общения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся(Barber Moucshad, 2007). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель(Strong, Ward Grant 2011). Стать современным учителем современного ученика, значит создать мобильную среду обучения, с возможностью ее перестроения, корректировки и равных возможностей в достижении одной цели. Не просто давать ему знания, или какие-то истины, которые в современное время высокого уровня информатизации, очень легко найти и самому, а подтолкнуть ученика к этому открытию. Понимание того, что он (ученик) сам пришел к какому-то решению проблемы, надолго запомнится, чем просто получение из уст учителя данного решения. В соответствии с этим учитель должен организовать и планировать учебную работу исходя, из уровня обученности учащихся в рамках данной школы (придерживаясь соответствующих стандартов). Такое планирование станет мобильным, гибким, легко изменяемым в нашем быстро меняющемся мире. Учитель не должен топтаться на месте, а учиться вместе с учениками, выступать в роли вспомогательного фактора в обучении учеников. В этой ситуации самореализация ученика в его дальнейшей жизни станет главной задачей , которую поставит перед собой учитель. Научить его размышлять. Именно все это заложено в колаборативном обучении, предполагающем совместную работу учителя и учащихся при решении проблемы, выполнении задания - это социальная деятельность, в которой участники сотрудничают друг с другом, а процесс обучения осуществляется в процессе общения.
Групповая деятельность предполагает решение гораздо более сложных задач, чем те которые могут решаться индивидуально. Учитель должен поддерживать эффективную работу групп, координируя их деятельность, направленную на достижение положительных результатов и целей. Современные исследования рассматривают личности в целом и изучают то, как субъекты ощущают себя в качестве учащихся и как взаимодействуют друг с другом в процессе обучения (руководство для учителя 1 с.114).
Современный опыт показывает, что наиболее успешный метод обучения – это обучение через критическое мышление. Критическое мышление, во-первых, есть мышление самостоятельное. Когда занятия строятся на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами (Дэвид Клустер Что такое критическое мышление?). Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям(руководство для учителя 1 с.115).
Общепризнанным является положение о том, что образование непосредственно связано с процессом социально-экономического и культурного развития страны (Иванова И.М. « О тенденциях развития современного образования. Инновации в образовании» 2004.№3. с.5). Реалии современной жизни требуют преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной концепции, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся – это стратегическое направление модернизации образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности (Максименко С.Д. Мислення//Зарапьна псхологiя). Школа должна научить мыслить и научить учиться – вот педагогические императивы современной эпохи ( Борисенков В. «Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки» с.214).
Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Групповая форма работы – это игра, игра в организацию, игра в обучение. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся.
Памятка при работе в группах Приложение
ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;
БУДЬТЕ:
взаимно вежливыми,
доброжелательными,
организованными,
дисциплинированными,
тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников.HE:
ссорьтесь,
перебивайте друг друга,
радуйтесь ошибкам товарищей,
смотрите раньше времени в “ключи”,
переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни).