Урок по обществознанию в 9 классе Глобальные проблемы современности
Открытый урок по обществознанию по теме:
"Глобальные проблемы современности"(9 класс)
Цель урока:
Обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.
Задачи урока:
- обобщить знания о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличительные признаки.
-акцентировать внимание учащихся на необходимости совместных усилий для их разрешения.
- продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
- привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам родного края.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-размышление.
Достижение поставленных целей предполагается через:
фактический материал глобального содержания;
использование межпредметных связей;
использование ученических презентаций, интерактивных технологий;
отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию);
атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.
Ход урока:
Учитель: Тема нашего урока сегодня "Глобальные проблемы современности".
Именно этой темой завершается изучение курса «Всеобщая история», эти вопросы мы изучали также на уроках обществознания, потому цель нашего урока:
обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения.
А сейчас я прошу вас объяснить, что означает понятие «глобальные проблемы»?
Примерные ответы детей:
Глобальный (франц. Global - всеобщий, от лат. Globus - шар)
1) охватывающий весь земной шар, всемирный;
2) всесторонний, полный, всеобщий.
"Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества, их нерешенность может привести к непоправимым тяжелым последствиям для всего живого на Земле.
Учитель: А сейчас вспомните и назовите: какие вы знаете глобальные проблемы?
Ученик записывает на доске:
1.Сохранение мира
2.Экологическая
3.Преодоление отсталости и бедности (проблема богатых и бедных)
4.Демографическая
5.Здравоохранения (распространения СПИДА, наркомании и т.д.)
6Энергосырьевая
7.Продовольственная
Учитель: Какую проблему вы поставили бы на первое место? Свой ответ аргументируйте.
Учитель: Сегодня более подробно мы остановимся на экологической проблеме. Человечество является неотъемлемой частью природы и люди должны всегда помнить об этом. Сейчас мы заслушаем стихотворение Роберта Рождественского о деятельности современного человека.
Ученик читает стихотворение:
Кромсаем лёд.
Меняем рек течение,
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы ещё придём просить прощения
У этих рек.
Барханов и болот,
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды
Всё меньше – окружающей природы
Всё больше – окружающей среды!
Учитель: Долгое время люди не задумывались над экологическими проблемами, поскольку ресурсы казались неисчерпаемыми, возможности –безграничными, а недра Земли –бездонными. Лишь в 20 веке человечество осознало остроту ситуации, - дальнейшее бездействие могло оказаться катастрофическим.
Последнее время мы всё чаще слышим это слово-катастрофа.
Что означает это слово?
Катастрофа (от греческого Катастрофе-переворот, конец) –природная аномалия, приведшая к массовой гибели населения, животного и растительного мира.
Катастрофы бывают двух видов:
Природные экологические Антропогенные (техногенные)
Землетрясения катастрофы АЭС
Наводнения взрывы на нефтепроводах
Извержения вулканов пожары на химич.производствах
Смерчи, торнадо лесные пожары
Учитель: Приведите пример самой серьезной техногенной катастрофы 20 века.
Примерные ответы учащихся:
Самая страшная техногенная катастрофа – это авария на Чернобыльской АЭС.
Вопрос: Вспомните когда это произошло? (26 апреля 1986 года).
Сколько лет прошло после этой катастрофы? (25 лет)
Учитель: Сейчас мы увидим небольшой видеофрагмент об аварии на чернобыльской АЭС. Вам нужно ответить на 2 вопроса:
Какова причина взрыва на АЭС?
В чём особенности этой катастрофы?
Примерные ответы учащихся:
Проводился эксперимент по испытанию системы энергопитания реактора и была отключена система аварийной остановки реактора.
- радиация - невидимый враг - замалчивание со стороны властей - не было опыта устранения таких аварий - местные руководители не взяли на себя ответственность начать эвакуацию вовремя.
Учитель: К сожалению, эта авария на АЭС не стала последней. Сейчас весь мир встревожен положением дел на атомной станции Факусима в Японии.
Просмотр презентации «Факусима»(подготовлена учащимися)
Учитель: А сейчас давайте обратимся к положению в родной Архангельской области. Какие проблемы тревожат жителей Архангельской области?
Примерные ответы учащихся:
-Северодвинск, где строятся и ремонтируются атомные субмарины.
-Космодром Плесецк.
Просмотр презентации «Космодром Плесецк»
(подготовлена учащимися)
Сообщения учащихся: «Экологические проблемы космодрома Плесецк»
На территории Архангельской области в качестве одного из источников техногенного воздействия на среду обитания человека выступает космодром "Плесецк". Экологические проблемы космодрома можно разделить на две группы – объективные и субъективные. Все эти проблемы порождены человеком, но эти проблемы принципиально отличаются друг от друга. Объективные проблемы обусловлены тем врожденным недостатком любого технического устройства, что оно неизбежно оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую природную среду.
Субъективные проблемы космодрома порождены, с одной стороны, незнанием физико-химических процессов, происходящих в ходе эксплуатации ракетно-космической техники, а с другой стороны, характерной для подавляющего большинства людей панической боязнью неизвестного. В результате этого ракетно-космической техники приписываются сверхъестественные масштабы воздействия на природу. Рассмотрим эти проблемы. (Обсуждение в классе.)
Учитель: Мы с вами определили, какие проблемы называются глобальными, выяснили их отличительные черты.
Вопрос следующий, а кто будет решать эти проблемы?
Примерные ответы ребят:
- Правительство;
- Общественные организации;
- Лично каждый.
Вывод: глобальные проблемы решать нужно всем вместе.
Учитель: А сейчас, я предлагаю вам решить тестовые задания, чтобы понять, готовы ли мы с вами решать глобальные проблемы.
Задания
1. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использование реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите:
А) выльете свои реактивы туда же, куда и он;
Б) объясните ему, почему этого не следует делать;
В) расскажете о его действиях учителю.
2. Мальчик разбил градусник в отсутствие родителей. Как ему следует поступить:
А) выбросить остатки градусника в ведро, чтобы их не увидели родители;
Б) вызвать представителей СЭС;
В) оставить все, как есть, до прихода родителей?
3. Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
А) очистили бы берег, выбросив ведро в воду;
Б) не обратили бы на него внимания;
В) отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали бы его в землю.
4. В колхозе из-за превышения нормы азотных удобрений, внесенных в почву, у двух человек произошло отравление нитратами. Как должен поступить председатель колхоза:
А) запретить использование минеральных удобрений на колхозных полях;
Б) посчитать происшествие случайностью;
В) сократить количество вносимых в почву удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами.
5. Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите:
А) сообщите директору завода, чтобы он сам принял решение;
Б) сделаете вид, что вам ничего неизвестно о неисправности, так как не хотите потерять в зарплате из-за остановки завода;
В) скажете директору и, если он не примет мер, будете активно действовать сами: сообщите рабочим, сотрудникам заводской газеты, соберете людей на митинг и т.д.
6. Вы - заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий, более дешевую и яркую, чем та, без кадмия, которая имеется на фабрике. В результате ее использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей, содержащих кадмий:
А) согласитесь с директором на покупку новой краски;
Б) будете против этого решения;
В) пойдете на компромисс и предложите выпускать 50% игрушек с использованием новой краски и 50% - старой?
7. Один из путей защиты биосферы от загрязнения - очистка отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективно, но дорогостоящи. Как вы поступили бы, если бы были директором крупного завода и имели в своем распоряжении значительную сумму денег:
А) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды: это выгоднее строительства очистных сооружений;
Б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;
В) часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения зарплаты рабочим.
15