План урока по экономике на тему Безработица и её виды. Последствия безработицы. (7 класс)
Урок экономики с использованием ИКТ:
«Безработица и её виды». 7 класс.
Гарина Анфиса Викторовна. Учитель экономики.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок – практикум.
Методы обучения:
Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа;
Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации;
Практические – решение упражнений, выполнение заданий.
Цель урока: повторить структуру населения в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве; познакомить учащихся с видами безработицы и её причинами; развивать умение определять статус лица в составе населения, вид безработицы, умение решать задачи по безработице; воспитывать социальную адаптацию учащихся к жизни в современном обществе.
Оборудование:
Приложение 1. Безработица. Виды безработицы.
Приложение 2. Карточки для учащихся.
Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы с заданием 2 и 3 (Приложение 3и4 );
Оформление доски:
«Безработица и её виды».
Эпиграф:
“Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не нашлось работы. ”Т. Карлель.
«Истинное сокровище людей – умение трудиться». Эзоп.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер, проектор;
презентация;
карточки;
учебник «Экономика» И. В. Липсицэпиграф
рабочие тетради
Ход урока.I.Организационный момент.Объявление темы урока и цели урока.
Учитель: Здравствуйте!
Тема нашего сегодня урока – «Безработица и её виды». Слайд 1.
Сегодня мы с вами повторим структуру населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве, познакомимся с видами безработицы и её причинами и выполним задания по этой теме.
Запишите тему урока в тетрадях.
II. Повторение изученного материала.
1.Беседа с выполнением заданий:
Учитель: В Конституции РФ в статье 37 говорится: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2.Принудительный труд запрещён». Слайд 2.
Учитель: в командной экономической системе безработица отсутствует, но может наблюдаться Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день.
В рыночной экономической системе безработица всегда присутствует.
Слайд 3.
Учитель: Давайте повторим понятия, которые мы изучили на том уроке. Дать понятию определение: Население страны, Рабочая сила, Занятые, Безработные, Выбывшие. Слайд 4.
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения не может найти себе работу. Слайд 5.
Повторение.
Учитель: А сейчас выполним задание. Слайд 6.
Кто из перечисленных граждан является безработным?
а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности; (безработный)
б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза; (выбывший)
в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости; (безработный)
г)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности (безработный).
III. Работа над новым материалом.
1.Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с показом слайдов.
Учитель: безработица бывает четырех видов – фрикционная, структурная, циклическая и сезонная. Слайд 7.
Каждый вид безработицы имеет свои особенности и причины.
Слайд 8, 9, 10, 11.
Фрикционная безработица:
Особенность: работу ищут уже готовые специалисты с определённым уровнем профессиональной готовности и квалификации.
Причины: 1. Неосведомлённость людей, несовершенство информации.
2. Факторы, снижающие мобильность рабочей силы.
3. Особенности национального характера и образа жизни.
Структурная безработица:
Особенность: связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу.
Причины: НТП ( научно – технический прогресс).
Структурная безработица – явление естественное и неизбежное.
Циклическая безработица:
Особенность: общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
Причина: низкий спрос на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах.
Сезонная безработица:
Связана с сезонными работами.
Например: кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Виды безработицы.
Вид безработицы. Причины безработицы.
1. Фрикционная. Связана с поисками и ожиданием работы.
1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.
2. Структурная. Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно - технический прогресс).
3. Циклическая. Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
4. Сезонная. Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Учитель: чтобы решать задачи по этой теме мы познакомимся с формулами
Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила ) х 100%
Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила ) х 100%
ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.
Полная занятость = рабочая сила х ( 1 - ЕНБ ) Слайд 12.
IV. Закрепление материала.
1.Задание: стр. 35 -36 (устно) рабочая тетрадь 7 класс.
2.Задание. Определить тип безработицы. Приложение № 3.
3.Задание: Нужно определить статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. ( Индивидуальные карточки. Приложение 4).
V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание: Учить виды безработицы (карточка), стр.36-37 текущий счет в тетради письменно.
Декабрь 2014г.
Приложение № 1. Безработица. Виды безработицы .Критерии безработного.
1. Трудоспособный возраст. 2. Отсутствие у человека постоянного заработка. 3. Доказанное стремление человека найти работу.
Выбывшие из состава рабочей силы – лица трудоспособного возраста; потенциально имеющие возможность работать, но по каким – либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, инвалиды, студенты дневных отделений.Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила) × 100%
Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила) × 100%
ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.
Полная занятость = рабочая сила × (1 - ЕНБ)
Виды безработицы.
Вид безработицы. Причины безработицы.
1. Фрикционная. Связана с поисками и ожиданием работы.
2. Структурная. Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно - технический прогресс).
3. Циклическая. Вызывается спадом деловой активности в экономике страны.
4. Сезонная. Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Последствия безработицы.
Закон Артура Оукена: если фактическая безработица превышает естественный её уровень на 1%, то производство сокращается на 2,5%.
Приложение № 2. Виды безработицы.
Вид безработицы. Причины безработицы.
1. Фрикционная. Связана с поисками и ожиданием работы.
1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.
2. Структурная. Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно - технический прогресс).
3. Циклическая. Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
4. Сезонная. Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Приложение№3. Задания по безработице. (Савицкая Е. В. Стр. 229).
Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.
1. Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.
2. В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.
3. Медсестра Нина Касторкина, которая переехала из Рязани жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.
4. В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9, 7%; в разгар « Великой депрессии» 1933 года безработица достигла 25%.
5. Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из – за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.
Задача. (Савицкая Е. В. Стр. 225).
В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых. 1. Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.
2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0, 5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.
3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из – за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре. Задача. (Савицкая Е. В. Стр. 243).
В стране Какофонии насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу (это – домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги).В стране Какофонии 4 млн. 600 тысяч человек безработных и 1 млн. человек работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день. Определите уровень безработицы в стране Какофонии
Приложение №4. Задание (Е. В. Савицкая, стр.221.)
Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве.
1. Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности (безработный).
2. Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики (выбившая).
3. Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня (занятый).
4. Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из – за сокращения числа рабочих мест и отчаявшись найти работу, прекративший её поиски (безработный).
5. Шахтёр, который по состоянию здоровья больше не может работать (выбивший).
6.Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом вузе на вечернем отделении (занятая).
7. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать (выбывшая).
8. Женщина – домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье (выбывшая).
9. Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск (занятая).
10. Женщина, ожидающая ребёнка, которая уволилась с работы (выбывшая).
11. Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет (не входит в состав рабочей силы).
12. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в государственную службу занятости (безработный).
13. Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии (занятый).
14. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре (занятая).
15.Медсестра Нина Касторкина, работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну московских поликлиник (безработная).
Задача (Е. В. Савицкая, стр.223-224).
Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 года составила 73 млн. человек, а к концу 1996 года – 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 1995 года составило 67 млн. человек, а на конец 1996 года – 65,9 млн. человек.
1. Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 годов.
2. Определите уровень занятости в России на конец 1995и 1996 годов.
3.Определите уровень безработицы в России на конец 1995 и 1996 годов