Консультация Федеральный государственный образовательный стандарт как новая ступень стандартизации дошкольного образования


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
КОНСУЛЬТАЦИЯ

Разработал:
Старший воспитатель
Данилова С. А.
Ядрин, 2017 г.
Что такое ФГОС ДО? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, который вступил в силу с 1 января 2014 г.
В соответствие с приказом Министерства образования РФ № 57 от 30.01.2013 года «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», разработкой документа с 31 января 2013 года занималась рабочая группа из 30 человек во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. Его успели разработать всего за три месяца.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных  особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Принципы стандарта:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования (далее индивидуализация образования)
- сотрудничество взрослых и детей, признание ребенка участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
- сотрудничество учреждения с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие методов, требований, условий возрасту и особенностям развития)
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС дошкольного образования преследует цели:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.ФГОС дошкольного образования устанавливает  3 группы требований:
- к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
- к структуре Программы;
- к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС разрабатывается и утверждается Образовательная Программа, которая должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5. Стандарта).В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Программа включает три основных раздела:
- целевой;
- содержательный;
- организационный.
Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на их фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Каким быть дошкольному детству по новым требованиям? В чём это заключается?
Стандарт в ДО – это стандарт разнообразия детства. Детство – бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия, что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация).
Какими же будут требования начальной школы к выпускнику детского сада?
Школа всегда хотела получить «удобного» ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. СТАНДАРТ же говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ!»
Именно это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным на этапах образования (повышение социального статуса).
Каковы же связи с вышесказанным требования к результатам освоения программы?
Главная отличительная особенность между ФГОС и ФГТ в том, что во ФГОС нет формализации и нормативов, как это было в ФГТ. Это большой шаг вперед! По словам Александра Асмолова, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Что такое целевые ориентиры? Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:
- Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы).
- Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов).
- Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество
- Развитые творческие способности, развитая устная речь
- Хорошо развитая крупная и мелкая моторика
- Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
- Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, оценки качества образования и для аттестации педагогов, а также для распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования.
В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации?
«Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности».
Таким образом, ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, должен выступать:
- в качестве основополагающего документа нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательного для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений;
- ориентиром развития системы дошкольного образования;
- инструментом обеспечения качества дошкольного образования;
- основой системы государственной оценки деятельности учреждений (групп), реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, контроля качества дошкольного образования;
- средством обеспечения преемственности с начальным общим образованием.