урок по историиРоссии Внешняя политика Александра III 8 класс
Тема: Внешняя политика Александра III.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с основными тенденциями внешней политики, проводимой в период царствования Александра II;
оценить роль..
2.Продолжить развитие умений работать с исторической картой, дополнительной литературой, анализировать и обобщать исторические явления, умения давать характеристику деятельности исторической личности.
3.Продолжить развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: работа по группам, с интерактивной доской, работа с историческими документами, опережающее задание, тестирование.
Оборудование:
1.Карта «Россия во второй половине половина 19 века».
2. Презентация к уроку.
3. Рабочие тетради учащихся.
4.Рабочий лист для учащихся с заданиями и документами.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Знакомство с целями и планом урока (использую слайды к уроку. «Внешняя политика Александра III»). (1 слайд – тема урок)
План изучения нового материала (2 слайд – план урока)
1.Ослабление влияния России на Балканах.
2. Поиск союзников в Европе. Создание военно-политических союзов.
3.Средне-азиатская политика Александра III.
4.Внешняя политика России на Дальнем Востоке.
Перед изучением нового материала предлагаю вспомнить, ранее изученное, чтобы не возникло проблем при сопоставлениях и анализе внешней политики, проводимой Александром III. (3 слайд – портрет Александра III)
II. Актуализация знаний учащихся по теме:
«Внешняя политика России второй половины 19 века»
В каком году был созван Берлинский конгресс и зачем?(1878, пересмотреть условия Сан-Стефанского мирного договор, чтобы не допустить усиления влияния России на Балканах и в целом в Европе )
Как изменилась международная обстановка в Европе после Берлинского конгресса? ( Болгария была разделена на две части, причем оставалась под властью Турции; были урезаны территории Сербии и Черногории; сокращены приобретения России в Закавказье, те кто не воевал получил ..)
Почему Россия рассчитывала на благожелательные отношения с Балканскими странами и в частности с Болгарией? (Россия внесла основной вклад в дело освобождения балканских народов, особенно Болгарии, в лице , которой надеялась получить надежного союзника)
Вспомните, когда и с какой целью создан «Союз трех императоров».
( 1873, Россия, Австро-Венгрия, Германия обещали друг другу устранять разногласия путем консультаций, а в случае войны – договориться о совместных действиях.)
5. Когда и почему распался Союз? (1878 г. Германия и Австро-Венгрия не поддержали Россию на Берлинском конгрессе, Россия в свою очередь отказалась поддержать нейтралитет в случае войны Германии с Францией.)
Заставка с портретом Александра III.
Слово учителя:
Чтобы легче было объяснить те или иные явления во внешней политики конца 19 века послушайте сообщения своих товарищей об императоре Александре III, как о личности.
Сообщения учащихся:
Об императоре Александре III
(Яковер Л.Б. Занимательные истории...)
1.После трагической гибели отца Александр III жил в постоянном страхе перед покушениями, боялся Петербурга, жил в Гатчине. Однажды по его вине произошел трагический случай. Александру, вошедшему в дежурную комнату, показалось, что один из его адъютантов барон Рейтерн прячет за спиной бомбу и готов бросить ее. Император застрелил адъютанта на месте. Оказалось, что барон просто курил папиросу и при неожиданном появлении царя спрятал ее за спину...
2.Александр III обладал невероятной трудоспособностью и огромной физической силой. Он мог руками свернуть в трубку железный поднос, согнуть железную кочергу или серебряный рубль. Однажды за обедом австрийский посол, коснувшись волнений на Балканах, угрожающе намекнул, что Австрия может мобилизовать два- скрутил ее петлей и бросил австрийскому послу.
Вот что я сделаю с вашими двумя-тремя мобилизованными корпусами, хладнокровно сказал государь.
3.Император имел сильную волю, решительный характер, громоподобный голос, был резок, прост в манерах, еде и одежде, которую носил до тех пор, пока она полностью не изнашивалась. Королева Виктория заметила, что этот могучий царь «монарх, которого она не считает джентльменом». (Слайд с королевой Викторией)
4.Пожалуй, никто из российских императоров XIX века не отличался такой приверженностью ко всему русскому, как Александр III. Эго проявлялось и во внешнем облике царя: русская косе воротка, борода, заправленные в сапоги брюки. Ко всем «инородцам» полякам, финнам, евреям царь питал неприязнь.
5.Рассказывают, однажды в Гатчине во время рыбной ловли один из европейских дипломатов добивался срочного свидания с царем. После того об этом доложили Александру, он ответил: «Когда русский удит рыбу, Европа может подождать».
В этом ли заключается настоящий патриотизм?
6.Императора Александра III прозвали в народе Миротворцем. За годы его правления (18811894) Россия не участвовала ни в одной из войн. В «Слове памяти императору Александр профессор В.О. Ключевский сказал: «Европа признала, что царь русского народа был и государем международного мира и прядка, и этим признанием подтвердила историческое призвание России. Европа призналась, что страна, которую она считала угрозой цивилизации, стояла и стоит на страже ее, понимает, ценит основы не хуже ее творцов».
Охарактеризуйте роль России на международной арене в к 19 века.
Воистину сколько людей столько и мнений. Как быть историку при восстановлении подлинной исторической правды? Есть ли она вообще? Если да, то каковы ее критерии сформулируйте свое собственное мнение об эпохе Александра III.
По выражению Г. В. Плеханова, известного русского революционера-марксиста, Александр III «тринадцать лет»; сеял ветер, а его преемнику Николаю II выпало на долю пожать бурю»
Вопросы: как характеризует личность императора Александра III этот материала? Почему этого императора называли Миротворцем?
III. Изучение нового материала:
Изучать новый материал вы будите, самостоятельно по группам. Задания каждой группе вы найдете в рабочем листке.
-Через 10 минут каждая группа должна будет приставить изученный материал классу.
-Слушайте внимательно, что посчитаете нужным, записывайте, помечайте.
После изучения будет тестирование.
Выступление учащихся ( два ученика у интерактивной доске, два у доски)
IV. Закрепление
Беседа учителя по вопросам:
1.Назовите основные направления внешней политики Александра III?
2.Какое государство было главным соперником России на Балканах?
3.Почему были разорваны дипломатические отношения России с Болгарией?
4.Какие государства создали Тройственный военно-политический союз?
5.Какой союз был заключен Россией в 1891 году?
6. Какое государство было главным соперником России на Дальнем Востоке?
7.Что заставило российское правительство строить Транссибирскую железную дорогу?
8.Почему Александра III назвали царем «Миротворцем»?
V.Тестирование по вариантам( 2 варианта)
1 вариант у компьютеров
2 вариант – начинают выполнять задания в рабочих тетрадях, проходят тестирование.
VI. Дом. задание: §35, задания в Р.т.1,3,5.
VII. Итог урока
Рефлексия.
Попробуйте представить себя современником изученных событий и оценить внешнюю политику императора Александра III.
Если вы считаете, что внешняя политика была в целом взвешенной и правильной на выходе из кабинета приклейте зеленый смайлик.
А если осуждаете и не поддерживаете красный.
Рабочий лист для урока:
Внешняя политика Александра III.
Актуализация знаний учащихся.
1. В каком году был созван Берлинский конгресс и зачем?
2.Как изменилась международная обстановка в Европе после Берлинского конгресса?
3.Почему Россия рассчитывала на благожелательные отношения с Балканскими странами и в частности с Болгарией?
4.Вспомните, когда и с какой целью создан «Союз трех императоров».
5. Когда и почему распался Союз?
Задания 1 группе.
1.Назовите причины ослабления влияния России на Балканах.
2.Подведите итоги проводимой политики Александром III. Сделайте выводы.
- Работу выполните в форме кластера (графическое изображение)
Рабочий лист для урока:
Внешняя политика Александра III.
Актуализация знаний учащихся.
Актуализация знаний учащихся.
1. В каком году был созван Берлинский конгресс и зачем?
2.Как изменилась международная обстановка в Европе после Берлинского конгресса?
3.Почему Россия рассчитывала на благожелательные отношения с Балканскими странами и в частности с Болгарией?
4.Вспомните, когда и с какой целью создан «Союз трех императоров».
5.Когда и почему распался Союз?
Задания 2 группе.
1.Каковы результаты поисков союзников в Европе?
2. Какую роль во внешней политике Западной Европы сыграли военно-политические блоки.
Дополнительный материал:
К концу 70-х гг. «Союз трех императоров» явно себя изжил. Австро-Венгрия и Германия не поддержали Россию на Берлинском конгрессе. За это Россия отказывалась гарантировать Германии благожелательный нейтралитет в случае ее войны с Францией. Это обстоятельство трижды (в 1875, 1885 и 1887 гг.) удерживало Германию от решительного шага.
Австро-Венгрия расширяла экспансию на Балканах, и русско-австрийские отношения становились все более напряженными.
В 1879 г. Австро-Венгрия и Германия втайне заключили союз, направленный против России и Франции. В 1882 г. к нему присоединилась Италия. Так возник Тройственный союз военная группировка в центре Европы.
Германия, неуклонно наращивая военную мощь, начинала претендовать на роль ведущей европейской державы. Складывалась обстановка, что только союз с Францией может гарантировать безопасность России.
К немалому удивлению современников, произошло, казалось, невозможное. Началось франко-русское сближение. Первыми вступили в диалог военные, а российские дипломаты продолжали искать взаимопонимания с Германией. Не добившись успеха, вынуждены были изменить позицию и они. В 1891 1893 гг. оформился франко-русский союз. Образование франко-русского союза было ответной мерой на создание Тройственного союза. Заключение договора между Россией и Францией помогло восстановить равновесие в Европе, нарушенное усилением Германии и распадом «Союза трех императоров».
В Европе русская дипломатия вела взвешенную и расчетливую политику, поддерживая равновесие сил и добиваясь сохранения мира.
Рабочий лист для урока:
Внешняя политика Александра III.
Актуализация учащихся.
1. В каком году был созван Берлинский конгресс и зачем?
2.Как изменилась международная обстановка в Европе после Берлинского конгресса?
3.Почему Россия рассчитывала на благожелательные отношения с Балканскими странами и в частности с Болгарией?
4.Вспомните, когда и с какой целью создан «Союз трех императоров».
Когда и почему распался Союз?
Задания 3 группе
Выделить основные задачи России на азиатском направлении.
Назовите плюсы и минусы внешней политики, проводимой правительством России в конце 19 века.
Дополнительный материал
Средняя Азия представляла для России как военный так и экономический интерес. Текстильная промышленность России нуждалась в хлопке. Возникла необходимость в новых источниках сырья. Царское правительство было не прочь расширить свои владение на востоке. Русские войска устремились в Среднюю Азию. Также она становилась местом сбыта российских товаров.
Завоевание Россией Средней Азии лишило государственности, населявшие ее народы. Но при этом прекратились междоусобные войны, было ликвидировано рабство и работорговля. Часть земель у местных феодалов, которые оказывали сопротивление русским войскам забирали и передавали крестьянам.
Быстро стало развиваться хлопководство, шелководство, началось железнодорожное строительство, добыча нефти, угля, цветных металлов.
Рабочий лист для урока:
Внешняя политика Александра III.
Актуализация знаний.
1. В каком году был созван Берлинский конгресс и зачем?
2.Как изменилась международная обстановка в Европе после Берлинского конгресса?
3.Почему Россия рассчитывала на благожелательные отношения с Балканскими странами и в частности с Болгарией?
4.Вспомните, когда и с какой целью создан «Союз трех императоров».
5. Когда и почему распался Союз?
Задания 4 группе.
1.Выделите основную задачу внешней политики России на Дальнем Востоке.
Выполните задание в форме софт-анализа
2.Сравните политику России Европе с проводимой политикой на Дальнем
Востоке.
Дополнительный материал:
В конце XIX в. Россия присоединилась к другим державам, начавшим экспансию в пределы Китая и Кореи. Здесь Россия столкнулась с Японией. Япония набирающая силы становится соперником России на Дальнем Востоке.
В 18941895 гг. произошла китайско-японская война. Китай потерпел жестокое поражение. Условия мира были суровы. В частности, Китай должен был уступить Японии Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур, которая контролировала подходы к побережью Маньчжурии.
Под давлением России, Германии и Франции японскому правительству пришлось отказаться от этого пункта мирного договора. После этого Россия, воспользовавшись усилением своего влияния на Китай, заключила с ним договор о строительстве КВЖД, соединившей, через Маньчжурию, Читу и Владивосток.
В 1898 г. Россия арендовала у Китая Ляодунский полуостров с Порт-Артуром. Она получила право создать в Порт-Артуре военно-морскую базу и провести железную дорогу от Порт-Артура к КВЖД.
В том же году в Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней. против иностранного засилья В ответ на восстание Англия, США, Япония. Франция, Россия, Италия, Германия и Австро-Венгрия организовали карательную экспедицию. Русские войска заняли Маньчжурию и участвовали во взятии Пекина.
Восстание было подавлено, но русское правительство не торопилось выводить свои войска из Маньчжурии. Наоборот, оно пыталось добиться от Китая права на долговременное их пребывание. При дворе образовалась группа лиц во главе с А. М. Безобразовым, которая требовала более активного проникновения в Китай и Корею.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шипицинская средняя общеобразовательная школа
Чистоозерного района Новосибирской области
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Урок истории
Тема урока: Внешняя политика Александра III
учитель истории
и обществознания
Фрилинг Н.В.
Шипицыно
2010
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715