Методическая разработка по обществознанию на тему Рынок труда.Безработица и государственная политика в области занятости


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Олымская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Методическая разработка
урока обществознания в 11 классе
по теме «Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости»
по учебнику «Обществознание : 11класс: базовый уровень; под общ. ред. Г.А.Бордовского. – М.:Вентана-Граф, 2015.
Выполнила: Архипова В.Н.
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории.
2016
Педагогические цели:
Способствовать ознакомлению с понятиями «рынок труда», «занятость», «безработица», «экономическая активность», «экономически активное население»;создавать условия для выяснения роли рынка труда в экономике страны ,сущности закона спроса и предложения на рынке труда, поддержки безработных, государственной политики в области занятости.
Тип и вид урока:
Комбинированный
Планируемые результаты :Предметные
Формирование и развитие целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий, окружающей действительности, человеческого фактора ;сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Личностные
Сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства ,осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Метапредметные
Готовность и способность к самостоятельной информировано-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,получаемую из различных источников; умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.
Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловая (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения),учебно-познавательная(владение креативными навыками: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности); социокультурная (умение анализировать ситуацию на рынке труда); коммуникативная (умение задавать вопрос, вести учебный диалог); личностное самосовершенствование (эмоциональная саморегуляция и самоподдержка).
Основные понятия и термины:
Спрос и предложение на рынке труда. Занятость и Безработица. Экономически активное население. Безработные и их поддержка. Государственная политика в области занятости. Рынок труда, биржа труда.
Оборудование:
 мультимедиа проектор, презентация к уроку(приложение №1)
Ход урока:
I Организационный момент.Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II Постановка целей урока:
Учитель: До сих пор мы изучали, как организован рынок товаров и услуг, а теперь нам предстоит познакомиться с новым явлением в макроэкономике. Что же это за явление?
(на доске составляется кластер)
(слайд №1 Приложение №1)
Спрос Безработица Заработная плата
Рынок труда

Предложение Занятость


Государственная политика
III Изучение нового материала
1.Особенности рынка труда
Учитель:
Каковы особенности рынка труда?
На рынке труда покупателями являются фирмы.
На рынке труда продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.
Приобретение услуги труда подразумевает возникновение длительных отношений между покупателем и продавцом.(слайд № 2)
Рынок труда —
сфера устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцамии покупателями. (слайд № 3)
Как и любой рынок, рынок труда характеризуется спросом и предложением.
Вспомните, что такое рыночный спрос и предложение?
Основные факторы, определяющие спрос на труд:
производительность труда;
использование современных технологий;
состояние экономики и ее отдельных отраслей
спрос на потребительские товары, необходимые обществу.
Основные факторы, определяющие предложение на труд:
численность населения и его трудоспособной части;
уровень квалификации;
уровень и структура заработной платы;
социальная и налоговая политика государства (слайд №4,5)
2.Заработная плата
Цена услуг труда включает заработную плату работника (слайд №6)
Размеры заработной платы работника зависят от соотношения спроса и предложения фирм на рабочую силу и от многих других факторов.
Защита проекта, подготовленного учащимися :
«Мотивация труда. Заработная плата»
Приложение №2
Учитель:
Проблемный вопрос: Какие факторы, с вашей точки зрения, определяют уровень реальной заработной платы?
Проблема зарплаты, условий труда, социального страхования давно волнует работников. Со времен средневековья ремесленники одной специальности объединялись в цеха, рабочие 19-20 веков объединяются в профессиональные союзы. Профсоюзы представляют интересы работников при проведении переговоров относительно заработной платы, дополнительных льгот, условий работы. Порой и сегодня в странах с развитой демократией борьба на рынке труда принимает ожесточенные формы.
Проблемный вопрос:
Что произойдет на рынке труда, если профсоюзы добьются повышения зарплаты выше уровня равновесной ставки зарплаты?
3. Структура занятости населения
Защита проекта, подготовленного учащимися:
«Исследование структуры занятости населения Касторенского района» Приложение №3
Учитель: Определите, к какой категории населения относятся следующие граждане:
А Занятые 1 Студент колледжа
Б Безработные 2 Многодетная мать, работающая в фирме не полный рабочий день
В Не включаемые в рабочую силу 3 Машинистка, уволенная в связи с использованием персональных компьютеров
4 Рабочий, участвующий в забастовке
5 Домохозяйка, которая занята своим домом и детьми.
6 10-летний подросток, продающий газеты
7 Программист, занятый неполный рабочий день
Проблемный вопрос: Возможна ли дискриминация на рынке труда? Назовите возможные для этого основания.
4.Безработица как социально-экономическое явление. Типы безработицы
(Приложение №1 слайд №7)
Причины безработицы
Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
Слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу
Негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места. (слайд №8).
Виды безработицы
Фрикционная
Причина: поиск или ожидание лучшей работы и лучших условий
Это временно безработные люди, ищущие работу, а также сезонные рабочие СтруктурнаяПричина: технологические изменения в структуре производства и долговременные изменения потребительского спроса Исчезновение устаревших профессий, а также несовпадение спроса на труд и его предложения по разным профессиям и предприятиям.
Циклическая
Причина: экономический спад в стране, сокращение производства, изменение потребительского спроса Сокращение и спад производства, падение спроса на товары ведут к потере работы и невозможности найти работу по любой специальности. (слайд №9)
Проблемный вопрос: Почему в России, в отличии от других развитых стран, работники редко меняют место и род деятельности.
5. Государственная политика в области занятости
Выступление директора Центра занятости Касторенского района «Государственная политика в области занятости».
Цель и виды государственной политики занятости населения
Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.
Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.
Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздрав соц. развития России и находящийся в его ведении Рос. труда. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:
  - развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;   обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;
-  создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
-              поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
-              обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица пред пенсионного возраста — за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);-              предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
-              поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;-              сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
-              координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику,социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
-              координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
-              обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
Учитель:
Экономически активное население, или рабочая сила, состоит не только из занятых, но и безработных. Полная занятость наступает не с исчезновением фактической безработицы,а когда циклическая безработица равна нулю при сохранении фрикционной и структурной безработицы. Безработица имеет серьезные социально-психологические последствия как для граждан, так и для страны в целом и нуждается в государственном регулировании.
IV Закрепление знаний и способов действий:
Составить синквейн к понятиям «рынок труда», «безработица».
Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.
Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.
Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета.
Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.
Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства
Парная работа
Каждому ученику выделяется несколько минут для того, чтобы создать синквейн. Потом он вместе с соседом по парте складывает два стихотворения в одно, которое обоим пришлось бы по душе.
V Рефлексия:
Закончите любое предложение, выразив свое мнение о сегодняшнем уроке:
Самое интересное на сегодняшнем уроке было…
Сегодня на уроке я так инее понял…
Меня заинтересовало…
Хотел бы узнать подробнее…
Мне не понравилось…
Я считаю, что сегодня мы…
VI Информация о домашнем задании:
параграф 11, выписать отрицательные и положительные последствия безработицы.