Современные инновационные процессы в начальной школе

Современные инновационные процессы в системе начального общего образования. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве.
(Учитель Зыкова Н.Н. МОУ «Заостровская школа» Виноградовский район)
В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие трудности в активизации внимания школьников к обучению. Проблема развития познавательной активности остаётся актуальной.
Говоря о специфике обучения, ещё К.Д. Ушинский писал, что следует передать ученикам не только те или иные познания, но и развить в нём желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания, дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения.
Мой педагогический стаж составляет 27 лет. Все годы я работаю по традиционной программе. Современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от учителя реализации новых идей, создания условий для проявления личностных качеств каждого ученика, поэтому я обратила внимание на не столь новую, но востребованную в обучении исследовательскую деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование познавательной активности. Цель будет достигнута при решении следующих задач:1) создание условий для развития логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; коммуникативных умений; 2) способствовать формированию наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами. В процессе исследовательской деятельности учащимися используются следующие методы и приёмы: изучение теоретических источников; наблюдение; поисковый эксперимент; описательный; анкетирование; интервьюирование. Учащимся приходится работать с разными источниками информации: ресурсами Интернета – библиотеками, энциклопедиями, справочниками; электронными обучающими программами; книгами (литературными произведениями, очерками, учебными статьями, энциклопедиями, справочниками, словарями); произведениями музыкального и изобразительного искусства; устным и письменным общением со сверстниками и взрослыми. Бесспорно, что информационная среда должна находить своё применение при изучении всех школьных предметов и во внеклассной деятельности. Организация исследовательской деятельности несёт в себе большие возможности установления межпредметных связей.

15