Современные тенденции развития школьного образования в Японии и России
Гущин Иван Иванович
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ И РОССИИ
В данной статье анализируются тенденции развития японского и российского школьного образования. Обнаружена непосредственная связь между процессами глобализации, интернационализации и изменениями, происходящими в образовательной сфере. Делается вывод о том, что в образовательном пространстве взаимодействуют противоположные тенденции, отображающие сложные процессы, происходящие в мире, стране, социуме; при реформировании образовательной системы необходимо учитывать национальную специфику страны, опираться на опыт других государств, но не слепо копировать чужую систему образования, а адаптировать ее под себя.
система школьного образования, Япония, Россия, тенденции развития образования, реформирование образования, глобализация.
THE MODERN DEVELOPMENT TRENDS OF JAPANESE AND RUSSIAN SCHOOLING SYSTEMS OF EDUCATION
Tendencies of development Japanese and Russian systems of educational are analyzed in this article. Th
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·f education; Japan;Russia; tendencies of development of education;restructuring of education;globalization
В последние десятилетия одна из самых устойчивых общемировых тенденций – возрастание роли образования в жизни индивида, в развитии общества, страны. Это связано в первую очередь с экономическими, политическими и социокультурными задачами, которые ставит перед собой каждое государство. Качественное образование, являясь источником знаний, способно вывести любую страну в мировые лидеры. Это понимает и правительство России и правительство Японии. Именно с этим связана одна из основных тенденций современности – затянувшееся реформирование системы образования, в том числе и школьной. Так, в Японии реформа образования началась в 80-х гг., в России – в 90-х и преобразования в школьных системах образования продолжаются до сих пор.
Качественные изменения произошли:
в содержании, целях, методах и технологии, формах организации и системе управления;
в стилях педагогической деятельности и организации учебно-познавательного процесса;
в системе контроля и оценки уровня образования;
в системе финансирования;
в учебно-методическом обеспечении;
в системе воспитательной работы;
в учебных планах и учебных программах;
в деятельности учителя и школьника.
При реформировании системы образования японское и российское правительство столкнулось с рядом проблем, связанных с всемирными процессами глобализации, интернационализации, компьютеризации, американизации и т.д. Интересно, что Япония видит, анализирует и пытается решить эти проблемы в отличие от России, старающейся ухватить, соединить и внедрить в свою систему образования все «модные» мировые тенденции.
Главной особенностью реформ системы образования обеих стран является то, что все изменения происходят в рамках процесса глобализации. Так, по мнению А.В. Мирча, в образовательном пространстве японской школы действуют противоречивые тенденции, отражающие сложность процесса синтеза новых и традиционных ценностей в условиях культурной глобализации. Если говорить об российском образовании, то там современные тенденции, реализуемые в процессе модернизации образования, представляют собой составную часть мирового процесса глобализации и наряду с преимуществами создания единого образовательного пространства угрожают национальным особенностям образовательной системы, разрушая ее качество.
Отметим, что многие исследователи опасаются, что процесс глобализации, ведущей тенденцией которого является интеграция мирового сообщества в единое целое, одновременно включает механизмы локальной культурной, национальной дезинтеграции (распадения, исчезновения), которые могут оказать разрушающее влияние на личность, вплоть до полной потери идентичности с собственной культурой. Результатом этого может стать растворение отдельных культур в суперкультуре американизированного типа. Действительно, последствия глобализации в первую очередь скажутся на общественно-социальной и культурной жизни населения и могут привести к таким нежелательным последствиям, как: растворение национальных культур в мировом пространстве, распространение и доминирование массовой культуры, разрушение базовых общечеловеческих ценностей, унификация и стандартизация мировой культуры в целом и т.д.
Более того, сегодня существует мнение, что образование в России подвергается мощным западно-глобалистским тенденциям, нам фактически навязывается западная модель образования, которую зачастую преподносят как «инновационное образование». Подчеркнем, что школа Японии сейчас идет по «западному» пути, хотя система образования Японии изначально строилась по образцу американской. Справедливо замечание А.Ю. Наумовой и Е.В. Ушаковой, что сегодня во всем мире жестко распространяются западные культурные образцы и стандарты поведения: образа жизни, потребления, досуга и многое другое. Но возникающие новые культурные образцы в большинстве своем противоречат национальным культурным традициям других стран, способствуют распространению космополитических прозападных «ценностей». При этом параллельно идет подавление западной монокультурой культурных ценностей иных стран и народов.
Японская система образования всегда строилась в соответствии со своей национальной специфичностью, не забывая о собственных традициях и культуре. Россия же начинает забывать о своих корнях, пытаясь следовать веяниям глобализации.
Конечно, глобализационные процессы влекут за собой и положительные тенденции: развитие техники, новых информационных технологий, возможность беспрепятственного обмена опытом между странами, открытый и мгновенный доступ к социокультурной информации, распространение и осваивание качественно новых стандартов образования. Следствием этого в сфере методов и технологий, в способах контроля, например, проявляется тенденция компьютеризации школьного образования: появление электронных дневников, видеоуроков, создание виртуальных учебных материалов, внедрение в методику преподавания активного использования мультимедийных средств и т.д.
Несмотря на то, что модели развития российского и японского образования исконно были различны, в них наблюдаются схожие проблемы, свидетельствующие о кризисе национальных систем образования.
Помимо технологизации и компьютеризации глобализация повлекла за собой и стандартизацию образования. В российском школьном образовании вот уже несколько лет идет жесткое усиление стандартизации образования. Введение единого государственного экзамена, по оценкам многих специалистов, нивелирует индивидуальность учеников, не позволяет развиваться у них образному мышлению, креативности и т.д. Педагоги, да и некоторые ученые высказывают точку зрения, что одним из главных долгосрочных последствий введения ЕГЭ может стать разрушение системы школьного образования, основанного на передаче знаний. Дело в том, что из-за деформации процесса поступления в вузы в нашей стране, когда почти 100% школьников участвуют во вступительном марафоне, обучение в старших классах вместо получения достаточно широкого спектра знаний по разным дисциплинам неизбежно превращается в «натаскивание» на выполнение заданий ЕГЭ.
Стержнем японского образования традиционно служила экзаменационная система, суть которой приучать людей запоминать, а не размышлять, поступать, как принято, а не искать самостоятельные решения, следовать традициям, а не ломать их. На сегодняшний день цели обучения в Японии координально изменились. Вместо воспитания в учащихся чувства коллективизма, единения нации на первое место вышла цель – формирование индивидуальности, развитие творческих способностей школьников. Новый национальный стандарт учебных программ стал более гибким. В каждой школе появилась возможность разработки собственных образовательных программ. Изменился общий принцип организации учебной программы: идея всеобщего унифицированного образования сменилась идеей индивидуального подхода, образования по способностям. Это знаменует собой революционные изменения в истории образования Японии, так как многие педагоги до сих пор считают, что деление детей по их способностям - это дискриминация.
Таким образом, к тому, от чего пытаются уйти японцы в школьном образовании, сейчас приходят русские. Правительство страны, да и руководство школ, «подгоняя» школьную систему под мировые стандарты, начинают забывать о том, что российское общество по своим характеристикам поликультурно. Если в Японии набирает силу мультикультурное образование (создаются билингвальные учебники для учащихся-иностранцев; ведутся занятия по поддержке культуры иммигрантов; с помощью родителей проводятся встречи, на которых знакомят с обычаями и бытом иностранцев; детей-иностранцев специально знакомят с искусством и культурой страны), то в России при реформировании школ помимо общих тенденций развития специфика собственной культуры не учитывается, и даже идет отказ от национальных школ.
Заметим, что школа в Японии рассматривается как важнейший рычаг интернационализации жизни подрастающего поколения. Правительство предложило формировать качества, позволяющие мирно сосуществовать с другими народами, уважать отношение иностранцев к собственной истории, традициям, культуре. Совершенствование структуры системы японского образования в условиях интернационализации ориентировано на решение следующих задач:
повышение общего уровня грамотности населения в соответствии с международными требованиями;
усиление степени включенности образовательных учреждений Японии в систему мирового хозяйства;
обращение особого внимания на подготовку учителей, преподающих иностранные языки и всемирную историю;
усиление пристального внимания к совершенствованию таких структур образовательного комплекса, как система переподготовки и непрерывного образования учителей, преподающих обязательные предметы.
Процессы интернационализации повлекли за собой демократизацию социальной структуры японского общества. Следствием этого стало повышение уровня образования среди женской половины населения. В России же отмечается тенденция демократизации в организации образовательного процесса: появилась возможность самостоятельно разрабатывать и выбирать учебную программу.
При сравнении школ России и Японии можно отметить общую тенденцию в развитии системы образования данных государств – повышение образовательных стандартов. Например, придя в первый класс, японский ребенок уже должен владеть определенной грамотностью: знать до 80 иероглифов, уметь производить два-три арифметических действия. В младшей средней школе Японии произошло увеличение количества часов, отводимых по программе на изучение иностранного языка. В начальной школе с апреля 2011 года английский язык стал обязательным предметом.
В России давно уже не редкость, а негласное обязательное условие поступления в первый класс – посещение воскресной школы. Первоклашку учат в детском саду и этой самой школе тому, чему десятилетие назад учили в начальной. По окончании четырех классов ученики сдают обязательный ЕМТ (единый муниципальный тест). При всем при этом специалисты отмечают резкое снижение качества российского образования. Не однозначно оцениваются различные «развивающие» программы. С одной стороны они хорошо развивают речь, мыслительную деятельность, умение самостоятельно изучать материал, исследовать ту или иную проблему, с другой, возьмем для примера русский язык, – мало внимания уделяют написанию, поэтому у данных учащихся отмечается низкая орфографическая грамотность.
В связи с повышением образовательных стандартов параллельно возникает тенденция экономизации образования, происходит расширение рынка образовательных услуг. Повышение независимости, автономности образовательных учреждений, подушевое финансирование школ в России повлекло за собой распространение предоставления различных платных образовательных услуг (развивающие, лингвистические центры, воскресная школа, репетиторство и т.д.). В Японии давно уже большая часть учащихся, после занятий в школе, посещает дополнительные платные курсы.
Обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что тенденции развития системы образования, в том числе и школьного, Японии и России целиком и полностью зависят от мировых тенденций развития экономики и политики, от технического прогресса, от целей и задач реформирования образования. Но при постановке целей и задач реформирования правительство любой страны должно помнить о своей национальной специфике и культуре, учитывать опыт других государств. Российское же правительство в погоне за мировыми стандартами забывает о своей национальной специфике. Пытаясь любыми способами внедрить во все сферы жизни страны, в том числе и в образовательную, элементы глобализации, интернационализации, компьютеризации, являющиеся веяньями современной эпохи, ее «трендами». Япония же, на наш взгляд, подходит к реформированию своей системы образования более грамотно, осознанно. Она развивает, совершенствует образовательную систему, учитывая технический прогресс, свой и чужой опыт и при этом старается сохранить национальную самобытность, идентичность.
Библиографический список:
Миронов В.В. Размышления о реформе российского образования. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2012 № 1.
Мирча А.В. Образование и гендерная трансформация в условиях культурной глобализации Японии. //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2010. № 1.
Наливайко Н.В., Петров В.В. Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2011. № 2.
Наумова А.Ю., Ушакова Е.В. Закономерности взаимодействия социокультурных моделей образования в глобализирующемся мире. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2012. № 1.
Мирча А.В. Образование и гендерная трансформация в условиях культурной глобализации Японии. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2010 № 1. C. 160.
Миронов В.В. Размышления о реформе российского образования. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2012. № 1. C. 24.
Там же. С. 9.
Наливайко Н.В., Петров В.В. Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2011. № 2. C. 63.
Наумова А.Ю., Ушакова Е.В. Закономерности взаимодействия социокультурных моделей образования в глобализирующемся мире. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2012. № 1. C. 106.
Миронов В. В. Размышления о реформе российского образования. // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2012. № 1. C. 24.
Заголовок 215