Мониторинг развития физического качества « Быстрота» у учащихся среднего звена во время занятий спортивными играми.
Мониторинг развития физического качества « Быстрота» у учащихся среднего звена во время занятий спортивными играми.
Ф. И. О: Голуб Антон Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Место работы: МБОУ «Гимназия № 45», Алтайский край, г.Барнаул (Октябрьский район)
Прошу включить мою статью « Мониторинг » в сборник материалов заочной научно – практической конференции.
Возражений против публикаций в любом (электронном и печатном) виде не имею
Дата: Подпись: / Голуб А. В.
На этапе начального обучения прививаются умения правильно выполнять технические и тактические приемы игры, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведенья. В процессе начального обучения происходит расширение круга изучаемых приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложнённых условиях, развитие физических качеств с учетом специфических требований разновидностей спортивных игр. Значительно расширяется объём теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость. На третьем этапе совершенствуется физическая подготовленность занимающихся: большое внимание уделяется развитию двигательных качеств, необходимых для овладения техническим мастерством и командной тактике игры. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, дальнейшее углубление знаний и умений, расширение игровых функций занимающихся, а также освоение многообразия вариантов тактических приемов.
Зависимость между видами подготовки предполагает, что достижение высоких результатов в работе немыслима, если хотя бы один из видов (физической, технической, тактической и психологической подготовки), находится на низком уровне. Учитывая это, процесс подготовки учащихся над каждым видом подготовки должен осуществляться одновременно и систематически. Но все же? На определённых этапах обучения один или несколько видов будут преобладать над другими. Принимая это во внимание, необходимо в учебном процессе поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности занимающихся.
Главные средства обучения – это разнообразные физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К основным относятся упражнения по технике и тактики, а так же сам игровой процесс, а вспомогательные делятся на две группы – обще-подготовительные и специально-подготовительные(которым мы во время урока внимания уделяем в меньшей степени, а зря).
Выбор методов определяется задачами и содержанием учебного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся. В освоении систематических знании и двигательных навыков значительное место отводится словесным методам (объяснение, беседа, краткие замечания, лекция) и методам наглядности (показ изучаемого приема преподавателем, применение плакатов, рисунков, схем, диапозитив, кинограмм, кинокольцовок и другим).
Одним из элементов всей технической подготовки «игровиков» являются обманные приемы и ведения мяча.
В каждом обманном приеме есть две нераздельно связанные между собой части, две фазы этого сложного действия: ложное движение, вводящее соперника в заблуждение, и следующее за ним истинное движение, с помощью которого и осуществляется замысел (отбор, передача, дальнейшее ведение мяча).
Умение взаимодействовать с партнером, играть комбинационно, в этом суть всех без исключения игр (как только одному из партнеров представляется возможность сделать передачу мяча(шайбы) партнеру, он незамедлительно этим пользуется, ибо мяч(шайба) движется быстрее самого стремительного игрока, что значительно придает игре большой динамизм.
Актуальность исследования, заключается в том, что уровень развития скоростных способностей – один из важных показателей физической подготовленности. Сформированность скоростных качеств способствует более быстрому выполнению различных технико-тактических показателей, что обеспечивает дополнительное время для эффективного решения важных двигательных задач.
Сравнительный анализ деятельности позволил выявить ряд противоречий: между комплексом теоретических разработок развития скоростных способностей человека и программно-методическим обеспечением физической подготовки; между существующими разрозненными подходами решения проблем развития скоростных способностей и необходимостью создания единой целостной системы их подготовки; между нормативными основами скоростной подготовленности учащихся(по видам спорта) и требованиями различных их игровых амплуа. Необходимость разрешения указанных противоречий и объективная потребность в проведении дополнительных исследований определяют содержание данного исследования, которое ориентировано на научное обоснование эффективной методики развития скоростных способностей.
В связи с выше изложенным, крайне важной задачей представляется развитие и совершенство, высокого уровня техникой подготовленности у юных футболистов для их игровой деятельности. Так как это является одним из очень важных разделов в общей подготовки, которые включают в себя: различные обманные и технические приемы, а также различные способы ведения мяча, их навыков и умений в учебном, а также тренировочном процессе(относим к дополнительным занятиям). Подготовку этих навыков в учебном процессе и обусловливает актуальность настоящего исследования.
Задачи:
Методика обучения техники игрового вида спорта.
Установить основные закономерности формирования скоростных способностей учащихся.
Проверить эффективность методики обучения скоростной техники игровых видов спорта в педагогическом эксперименте на примере тестов (предусмотренных рабочей программой).
Искусное владение техникой является неотъемлемой частью всесторонней подготовки и гармонического развития. Команда, желающая в настоящие время добиться успехов, должна играть быстро, то есть должна располагать такими игроками, которые владеют скоростной техникой и сочетают её с быстротой передвижения. Все энергичнее вытесняются из игры медлительные, а их место занимают игроки быстрые в движениях и мобильные в игре, а также владеющие всеми техническими навыками. Быстрота все больше становится самой необходимой частью высокой техники. Однако быстрота, точность и высокий темп сами по себе со временем начинают приносить все меньше успехов.
Команды и игроки должны уметь регулировать быстроту и игровой темп. Они должны неожиданно и в нужный момент менять темп и ритм игры. Как нам известно, все ведущие команды имеют таких игроков, которые обладаю высокой техникой и благодаря этому умеют без труда менять темп и характер игры. Это право как для отдельных игроков, так и для команды в целом.
Занятие должны строиться так, чтобы учащиеся занимались почти исключительно с мячом. Такой подход в отношении техники, атлетизма и динамики нагрузки приспособлен к условиям состязания.
Занятия расчленяются на три части: вводную, основную и заключительную. Каждое из которых имеет свою определенную методическую структуру, обусловленную физиологическим, педагогическим и психологическим факторами.
В водной части занятия должна быть повышена готовность к работе всех систем организма, а также пробуждено у игроков желание нагрузки. В этой подготовительной части, благодаря медленно нарастающей нагрузке, постепенно повышается температура мышц. Поэтому стало общепринятым называть вводную часть занятия разминкой(разогреванием). В водной части обязательно должно учитываться уже ранее достигнутая «тренированность» и предусмотренная в основной части нагрузки и в конце вводной части занятия должны быть полностью подготовлены к нагрузке в основной части.
В основной части занятия учитель должен предпослать определенную цель, которая отражает характер урока в основной части. Для достижения этой цели он ставит перед учениками определенные задачи: это могут быть задачи технические, тактические, физические(атлетические). Однако при занятиях с мячом они никогда не выступают в чистой форме, ибо большинство упражнений носит комплексный характер. Бесспорно, что само занятие определяется не одним лишь подбором материала, но и подлежащими решению задачами, которые в краткой форме даны при всех упражнениях. По времени основная часть занимает наибольшее место в периоде занятия, в среднем около 60-70%.
Обычно основная часть начинается с упражнений по изучению новых технико-тактических элементов или со скоростных упражнений. Нагрузка при этом постепенно повышается. Главное внимание уделяется точности и правильности выполнения упражнения. Затем следуют упражнения в уже знакомых и ранее проработанных элементах в условиях, близких к соревновательным, и в очень интенсивном ритме. Быстрые движения, связанные с правильной сменой темпа, стоят теперь на первом плане. Во время этого раздела занятия нагрузки, как правило, достигают наивысшего уровня.
На заключительном этапе, должна обрываться после большой нагрузки. Как в начале занятия организм медленно подводился к нагрузке, так и теперь необходимо постепенно возвратить его в нормальное функциональное состояние. Внезапное прекращение работы после сильной нагрузки может отрицательно повлиять на организм занимающихся.
На этапах обучения технике игры и преимущественно поставленных задач, которые должны решаться на этих этапах, после просмотра различного рода литературы, в которой был выяснен «вклад» в уровень развития возрастных способностей и умений проявлять быстроту и точность при выполнении различных действий без мяча и специальных (по видам спорта) действий с мячом, обращаем внимание на факторный «вклад» способностей и умений проявлять быстроту и точность, по результатам контрольных упражнений, в данном конкретном случае это учащиеся среднего звена.
Факторный «вклад» (в % по дисперсионному анализу) способностей и умений проявлять быстроту и точность, определенных по результатам контрольных упражнений.
Способности и умения проявлять их:
1. Быстроту перемещений
2. Скоростно-силовые качества
3. Точность движений
4. Точность при выполнении технических приемов
6. Точность при выполнении передач мяча на короткие расстояния
7. Быстроту и точность при перемещениях с мячом с изменением направления движения
Имеет место существенное перераспределение «вклада» способностей и умений проявлять быстроту и точность при выполнении различных двигательных действий в разные возрастные периоды, что объясняется неравномерностью развития двигательного аппарата и неодинаковым «вкладом» в уровень в разном возрасте умений быстро и точно выполнять те или другие технические приемы. Естественное развитие двигательного аппарата, двигательной чувствительности и физических качеств проходит неравномерно, а определенные занятия в различном возрасте по-разному сказываются на улучшении тех или других способностей и умений. В связи с этим вышеназванные задачи целесообразно решать, с одной стороны, последовательно, а с другой – в определенные возрастные периоды параллельно, и в соответствии с этим расставлять акценты в работе.
Многолетние исследования проведенные в разное время и разными авторами, в которых изучались возрастная динамика быстроты и точности выполнения технических приемов, влияние развития организма на быстроту и точность, а именно неспецифических действий, степень происходящих изменений в быстроте и точности двигательных действий позволили выявить благоприятные возрастные периоды для воздействия на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий.
Первое. Возраст до 10-11 лет является наиболее благоприятным периодом в многолетнем процессе становления технического мастерства. А именно: для обучения их умениям дифференцировать усилия при касаниях мяча и точно определять направление посылать мяч.
Второе. После 11 лет улучшение умений дифференцировать усилия при оперировании мячом может быть достигнуто в основном за счет упражнений, в которых создаются все более и более трудные условия с точки зрения требований к проявлению «чувства мяча», так как естественное развитие двигательной чувствительности к 11 годам практически завершается.
С 11 до 15 лет быстрыми темпами происходит естественное развитие скоростных способностей, особенно интенсивно в 12-14 лет. Поэтому после 11 лет следует постоянно требовать максимально быстрого и одновременно точного выполнения освоенных ранее действий с мячом так и без него.
Третье. После 15 лет основным направлением работы становится адаптация технических навыков игроков к их резко возрастающим под влиянием специальных тренировок двигательным качествам и функциональным возможностям и к условиям игр (относится к ДЮСШ; спортивным школам, а именно спортивным классам; школам и училищам олимпийского резерва).
Акценты в работе целесообразно сделать на следующем:
– в период до 10-11 лет: в ходе обучения основным техническим навыкам на развитие «чувства мяча» посредством выполнения различных видов перемещений с мячом на доступных скоростях;
– в период после 11 лет: требовать от учащихся максимально быстрого и одновременно точного выполнения освоенных ими действий с мячом, то есть акцентировать внимание на тренировке «техники эпизодов игры»;
– в период после 15 лет: обучать умениям быстро и точно оперировать мячом при выполнении действий с максимальной мощностью и в условиях физического контакта с соперником.
Несмотря на большую загруженность в школе, их тянет к различным видам спортивных игр к (баскетболу, волейболу, футболу и многим другим), потому что игра отвечает их потребности в движении, борьбе, соревновании. Они хотят стать хорошими игроками и подражают лучшим спортсменам. Эти предпосылки играют чрезвычайно важную роль при организации учебного процесса в целом. Именно занятие физической культурой должно как можно больше использовать эмоциональные факторы. Упражнения в беге(передвижении) с мячом постоянно доставляют радость. Они охотно занимаются с мячом, и ни какая дистанция им не слишком длинна, никакие напряжение не слишком велики. И для того чтобы удовлетворить их потребности в борьбе, необходимо создавать такие условия, в которых преобладал бы соревновательный элемент. Игры можно проводить без ограничений во всех вариантах. Такие упражнения(занятия) с мячом, в котором отдается должное в потребности борьбы, создает у них радостное настроение и полностью соответствует их запросам.
Атлетическая подготовка должна максимально связываться с техническими элементами игр. Это основополагающее требования действительны не только в основном периоде. Та же тенденция сохраняется и в подготовительном периоде. Это достигается неоднократным повторением упражнений, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на деятельность всех органов и систем. Условно весь процесс подготовки можно разделить на обучение и тренировку. Под обучением принято понимать начальный этап овладения занимающимися определенной системой знаний, навыков и умений. Основное содержание обучения – освоение технических элементов игры, простейших индивидуальных и групповых тактических действий, формирование двигательных навыков.
Тренировка – это дальнейший этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков. Основное содержание тренировки – совершенствование тактических приемов, индивидуальных, групповых и командных тактических действий, развитие физических, моральных и волевых качеств. Спортивная тренировка – это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов управления.
Обучение и тренировку следует рассматривать как многолетний специально организованный единый педагогический процесс. Между ними нет резкой грани, так как, обучая, мы одновременно тренируем, а тренируя – обучаем. Выделение обучения и тренировки как понятий позволяет четче определить своеобразие задач учебно-тренировочной работы. На разных этапах подготовки удельный вес обучения изменяется.
Процесс обучения или тренировки должен иметь воспитывающий характер. В связи с этим к учебно-тренировочным занятиям предъявляются большие требования. Занятия должны быть построены так, что бы они органически развивали у занимающихся необходимые навыки и у меня с воспитанием у них мировоззрения. Учитель(тренер) должен знать характерные закономерности роста и становления организма детей, поскольку подготовка юных и взрослых - существенно отличается как по своим задачам, так и по организации учебно-тренировочной работы. Краткая характеристика периодов развития двигательных способностей детей и подростков примерно будет выглядеть так:
10-11 лет - ловкость, быстрота;
12-13 лет - ловкость, быстрота, взрывная сила;
14-15 лет – взрывная сила, скоростно-силовая, ловкость;
16-17 лет – общая выносливость, общая силовая подготовка.
Таким образом, на основании предпосылок естественного роста и анализа многолетней подготовки можно предложить методические рекомендации по его структуре. Учитель должен знать специфику возраста, не делать поспешных выводов о перспективности своих учащихся и правильно расставить акценты, не забывая о том, что ребенок может опережать в развитии или запаздывать, то есть отличаться от средних показателей созревания. Если рассматривать физические качества в отдельности, то отметим характерные моменты их развития. Развитие силы до 11 лет - рост силы мышц незначителен, но с 12 до 14 лет рост заметно увеличивается, наиболее интенсивное развитие силы - 14 - 17 лет. Развитие быстроты - с 10 до 11 - интенсивное развитие, - с 12 до 14 лет менее интенсивное развитие быстроты. И если сравнить прирост скорости, то с 10 до 14 лет он примерно составляет 17 - 20%, а после 15 лет - 8%. Достаточно точно выявлено, что скоростные способности детей весьма консервативны и с трудом поддаются развитию. Развитие ловкости - с 10 - 12 лет - наибольший тренировочный эффект. Развитие скоростно-силовых качеств - с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет - наибольшее. Развитие выносливости:- с 10 до 13 лет увеличивается за счет роста и за счет совершенствования бега,- в 13 - 14 лет - дальнейшее увеличение, и с 15 до 16 лет - наибольшая интенсивность прироста.
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно- мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая – быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая – быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.
Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них – одно из самых важнейших качеств спортсменов. И это касается многих видов спорта.
Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.
Скорость человека в сложном двигательном акте зависит как от комплексного проявления быстроты, так и других факторов (длины шага, силы отталкивания и т.п.). В игровых видах спорта скорость – это не только быстрота передвижения на площадке(поле), но и скорость мышления, и скорость работы с мячом. Быстрый с точки зрения игрок имеет возможность выиграть время и пространство у соперника, а значит, может при относительной свободе более успешно решать тактические задачи.
Быстрота и виды проявления скоростных способностей футболистов
Под быстротой, или скоростными способностями, принято понимать комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.
В качестве основных видов скоростных способностей различают:
- быстроту простой и сложной реакции;
- быстроту выполнения отдельных двигательных актов;
- быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений.
Исследованиями установлено, что все указанные виды или формы скоростных качеств относительно независимы. Это значит, что спортсмен(в нашем случае учащийся), обладающий высокой скоростью двигательной реакции, совсем не обязательно должен быть быстр в выполнении отдельных двигательных актов и обладать высокой частотой движений. Относительная независимость различных видов проявления скоростных способностей человека объясняется специфичностью физиологических механизмов, лежащих в их основе.
С биохимической точки зрения на уровень быстроты влияют АТФ в мышцах и скорость ее расщепления под воздействием нервного импульса и быстроты ресинтеза (восстановления). Быстрота выполнения технических приемов (ведение, обводка, бросков и падений, ударов и передач мяча) определяется быстротой тактического мышления; быстротой одиночного движения и быстротой двигательной реакции (антиципации и на движущийся объект); взрывной силой мышц и техникой движения.
Техника движения должна соответствовать уровню скоростного потенциала — обеспечивать его реализацию при выполнении игрового приема. Для повышения скорости выполнения технического приема необходимо прежде всего сократить подготовительные действия, уменьшить время выполнения отдельных фаз движения.
Основные положения методики воспитания скоростных качеств хоккеистов
Установлено, что скоростные способности генетически обусловлены, трудно поддаются воспитанию, и наибольший темп их прироста наблюдается в возрасте 12 — 14 лет. Затем темп прироста скоростных способностей снижается. Дальнейшее увеличение скорости в специфических движениях происходит уже в тесной взаимосвязи с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники движений. Увеличения скорости в каком-либо движении можно добиться несколькими путями: за счет роста максимальной скорости и максимальной силы и техники движения. Увеличить скорость за счет повышения ее максимума — чрезвычайно сложная задача.
Значительно проще решить задачу повышением силовых возможностей и совершенствованием техники движений. Для повышения скоростных возможностей целесообразно использовать две разновидности повторного метода:
- выполнение собственно скоростного упражнения с предельной или околопредельной скоростью;
- выполнение скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий, при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения относительно легкого груза с максимальной скоростью).
Предложенный метод имеет, однако, один недостаток: многократное выполнение одного и того же упражнения приводит обычно к образованию так называемого двигательного динамического стереотипа. При этом стабилизируется скорость движения, образуется так называемый скоростной барьер, т е. дальнейшее увеличение скорости в движениях прекращается.
Одним из радикальных способов предупреждения скоростного барьера является относительно поздняя специализация в скоростных движениях. До начала специализации следует избирательно воздействовать на отдельные факторы, определяющие скоростные возможности. В частности развивать взрывную силу мышц ног и быстроту реакции. Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях. Выполнение скоростных упражнений в затрудненных условиях стимулирует активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости движения.
Выполнение скоростных упражнений в облегченных условиях стимулирует предельно быстрые движения, превышающие по скорости движения, выполняемые в обычных условиях. Например, для увеличения скорости бега используют бег по наклонной дорожке (с горы) или бег за лидером (тренером который едет на велосипеде) . Для быстроты выполнения технических приемов и отдельных двигательных актов применяют упражнения со снарядами облегченного веса и в упрощенных условиях.
Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул к повышению скоростных качеств за счет изменения эмоционального фона, психического состояния, духа соперничества. Однако нельзя успешно воспитывать скоростные качества, используя только какой-либо один метод. Определенного эффекта можно достичь лишь в том случае, если в учебном процессе найдут применение все перечисленные методы в их разумном сочетании. Весьма важен и грамотный подбор соответствующих средств. В качестве средств воспитания скоростных качеств чаще всего используют упражнения, выполняемые с максимальной скоростью (обычно их называют скоростными).
Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Упражнения должны быть настолько хорошо изучены и освоены, чтобы основные усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, их завершении скорость, несмотря на утомление, не снижалась. Важное значение имеют режимы выполнения скоростных упражнений. Продолжительность каждого упражнения не должна превышать 20 — 22 с, а интервалы отдыха должны быть оптимальными. При определении интервалов отдыха между упражнениями руководствуются двумя физиологическими процессами: изменением возбудимости ЦНС и восстановлением вегетативных функций, связанных с ликвидацией накопленного за время выполнения упражнений кислородного долга. Таким образом, интервал между упражнениями должен быть таким, чтобы к моменту повторения упражнения обеспечить, с одной стороны, восстановление футболиста, с другой — оптимальную возбудимость его ЦНС. Экспериментально установлено, что оптимальный интервал между пробеганием отрезка 100 м равен 8 мин, 30 м -1,5 — 2 мин. Отдых в интервалах должен быть активным — различные упражнения, не требующие больших усилий (ведение мяча в медленном темпе, удары и т.д.).
Упражнения для развития двигательной реакции
1. Старты с места из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа лицом и спиной вперед. Выполняются по звуковому и зрительному сигналу.
2. Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования. Например, группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу — поднятая вверх рука — выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу - рука в сторону — резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу — рука за головой — выполняется поворот на 180° и бег спиной вперед в максимальном темпе.
3. Удары в щит-мишень, разделенный на отдельные квадраты, в середине которых вмонтированы разноцветные лампочки. По сигналу (загорается лампочка) мгновенно выполняется удар в определенный квадрат щита. Упражнение предназначено для развития специфической, простой и сложной реакции (реакция выбора) и быстроты выполнения технического приема, а именно удара по воротам.
4. Упражнение в движении в парах:
а) один учащийся движется вперед, выполняя различные движения: ускорения, повороты, торможения, финты, остановки. Задача второго — как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера;
б) то же упражнение, но второй движется спиной вперед. Упражнения могут выполняться как с мячом, так и без него.
5. Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения мяча.
Пасовать партнеру мяч под неудобную куку-ногу, заставляя его быстро реагировать на передачу.
6. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки не видели подготовительных действий игроков противника, быстро реагировали на внезапно появляющийся над «сеткой» мяч.
7 Игра в настольный и большой теннис.
Упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости
1. Пробегание с максимальной скоростью коротких отрезков (5, 10,15, 20, 30, 50 м) с места и с ходу, с мячом и без него. Бег с горы и в гору, бег с различными отягощениями.
2. То же в единоборствующих парах, в тройках.
3. Различные виды эстафет.
4. Игровые упражнения 1 х1; 2 х 2; 3 х 3; 2 х 1; 3 х 2, выполняемые на максимальной скорости.
Упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и переключений
1. Различные виды челночного бега:
а) челночный бег 3 х 10; 5 х 10 м;
б) челночный бег 3x18 м.
2. Слаломный бег с отягощением и обводкой стоек.
3. Бег по коридору с подтормаживанием на его сторонах.
4. Бег 18м, поворот на 180° на синей линии, бег спиной вперед, 18м,снова поворот на 180°, обычный бег 18 м.
5. То же с мячом.
6. Выполнение игровых упражнений с чередованием различных технических приемов (передачи, прием мяча, обводка, удар-бросок).
Упражнения для комплексного развития скоростных качеств.
1. Игровые упражнения выполняемые на максимальной скорости во встречном и круговом потоке с оптимальными интервалами отдыха. Начинать выполнение упражнений следует по заранее обусловленному зрительному сигналу.
2. Подвижные игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост скоростных качеств.
3. Различные модификации спортивных игр (футбола, хоккея, баскетбола, гандбола, регби), проводимые в режиме, способствующем развитию скоростных качеств, т.е. чередованием работы максимальной мощности в пределах 20 с и интервалов активного отдыха.
Под быстротой подразумевается способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени. Выделяют четыре формы проявления быстроты:
- время реакции;
- время одиночного движения;
- максимальная частота движений;
- быстрота начала движений.
Каждое из этих слагаемых играет свою особую роль в игровой деятельности, причем все формы проявления скорости относительно не зависят одна от другой. А это значит, что каждая из составляющих скорости требует специально направленной работы. Известно, что двигательные навыки базируются на определенном развитии физических качеств. Чем выше уровень физических качеств, тем шире двигательные возможности человека.
Учащиеся, у которых скорость движения и техническая оснащенность соответствуют друг другу, имеют возможность выполнять технические приемы на высокой скорости и так же легко менять ее в зависимости от обстановки. Те же из них которые развивают скорость передвижения отдельно, а тренировку по технике ведут в тепличных условиях, могут эффективно работать с мячом только на определенной скорости.
Наиболее ярко проявляется взаимосвязь между скоростью движения, скоростью мышления и скоростью переключения от одного действия к другому в передаче мяча. Чтобы передать мяч, его надо вначале получить. А для этого необходимо двигаться с той или иной скоростью, выбирая наиболее выгодную позицию, чтобы принять.
Двигаясь на прием мяча учащиеся уже видят и на ходу решают: в каком направлении выполнить передачу, выше скорости и больше игровых связей, тем труднее видеть площадку, меньше времени на принятие решения. Имея подчас дефицит времени и пространства, а также единоборствуя с соперником, игрок должен выполнить передачу в нужном направлении и удобно для партнера. Поэтому совершенствование техника -тактических действий должно проводиться максимально приближенно к игровой обстановке, с тем чтобы скорость движения и мышления, скорость переключения и выполнения технического приема органически сочетались с линейной скоростью.
В заключение хотелось бы внести ясность. Мы не можем обучить сложному двигательному действию за 40 минут урока. Цель урока тогда не имеет смысла, если она не стала целью нашего ученика. И если говорить о методических направлениях в подготовке, то сразу скажем, что ничего нового мы открыть не сможем. Направление просматривается одно - взаимодополнение всех производных и есть секрет успеха. Секреты мастерства лучших тренеров-преподовалелей в том числе и учителей физической культуры - как раз и заключаются в умении улучшать и складывать по частицам все то, что знают и делают их коллеги.
Профессиональные и личностные качества учителя становятся опорой роста как ученика, так и команды-класса в целом. Каждый может стать хорошим и умелым, но только если он готов приложить максимум усилий. Есть только один путь, который ведет к совершенству, - это развитие индивидуальных способностей и превращение их в навыки.
Все мировые звезды, которые добились успеха, имели не только генетическую базу, но и выделялись своей работоспособностью. Одни были одарены больше других, но все они отличались своей энергичностью и стремлением к достижению цели. А стремление подражать нашим звездам только положительно скажется на обучении и воспитании личности.