Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора».
Конспект урока по музыке для 5 класса
по теме:
«Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора»
Составила учитель музыки
Н. И. Турищева
Конспект урока в 5 классе по теме: «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора».
Задачи:
Образовательные:
познакомить:- с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”;
- в процессе анализа картины Лядова повторить музыкальные инструменты: кларнет, фагот, челеста и английский рожок;
Развивающая:
формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.
Воспитательная:
воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки
Ход урока
Приветствие. Распевание. Исполнение песни «Красно Солнышко» П. Аедоницкого, И. Шаферана.
Орг. Момент.
Посмотрите на изображения. Что вы видите? (Баба – яга, Леший, Кощей Бессмертный, Русалка, Водяной) (Герои сказок).
Я не случайно показала изображения сказочных героев. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
О том, как музыка раскрывает образы сказочных героев.
Но послушать все музыкальные произведения о сказочных героях мы не сможем. А познакомимся только с одним. О каком сказочном герое пойдет сегодня речь, послушайте.
Это злой дух, нечистая сила в женском обличии. Чаще всего в народных приданиях встречается болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. А каком герои идет речь?
Конечно, это Кикимора.
Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.
Скажите кикимора, леший и многие другие существа являются героями каких литературных произведений? (сказок)
Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, приданиям.
Тема нашего урока вами уже была названа, я только уточню. Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора.
Запишите, пожалуйста тему урока в тетради.
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов, ученик известного русского композитора – сказочника Н.А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба – Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».
Сегодня мы познакомимся с симфонической миниатюрой А.К. Лядова «Кикимора»
В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.
Литературной основой Кикиморы Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом – собирателем И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Давайте прослушаем с вами симфоническую поэму.
Слушание.
На сколь частей можно разделить этот отрывок? На две. 1 часть – маленькая кикимора, в колыбельке. 2 часть – выросла кикимора.
Давайте выясним, как же Лядов в своем музыкальном сказе описал Кикимору.
Звучит вступление.
Опишите музыку прослушанного отрывка, (в результате опроса, дети должны будут прийти к выводу, что во вступлении несколько разделов).
1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”.
Звучит музыка
2 раздел - Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.
Звучит музыка
А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?
3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».
Звучит музыка
После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.
Слушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору.
И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.
Итог.
Скажите, с каким произведением мы сегодня познакомились? Какую роль сыграла музыка Лядова в понимании сказа?
Вспомните тему нашей четверти. Музыка и литература.
Как же раскрывается связь литературы и музыки на нашем уроке сегодня? (один и тот же сюжет встречается, как в сказке, так и в произведении композитора). В основе произведения Лядова лежит содержание литературного произведения Сахарова.
Д/з. Нарисовать понравившейся образ из симфонической миниатюры.