Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора».
Технологическая карта урока музыки,
5 класс 1 четверть, по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Раздел «Музыка и литература»
Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора».
Задачи:
Познакомить с симфонической миниатюрой А. К. Лядова “Кикимора”;
В процессе анализа картины Лядова повторить музыкальные инструменты: кларнет, фагот, челеста и английский рожок;
Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
Проблемный вопрос: Что такое фольклор?
Предполагаемые варианты решений:
народное творчество
создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос),
народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол),
танец, архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство.
Карта урока
Комментарий хода урока Время
(мин) Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Организационный момент. Приветствие. 1 Активность
Учитель предлагает просмотреть фрагмент сказки «Там, на неведомых дорожках» .2 Внимательность
После небольшой паузы, учитель интересуется, каких знакомых героев ребята увидели?
3 РефлексивностьАргументированность
Ясность речи
Активность
Культура эмоций
Учитель обобщает ответы детей. Объявляет тему урока. 2 Внимательность
Запоминание информации Детям предлагается ответить на вопросы: Что такое фольклор? Какого композитора называют сказочником? 3 РефлексивностьАргументированность
Ясность речи
Активность
Культура эмоций
Учитель предлагает послушать произведение Лядова «Кикимора».
3 Внимательность
Запоминание информации Учитель задаёт вопросы: С образом, какого персонажа музыка более созвучна? Как двигается этот персонаж? Как зовут этого персонажа? 4 РефлексивностьАргументированность
Ясность речи
Активность
Культура эмоций Коммуник. культура
Учитель вводит понятие музыкальная миниатюра, программная музыка.
3 Внимательность
Запоминание информации Учитель предлагает выполнить задание по карточкам. Из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на группы. В одной группе инструменты симфонического оркестра, в другой - народного.
Работа в парах. 5 РефлексивностьАргументированность
Активность
Культура эмоций
Гибкость
Учитель задаёт вопрос: Какие инструменты задействованы в произведении? 3 Ответственность
РефлексивностьАктивность
Культура эмоций
Аргументированность
Исполнение песни «Волшебник-недоучка». 7 Ответственность
РефлексивностьАктивность
Культура эмоций
Рефлексия. Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Учитель предлагает ответить на вопросы викторины (приведите в соответствие высказывания). После работы, учитель предлагает оценить себя (все вопросы правильные – пять, одна ошибка – четыре, две ошибки – три…).
2 РефлексивностьАргументированность
Ясность речи
Детям предлагается разноуровневое домашнее задание:
Выполнение рисунка, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
Сочинить небольшую сказку про Кикимору2 Ответственность
РефлексивностьЛюбознательность
Гибкость