Занятие по изучению декоративно-прикладного творчества народов Сибири Узор на варежках
План-конспект занятияДата:
Тема занятия: Узор на варежках.
Вид занятия: Рисование по представлению.
Тип занятия: Комбинированный.
Цель: Нарисовать деталь зимнего костюма народов Сибири – варежку; подобрать орнамент и выполнить рисунок в цвете.
Задачи:
Обучающие Развивающие Воспитательные
-познакомить с орнаментальным искусством народов Севера;
-композиционным построением узоров в детали национального костюма (варежка).
-развивать художественно-творческие способности;
-навыки в подборе и сочетании цветов при работе красками и фломастерами.
-формировать чувство гордости за искусство мастеров родного края;
-воспитывать эстетический вкус; прививать навыки культуры труда.
Оборудование и материалы:
Для педагога Для учащихся
-зрительный ряд: работы учителя; шаблоны 5 видов орнаментов; иллюстрация к сказке «Старик и три дочери»;
-литературный ряд: стихотворение «Если жилы запоют», загадка о рукавице;
-музыкальный ряд: звуковой эффект «Вой ветра», пение ненецкой женщины.
-альбомный лист;
-карандаш;
-ластик;
-акварель;
-кисти;
-фломастеры.
Оформление доски.
01066803
003
13716001066801,2
001,2
4343399-762000-114300-7620001142999-762000
4457700457205
005
14859002457454
004
1, 2. Дата. Тема.
3. Термины.
4. Иллюстрации к сказке, шаблоны.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
№ п/п Деятельность педагога Деятельность учащихся
I
2-3 мин. -приветствие, установление дисциплины;
-проверка готовности к уроку;
II
10-15 мин. Организационный момент.
Звуковой эффект «Вой ветра».
Актуальность опорных знаний.
Чтение отрывка хантыйской сказки учителем.
«… Однажды в середине зимы поднялась над тундрой страшная пурга. День дует, другой дует, третий дует – вот-вот снесёт старый дырявый чум старика…»
Беседа по прочитанному отрывку.
-Отрывок, из какого произведения вы сейчас услышали?
-Какие герои встретились вам в этой сказке? -Какое настроение создалось у вас при слушании звуков в начале сказки?-Чувство тревожности возникало у нас, когда мы слушали звуки ветра? -А какие чувства возникают у вас, когда вы видите героев?
Сообщение темы, цели урока.
-Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
На десятерых братьев двух шуб хватает?
(Рукавички)
Задача и цель нашего урока: нарисовать деталь зимнего ненецкого костюма – варежку; подобрать орнамент и выполнить рисунок в цвете.
Информационная справка.
Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. И ненецкие мастерицы, наблюдая за природой и окружающим миром, создали своё орнаментальное искусство. Название узорам давали по сходству и подобию предмета.
На что похожи фигуры в узорах?
Орнамент в основном геометрический, образованный ломаными линиями. (На доске виды орнаментов.)
Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры народов Севера.
Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла.(Выставка фотографий с творческими работами мастеров.)
Орнаментом сегодня украшают народы севера свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки, рукавицы и другие предметы быта.
А для чего нужен орнамент в костюме?
Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми.
Это композиции из контрастных по цвету кусков меха: светло-серый с тёмно-серым, коричневый с белым, красно-рыжий с белым.
Меховые вещи украшают также вставками и каймой, кантами и кистями из замша, костью и металлом.
Какие цвета используют мастерицы в орнаменте?
Устная беседа.
Что лежит в основе ненецкого орнаментального искусства?
Каковы особенности национального орнамента народов Севера?
Из какого материала изготавливают ненецкие мастерицы варежку, чем украшают?
Краткий комментарий учителя:
Для того чтобы части орнамента не сдвигались и не выпадали, все детали сшиваются оленьими жилами.
381038417500Посмотрите на иллюстрацию, как ненецкая женщина на специальной доске выполняет орнамент при помощи острых инструментов.
А вот, как об этом пишет ненецкий поэт.
ЕСЛИ ЖИЛЫ ЗАПОЮТ.
Опять, как будто струны, в поздний час.
Оленьи жилы в чуме зазвучали...
Свободна, удивительно легка,
Как будто безо всякого усилья.
Скользит, как чайка, девичья рука
Скользит игла с оленьим сухожильем. Орнамент, вышитый с таким душевным жаром,
Он не забудется, вовек не станет старым.
Физминутка.
Мы надели варежки, (Надевают)
Варежки, варежки. (Жест «фонарики»)
Мы надели валенки, (Надевают)
Валенки, валенки. (Ножки на пяточки)
Побежали на каток. (Бегут)
Покатались там часок. (Скользят)
Не замёрзли ножки (Ножки на пяточки)
В валенках, в валенках. (Топают)
Не замёрзли ручки в варежках (Хлопки)
В варежках, в варежках. (Жест «фонарики»)
Ненецкая сказка «Старик и его дочери»
Старик, три дочери, хозяин ветров
На оленя, рога оленя, уши зайца, кедровые ветки.
Композиция
Контраст
Контур
Красный, синий, зелёный, жёлтый.
III
20-25 мин. Составление плана работы:
а) нарисовать варежку;
б) выбрать орнамент;
в) расположить на варежке и перерисовать;
г) раскрасить фон;
д) подобрать цвета, раскрасить красками и
дополнить детали орнамента фломастерами.
Самостоятельная работа.
Выполнение учебной задачи.
Раскрасьте так, чтобы цвета гармонировали с фоном. В этом вам помогут ненецкие орнаменты.
Демонстрация ненецкого женского костюма: паница, пояс (расшитый бисером), цветастый платок, кисы.
Назовите основные цвета, составные цвета.
Какие бывают цвета по качеству?
Почему на всех варежках фон светлый?
Чтобы хорошо были видны узоры.
-Индивидуальный подход к ученикам, помощь при выполнении задания.
-Самостоятельная работа учащихся.
IV
2-5 мин. Защита варежки.
-Проводится анализ работ, выявляя более удачные.
-Проводится мини-выставка готовых работ.
Детям задаются вопросы на закрепление материала.
-Показывают, анализируют работы.
-Уборка рабочих мест.