Программа работы кружка психологической разгрузки и коррекции развития Радуга детства для обучающихся 1 класса

Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
на педагогическом совете
Зам. директора по воспитательной работе Директор МБОУ
__________________/_________ / ___________/_____________/
Введено приказом №1
Программа работы кружка «Радуга детства»
психологической разгрузки и коррекции развития
на 2011-2012уч.год
(срок реализации программы - 1 год
возраст детей 6-8 лет)









Принято педагогическим советом
Протокол №
от

Неретина Н.В.
педагог-психолог


2011г




















Пояснительная записка
Актуальность
Возраст 6-7 лет- переломный момент в жизни ребенка. С поступлением в школу, резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью обязанность учиться, приобретать знания. А учение это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности.
Данный период очень непростой в жизни первоклассника. Ему необходима помощь и поддержка. Кружок психологической разгрузки и коррекции «Радуга детства» создается для помощи детям в приспособлении к новым для них условиям жизни.
Курс рассчитан на детей 1 класса, 1 час в неделю, итого на 34 недели.
Цели и задачи курса:
Помощь в адаптации детей к образовательному учреждению
Сплочение детского коллектива
Снижение уровня тревожности
Помощь в преодолении детской застенчивости в общении со сверстниками и взрослыми
Снижения агрессии у младших школьников
Творческое развитие ребенка
Эмоциональная разгрузка и положительный настрой
Повышение учебной мотивации путем создания благоприятного отношения к школе.
Диагностика уровня адаптации, школьной мотивации, тревожности, агрессивности, застенчивости, развития мышления, памяти, воображения.
Проведение тренингов, коррекционных игр, игровых и развивающих занятий, релаксационных мероприятий для достижения результатов, намеченных после диагностирования.
Проведение повторных диагностик для получения подтверждения эффективности или неэффективности проведенной работы.

Курс кружковой деятельности включает в себя следующие виды деятельности:
Проведение диагностик
Тренинги
Развивающие игры
Релаксационные игры
Адаптационные игры
Сказкатерапия
Игровые и развивающие занятия.
Курс рассчитан на 4 блока по четвертям.
1 блок:
Цели и задачи:
Знакомство с детским коллективом, привлечение внимания к деятельности в кружке.
Проведения первичных диагностик на выявления уровня школьной дезадаптации, уровня учебной мотивации.
Преодоление детской застенчивости в общении со взрослыми и детьми.
Помощь в адаптационный период путем создания положительного отношения к школе, благоприятных взаимоотношений в коллективе
Эмоциональная разгрузка.
Рассчитан на 9 часов.

2 блок:
Цели и задачи:
Творческое развитие детей как предпосылки успешного обучения
Развитие мышления, памяти, воображения.
Формирование умения работать в группе.
Рассчитан на 9ч.

3 блок:
Цели и задачи:
Снижение уровня детской агрессивности и жестокости;
Развитее доброжелательности, вежливости, дружелюбия в отношении с окружающими людьми.
Развития умения общаться, работать в коллективе, уважительно относится к мнению других и правильно отстаивать свою точку зрения.
Развитие умения работать в коллективе, болеть за общее дело.
Снижение детской тревожности.
Осознание учеником своей личностной значимости, развитие умения отстаивать свою позицию, повышение самооценки.
Рассчитан на 10 ч.

4 блок:
Цели и задачи:
Творческое развитие детей как предпосылки успешного обучения
Развитие мышления, памяти, воображения.
Повторная диагностика(проводится, как в свободное время от кружка, так и в оставшееся время от занятия)
усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность

Рассчитан на 8 часов.


Тематическое планирование.

1 блок

Название занятия
Основные цели и задачи Методика.
Оборудование и материалы.

1.
«Начало пути»
Знакомство с учениками класса;
установление контакта;
освоение нового социального статуса;
знакомство со школой и школьными правилами.
Презентация, музыкальное сопровождение.
С.12-20

2.
«Школа – это хорошо!»
изучение сформированности мотивации к обучению, эмоциональное отношение к школе.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» ( методической основой является цветоассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Тест разработан О.А. Ореховой)
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Шесть вариантов карточек по количеству детей.
с. 20-24

3.
«Я-ученик»
Формирование положительной мотивации к обучению в школе.
Уточнить знания детей о школьных принадлежностях. воспитывать желание учиться , собранность, аккуратность.
Проведение методики «общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»(для 1 класса)
Портфель и несколько школьных принадлежностей. Презентация, музыка.
с. 24-28

4.
«Речное путешествие»
Определение уровня сформированности произвольности действий
Развитие произвольности
Развитие мелкой моторики руки.
Методика «мышление и речь»

Презентация путешествия.
с.28-32

5.
«Наш класс – единая команда.»
Развитие навыков общения
Положительный эмоциональный настрой и атмосфера принятия каждого.
Способствовать сплочению детского коллектива,
учить детей понимать чувства других,
оказывать поддержку и сопереживать.
Развивать навыки сотрудничества
Научить детей доверять друг другу.
Методика «вербальная фантазия»


Развивающая игра, релаксационная игра.
с. 56-58.




6.






















«Волшебная поляна»





















Предоставление детям опыта межличностного взаимодействия
Налаживание отношений и построение личностного пространства.
Наблюдение за поведением детей, выявление ребят, испытывающих трудности в общении со сверстниками, не умеющих свободно играть в заданном пространстве, готовых и неготовых к внутригрупповому взаимодействию, выявить лидеров и идущих за ними детей.
Методика «скульптура»




Несколько листов ватмана, цветные карандаши, колокольчик, музыкальное сопровождение.
с. 58-63.




















7.










«Что такое дружба, или учимся дружить»

Создание положительного дружественного настроения в классе.
Способствовать сплочению детского коллектива.

Методика изучения памяти.
Методика изучения уровня внимания.


Таблицы, бумага,
Магнитофон, музыка.
с. 64-65






8.














«Учимся общаться»
Развитие коммуникативных навыков.
Установление и поддержка контакта
Снятие скованности и замкнутости.
Развитие связной речи.
Формирование у детей самоконтроля за речью
Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Проведение методики
« Какой я?»
С.65-69.


9.

«Объединяемся играя»
Сплочение класса
Снятие напряжения
Установление доверительных дружеских взаимоотношений в классе.
Методика «многофакторный личностный опросник Кеттела»


·С.75-77


2 блок

Название занятия
Основные цели и задачи Методика.
Оборудование и материалы.

1.
«Путешествие с Чебурашкой»
Развитие воображения
Развитие восприятия
Развитие умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать их.
Изучение самооценки личности.
Рабочие тетради, карточки.
С.37-40

2.
«День рождения ослика Иа»
Развитие различных аспектов логического мышления.
Книга А.Милн «Винни-Пух и все, все, все», картинки с шариками, тетрадь, ручка, цветные карандаши, фломастеры.
с. 41-43

3.
«Дорогами сказок»
Развитие образного мышления, памяти, речи,
Расширение знаний о богатстве устного народного творчества.
Красные и синие жетончики. Аудиокассета с разными звуками: шуршание бумаги,звон колокольчика, треск костра, журчание воды, звон стекла, скрип двери, 2-3 куклы-герои из сказок.
с.43-48

4.
«В гостях у сказок»
Развитие внимания, памяти, образного мышления через сказкотерапию
Иллюстрации различных сказок, карточки с названиями персонажей сказок, детские рисунки, сказочные предметы (цветок, яйцо, зеркало, яблоко, клубок, игла), звукопись сказок, сундук.
С. 49-53

5.
«Учимся играя»
Развитие логического мышления и сообразительности
Развитие зрительного внимания и произвольности

С.53-54


6.
«В гостях у Робинзона»
Развитие творческого нестандартного мышления, фантазии, воображения, способности передавать штампы и стереотипы,
Формирование умения работать в группе.
Разноцветные фишки, задания в бутылках, ватман, фломастеры. Соленое тесто, аудиокассета или диск с приятной музыкой, награды-подарки.
с. 89-92.


3 блок

Название занятия
Основные цели и задачи Методика.
Оборудование и материалы.

1.
«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» или «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»
Использование сказки в преодолении негативных поведенческих реакций детей
Снижения уровня агрессивности в классе, коррекция эмоциональных нарушений
Развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Сказка М.Пляцковского «Ежик»
Презентация по сказке.
с. 70-73


2.
«Лесной охотник»
Через сказкотерапию культивировать сплочение коллектива
Развивать чувство коллективизма
Развивать умение управлять своим поведением.
Также имеет диагностическое значение по методике Т.А. Кириленко.
Музыка Чайковского, краски, бумага, карта-маршрут, материалы к играм.
с.79-83

3.
«Почему люди ссорятся»
Познакомить с понятием конфликт
Определить особенности поведения в конфликтной ситуации
Обучение способам выхода из конфликтной ситуации

Мяч, плакат с правилами.
с.84-86.

4.
«Учимся дружить»
Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
Способствовать преодолению барьеров в общении
Совершенствовать навыки общения,
Повысит самооценку детей
Осознание школьниками значимости и важности дружеских взаимоотношений
Помочь детям осознать , какие качества важны в дружбе.
Предоставление учащимся рекомендации для установления , сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

Поговорки и пословицы о дружбе, листы бумаги. Мяч или игрушка, ручки или карандаши, материалы к упражнению.
с.92-97.

5.


«Планеты-это мы»
Развивать навыки сотрудничества и умения соревноваться со сверстниками
Правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
4листа ватмана, 4 бланка с изображением дерева,ластики для дерева по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры, цв.бумага,
ручки, клей,
листочки бумаги 10на15 по количеству участников.
С.97-100

6.
«Добро и доброта. Добрый ли ты?»
Формирование умения правильно оценивать себя и других
Учить видеть положительные качества у себя, окружающих, сказочных героев
Сформировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках
Воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Альбомные листы, карандаши, раздаточный материал, таблица пословиц. Муз. Запись «Если добрый ты»
С. 101-109.

7.
«Какой я? Какой ты?»
Формирование положительного отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассникам
Воспитание гуманистических черт характера.
Карточки, чистые листы, цв. Бумага.с. 109-110.

8.
«Красота природы, красота души»
Развитие самопознания через отождествление себя с природой – дать представление о том, что человек-часть природы, природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию
Познакомить детей с элементами аутотренинга.
Презентации, звуки природы, раздаточный материал, цв.бумага, клей, карандаши.с. 115-120.

9.
«Мой мир»
Развитие самопознания
Умение выражать свое эмоциональное состояние, эмоциональное сознание своего поведения
Снижение напряжения
Преодоление неуверенности
Внутренний контроль.
Карточки, бумага, цв.карандаши. с. 120-122.

10.
«Мое заветное желание»
Обратить внимание детей на то, что им нравится делать в своей жизни.
Показать, как важно заботиться о том, что тебе нравится
Дать возможности осознать главные критерии толерантного отношения к другим людям.
Рабочие тетради, изображения, карандаши, ручки, фломастеры
.с.122-124.


4 блок.

Название занятия
Основные цели и задачи . Методика.
Оборудование и материалы.

1.
«Новые сказки кота Потряскина»
Развивать внимание, воображение, умение выделять главное и скрытую информацию
Способствовать формированию волевых качеств личности: целеустремленности, настойчивости, упорства, умения доводить начатое дело до конца.
Развитие творческого мышления детей через создание благоприятной психологической атмосферы.
Иллюстрации, стимульный материал, комплект орденов для награждения с. 145-150.

2.
«Развитие воображения»
Тренировка способности фантазировать, творческих способностей
Развитие внимания, самоконтроля, памяти развитие речи.
Тетради, ручки, карандаши, одинаковые фигурки.с. 151-152.

3.
«Путешествие с Микки-Маусом»
Развивать речь,
Научить находить признаки предметов, времен года
Развивать мыслительные операции.
Тетрадь, ручка, карточки с заданиями. С. 152-158.

4.
«Развитие памяти и внимания»
Развитие произвольной памяти и внимания
Показать детям значение хорошей памяти и внимания,
Диагностика уровня зрительной и слуховой памяти, внимания учащихся.
Предметные картинки, печатные таблицы.с.158-161.

5.
«Наш класс-единая команда»
Способствовать сплочению детского коллектива,
Открытие новых положительных качеств у себя и у окружающих.
Развитие взаимоуважения и уважения к себе.
С.186-188

6.
«Эмоции и чувства»
Выяснить как ребята объясняют свои и чужие поступки, умеют ли давать качественную оценку.
С.188-193

7.
Констатирующие диагностики



8.
Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»
усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
изменение неадекватных родительских позиций;
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Данный курс поможет детям быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и новым требования, благодаря выстроенным упражнениям и тренингам на сплочение коллектива, на формирование положительного отношения к школе, формирование учебной мотивации.
Развитие памяти, мышления, речи, воображения, самооценки поможет улучшить показатели успеваемости. А курс по межличностным отношениям скорректирует агрессивное поведение детей, поможет застенчивым детям в преодолении трудностей в общении. В целом создаст благоприятное отношение к школе, доброжелательное отношение к окружающим, повысит собственную самооценку, веру в себя и свои силы.
ЛИТЕРАТУРА.

Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в д-р группах), М., 2006г. Аудиозапись.

Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г


Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.

Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.


Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.

Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.


Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.

Классные часы с психологом. 1-4 классы/авт.-сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. М.: Издательство «Глобус», 2009.-232с.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
























xђ Заголовок 1xђ Заголовок 2xђ Заголовок 3xђ Заголовок 4xђ Заголовок 5xђ Заголовок 6xђ Заголовок 7xђ Заголовок 8xђ Заголовок 915