Рабочая программа кружка внеурочной деятельности Радуга творчества
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 с. БараникиРассмотрено и рекомендовано к утверждению
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 46 с. Бараникипротокол №1 от 28.08.2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 46 с. Бараники _________________ /Л.И.Макаренко /
приказ № 221 от 31 08.2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
курса «Радуга творчества» для 1 класса
педагога дополнительного образования
Михайличенко Ирина Викторовна
2015 - 2016 учебный год
с. БараникиПояснительная записка
Нормативно – правовая база:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказМинобрнауки РО от 03.06.2010 г№ 472 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
приказМинобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений ы федеральныйгосударст венныйобразовательныйстандартначального общегообразования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009373»;
приказМинобрнауки России от 22.09.2013 № 2357 «О внесении изменений в федеральныйгосударственныйобразовательный стандарт начального общегообразования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06 октября 2009 № 373»;письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
основная образовательной программой НОО и ООО МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной изприоритетных задач общества и государства является воспитание, социально– педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданинаРоссии.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Радуга творчества»структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности иразработана на основе примерной программы художественно – эстетическойнаправленности согласно требованиям ФГОС. Программа адресованаучащимся начальной школы.
Цель работы кружка:
Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения плоских комбинированных и объемных игрушек.
Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.
Задачи программы:
Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек из ткани.
развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности; способствовать развитию у ребенка:
1.Мелкой моторики пальцев рук,
2.Сенсорного восприятия
3.Глазомера;
4.Логического мышления;
5.Воображения;
6.Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
Приносить удовлетворение от выполненной работы.
Формы организации работы:
Изготовление поделок к праздникам (подарки).
Проведение выставок работ учащихся: в классе , в школе
Предполагаемые результаты.
После освоения данной программы учащиеся:
научатся работать с литературой, схемами, алгоритмами, при помощи которых можно изготовить изделие;
приобретут навыки коллективного труда и общения в коллективе, взаимовыручке;
разовьют творческие способности;
познакомятся с различными видами народного творчества.
Организация образовательного процесса:
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Возраст детей 6-7 лет.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
- изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы.
Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможностьучащимся тренировать различные виды своих способностей.В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Объем программы:
Программа данного курса представляет систему художественно-эстетических занятий для учащихся начальных классов, реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ СОШ № 46 с. Бараники. В 1 классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа 1 класса в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 46 с. Бараникина 2015 - 2016 учебный год, будет реализована за 66 часов.
Формы занятий:
1.групповые занятия
2.индивидуальные
3.в паре
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни;
- заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективнойдеятельности;
- способность добывать новую информацию из различных источников.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Тематический план
Наименование раздела Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихсяЛичностные результаты УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Вводное занятие 1 Изделия из природного материала. 6 Определять цель работы на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы.
Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану.
Коммуникативные: работа в паре.
Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий,
салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы.
11 Готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам; с помощью шаблона, выполнять контроль точности разметки деталей.
Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Объемные игрушки из бумаги 4 Готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам; с помощью шаблона, выполнять контроль точности разметки деталей.
Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Познавательные: умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. 5 Применять изученные способы и приёмы работы для работы с пластилином.
Анализировать правила работы. Действовать в соответствии с заданными правилами. Личностные: честное, самокритичное отношение к своей деятельности.Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Регулятивные: умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Украшения для новогодней елки. 6 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Личностные: анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности Познавательные: умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. Коммуникативные: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Оригами: конструирование поделок из бумаги 9 Анализировать приемы работы. Действовать в соответствии с заданными правилами. Личностные:формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности. Познавательные:Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффек-тивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные:умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Игрушки из яиц. 5 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритма работы, использовать его в ходе самостоятельной работы. Личностные:анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности. Познавательные:умение поиска и выделения нужной информации.
Регулятивные:умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные:умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Открытки, картины, панно, аппликацированные различными материалами: кожей, сухоцветами,
тканью, бумагой, трикотажными нитками.
5 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Личностные:анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности. Познавательные:умение поиска и выделения нужной информации.
Регулятивные:умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
Коммуникативные:умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Общая коллективная тематическая работа для выставки. 15 Определять цель работы на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя. Личностные: развивать умение оценивать свою работу и работу одноклассников Познавательные: сравнивать объекты и подбирать материал для поделки, анализировать этапы работы.
Регулятивные: планировать свою деятельность, работать по плану.
Коммуникативные: работа в паре.
Итого 66 Календарно – тематический план
№ п/п Тема занятия Количество часов Теория Практика Сроки Примечание
1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ1 1 2.09.15 Изделия из природного материала.6 часов
2 Что растет на грядке? 1 1 3.09.15 3 Овощные фантазии. Поделки из овощей. 1 1 4 Букеты из осенних листьев, ягод и цветов. 1 1 9.09.15 5 Листья. Сравниваем по форме, размеру, структуре. 1 1 10.09.15 6 Аппликация из осенних листьев 1 1 16.09.15 7 Экскурсия в парк. «Очарование осеннего пейзажа».
1 1 17.09.15 Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной
бумаги, пластилина, яичной скорлупы.11 часов
8
Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.
1 1 23.09.15 9-10 Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.
2 1 1 24.09.15
30.09.15 11-12 История мозаики.
Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток,
скатанных в шарики.
2 1 1 1.10.15
7.10.15 13-14 Панно - мозаика с использованием крупяных и макаронных изделий.
2 1 1 8.10.15
14.10.15 15 Подготовка скорлупы для работы. 1 1 15.10.15 16
17
18 Правила рабочего человека. Мозаика из скорлупы яиц 3 1 2 21.10.15
22.10.15
28.10.15 Объемные игрушки из бумаги.4 часа
19 Виды бумаги.
1 1 29.10.15 20 Игрушка «Лиса».
1 1 11.11.15 21 Игрушка «Лягушонок».
1 1 12.11.15 22 Игрушка - стаканчик «Зебра». 1 1 18.11.15 Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина.5 часов
23 Разнообразие животного мира.
1 1 19.11.15 24
25 Выполнение фигурок птиц и зверей.
2 2 25.11.15
26.11.15 26
27 В мире сказок. Выполнение сказочных героев и фигурок людей. 2 1 1 2.12.15
3.12.15 Украшения для новогодней елки.6 часов
28 Экскурсия «Зимняя сказка».
Удивительный материал – вата. 1 1 9.12.15 29
30
31 Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.
3 1 2 10.12.15
16.12.15
17.12.15 32 Зайчик из ватных шариков 1 1 23.12.15 Оригами: конструирование из бумаги.9 часов
33 Знакомство с древним японским искусством оригами. 1 1 24.12.15 34
35 Головки с щелкающей пастью: мышка, петух. 2 2 13.01.16
14.01.16 36 Цветы в вазе.
1 1 20.01.16 37 Что такое аппликация? 1 1 21.01.16 38
39 Аппликация «Собака». 2 1 1 27.01.16 40
41 Аппликация «Аквариумные рыбки». 2 1 1 28.01.16 Игрушки из яиц.5 часов
42 Подготовка яиц к работе. Мышка. 1 1 3.02.16 43 Рыбка. 1 1 4.02.16 44 Поросѐнок. 1 1 17.02.16 45
46 Коллективная работа «Мои друзья» 2 2 18.02.16
24.02.16 Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой,
трикотажными нитками.5 часов
47
48
49 Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация.
3 1 2 25.02.16
2.03.16
3.03.16 50
51 Панно из цветных тканевых лоскутков. 2 2 9.03.16
10.03.16 Коллективная работа.15 часов
52
53
54 Экскурсия « Весеннее пробуждение».
Панно «Весна пришла» 1
2 1
1 1 16.03.16
17.03.16
6.04.16 55
56
57 Панно «Смешарики» из соленого теста.
3 1 2 7.04.16
13.04.16
14.04.16 58
59 Панно «Весенний букет» 2 2 20.04.16
21.04.16 60
61
62 Открытка к празднику 3 3 27.04.16
4.05.16
5.05.16 63
64
65 Панно «По щучьему веленью» из соленого теста.
3 3 11.05.16
12.05.16
18.05.16 66 Итоговое занятие 1 1 19.05.16 Итого: 66 часов
Планируемые результаты
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
освоение личностного смысла учения, желания учиться;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
Исследовать особенности предлагаемых изделий.
Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов.
Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
Моделировать и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам.
Решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, природных материалов;
Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани - с помощью выкройки;
Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
Конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
Выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
Осуществлять самоконтроль и коррективу хода работы и конечного результата.
Характеризовать основные требования к изделию.
Информационно- методическое обеспечение программы
ВетлужинаН. А. Художественное творчество и ребенок.— М., 1971.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
ГулъянуЭ.К.,БазшИ.Я. Что можно сделать из природного материала.—М., "Просвещение", 1991.
Гусаков М.А. Аппликация. — М., "Просвещение", 1977.
Максимов Ю. В. У истоков мастерства. — М., 1983.
Материально-техническое обеспечение
бумага рисовальная или чертежная;
клей ПВА;
ножницы.
персональный компьютер
мультимедийный проектор
экран проекционный.
Лист корректировки рабочей программы
№ п\пНаименование раздела и темы Характеристика вносимых изменений в содержание рабочей программы Причины корректировки рабочей программы Роспись учителя, ответственного за реализацию рабочей программы Роспись заместителя директора по учебно-воспитательной работе
Приложение
Инструкции по технике безопасности
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
3. Надень рабочую одежду.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Правила безопасной работы со швейной иглой
1. Храни иглу всегда в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. До и после работы проверь количество игл.
7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.
8. Не отвлекайся во время работы с иглой.righttop
Правила безопасной работы с шилом
1. Храни инструмент в безопасном месте.
2. Работай шилом только на подкладной доске.
3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.
5. После работы убери шило в коробку.
Инструкция по технике безопасности на экскурсиях.
Общие требования безопасности
1. На экскурсии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и
инструктаж по технике безопасности.
2. Опасность возникновения травм:
— при сборе растений для гербария;
— при работе с колющими предметами;
— при работе с сачком;
— при нарушении инструкции по ТБ
3. У руководителя экскурсии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми
медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи
пострадавшим.
4. Учебная экскурсия не должна превышать 45 минут.
Требования безопасности перед началом занятий
1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
3. Получить учебное задание у руководителя.
4. Выходить из кабинета спокойно, не торопясь.
5. Оденьтесь соответственно погоде.
6. При жаркой солнечной погоде одеть головной убор.
7. Не начинать движение без указания учителя-руководителя.
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.
3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.
4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.
5. Соблюдать порядок и дисциплину..
6. Сбор растений , листьев и т.п. производить с разрешения учителя.
7. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю .2. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить занятия,
вернуться в учебный кабинет помещение.
3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.
2. Аккуратно разложите собранный материал в специальную папку.
3. Просмотрите свои записи в черновиках по результатам экскурсии.
4. Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все булавки, иголки и т.п.
5. Вымойте лицо и руки с мылом.
6. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.