Урок русского языка на тему Спасибо, музыка, тебе!
«Спасибо, музыка, тебе!»
Урок русского языка в 10 классе
ХОД УРОКА
По билетам – 3 человека: (1 человек у доски)
Актуализация
1. Слово учителя. Начиная наш разговор о музыке, мы прочли на прошлом уроке стихотворение А. Козловского «Спасибо, музыка!» (стр. 185)
- Каковы ваши раздумья и мнения о том, что значит музыка в нашей жизни?
(чтение домашних текстов)
- Всегда ли и всех облагораживает музыка, искусство в целом?
(Вспомним: маленькая трагедия «Моцарт и Сальери», фильм «Скрипка Страдивари». Римский император – изувер Нерон, считал себя артистом, Иван Грозный, деспот и убийца, пылал страстью к книгам, а Гитлер, превративший Европу в развалины, преклонялся перед музыкой Вагнера).
Оказывается, мало пылко увлекаться искусством, чтобы действительно понимать его по-настоящему и обогащаться духовно и нравственно. Прекрасное облагораживает, но лишь тех, у кого развит орган красоты – доброе сердце.
1. Частичный разбор предложения: (1 человек у доски)
По утверждению писателя Стендаля, музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание душ.
Задание. -Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения, выделить обособленный член предложения.
- Докажите справедливость этого высказывания подобранными дома произведениями (в свободном пересказе). (Выступление учащихся: «Стихотворение А.Савинова «Танец маленьких лебедей» и «Рассказ И.С.Тургенева «Певцы»).
2. Проверка билета №3 (у доски) (Закрепление знаний о постановке тире в предложении и обособлении определений и обстоятельств)
III. Беседа. - А какой музыке отдаете симпатии вы? (Ответы-рассуждения учащихся)
3. На доске плакат «И будет музыка». – Почему мы можем рассматривать его как иллюстрацию к теме нашего урока?
4. В области музыки (и искусства вообще) существует своя терминология. Совершим в нее маленький экскурс-экзамен.
Задание:
- Назвать слова, определения которых даются, записать их и объяснить правописание (лексическая и орфографическая работа).
1. Совокупность произведений, исполняемых на эстраде, в концертных залах.
1. Репертуар
2. Сочетание нескольких музыкальных звуков, воспринимаемых как звуковое единство.
2. Аккорд
3. Согласованность, стройность в сочетании звуков.
3. Гармония
4. Музыкальное сопровождение
4. Аккомпанемент
5. Артистический коллектив певцов и музыкантов, хор.
5. Капелла (пэ) (хоровая)
6. Лицо, удостоенное особой премии за выдающиеся заслуги в области искусства.
6. Лауреат
7. Человек, сделавший какое-то занятие своей постоянной профессией (работой)
7. Профессионал (антоним - дилетант)
8. Состав исполнителей (певцов, музыкантов и т.д.)
8. Ансамбль (вокальный, инструментальный)
- Придумайте с ними словосочетания, введите их в предложения. (Устно).
IV. 1. – Поскольку вы часто высказываете свое мнение о выступлении эстрадного певца или ансамбля, попробуйте выразить комплимент выступавшему солисту или ансамблю.
(Вы показали высокий профессионализмУ вас прекрасный репертуар
Мы покорены вашим искусствомНашему восхищению нет предела
Мы получили эстетическое наслаждение и т.д.)
2. Любой ансамбль, оркестр – это люди, играющие на различных инструментах. И названия их образуются от названий инструментов.
Аккордеон
- ист
Саксофон
- ист
Труба
- ач
Балалайка
- ечник (шн – устаревшее)
Орган
- ист
Контрабас
- ист
Гитара
- ист
Баян
- ист
Домашнее задание.
Прослушивание грамзаписи хора А.Турецкого».
- Представьте, что вы побывали на концерте этого хора. Вас просят поделиться впечатлениями. Моменты, которые вы должны осветить.
1. В каком составе выступал ансамбль.
2. Какие песни вошли в программу концерта.
3. Как публика воспринимала выступление.
4. Какие песни пользовались особым успехом? Исполнялись ли на «бис».
15