РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление


МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский политехнический техникум»



Утверждаю
Директор техникума
_________________/_М.К. Волков/
«____»__________2015 г.

Номер регистрации __________________





Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление

























2015 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».

Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Рузаевский политехнический техникум»

Разработчики:

Нестерова И.Е. – преподаватель






СОДЕРЖАНИЕ


стр.


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4

2. результаты усвоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
13

5. Контроль и оценка результатов усвоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
16



1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Наплавка дефектов и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление


1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Подготовительно-сварочные работы и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций твёрдыми сплавами.
2. Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов.
3. Наплавлять изношенные простые инструменты, детали из углеродистых и конструкционных сталей.
4. Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций.
5. Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление.
6. Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).
Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном цикле.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля, должен:

иметь практический опыт:
наплавления деталей и узлов простых и средней сложности конструкций твердыми сплавами;
наплавления сложных деталей и узлов сложных инструментов;
наплавления изношенных простых инструментов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей;
наплавления нагретых баллонов и труб, дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;
выполнения наплавки для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление;
выполнение наплавки для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности.

уметь:
выполнять наплавку твердыми сплавами простых деталей;
выполнять наплавление твердыми сплавами с применением керамических флюсов в защитном газе деталей и узлов средней сложности;
удалять дефекты в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление наплавкой;
удалять наплавкой дефекты в узлах, механизмах и отливках различной сложности;
наплавлять раковины и трещины в деталях, узлах и отливках различной сложности;

знать:
способы наплавки;
материалы, применяемые для наплавки;
технологию наплавки твердыми сплавами;
технику удаления наплавкой дефектов в деталях, узлах, механизмах и отливках различной сложности;
режимы наплавки и принципы их выбора;
технику газовой наплавки;
технологические приемы автоматического и механизированного наплавления дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;
технику устранения дефектов в обработанных деталях и узлах наплавкой газовой горелкой.
 

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 371 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 155 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 116 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 39 часов;
производственной практики 216 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 3.1
Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций твёрдыми сплавами.

ПК 3.2
Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов.

ПК 3.3
Наплавлять изношенные простые инструменты, детали из углеродистых и конструкционных сталей.

ПК 3.4
Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций.

ПК 3.5
Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление.

ПК 3.6
Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.03 «Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку»

Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
Раздел 1.
Выполнение дуговой, газовой, автоматизированной и механической наплавки узлов, механизмов и отливок различной сложности
93
64
16
29
-
72

ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
Раздел 2
Устранение дефектов в узлах, механизмах и отливках различной сложности
35
25
4
10
-
144


Учебная практика , часов
396

216


Всего:
524
89
20
39

216


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов

Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1
Выполнение дуговой, газовой, автоматизированной и механической наплавки узлов, механизмов и отливок различной сложности




МДК 03.02
Технология дуговой наплавки деталей

25


Тема 1.1.
Общие сведения о наплавке
Содержание
7
1-2


1.
Виды и назначение наплавочных работ
Материалы, применяемые при дуговой наплавки
Способы выполнения наплавки
Режимы наплавки




Лабораторные раброты
4



1.
Выбор режимов наплавки




2.
Выбор материалов для наплавки



Тема 1.2.
Оборудование для дуговой и газовой наплавки
Содержание
6
1-2


1.


Источники питания сварочной дуги
Установки для дуговой наплавки
Универсальные наплавочные установки







Лабораторные работы
2



1.
Назначение, устройство и принцип работы установок для наплавочных работ



Тема 1.3.
Технология ручной дуговой наплавки

Содержание
4
1-2


1.


Подготовка деталей к наплавке
Преимущества и недостатки ручной дуговой наплавки
Технология выполнения ручной дуговой наплавки
Технология наплавки твердыми сплавами
Наплавка литых и порошкообразных твердых сплавов
Многослойная дуговая наплавка




Практические работы
2



1.
Многослойная дуговая наплавка



МДК 03.03
Технология газовой наплавки

14


Тема 1.1.
Общие сведения о газовой наплавке
Содержание
7
1-3


1.
Сущность газовой наплавки




2.
Преимущества и недостатки газовой наплавки




3.
Подготовка поверхности металла к наплавке




4.
Методы предупреждения деформаций




5.
Наплавка пластин




6.
Наплавка цилиндрических поверхностей




Практические работы
4



1.
Многослойная наплавка на пластины из низкоуглеродистой стали




2.
Многослойная наплавка на цилиндрические поверхности



Тема 1.2.
Газовая наплавка цветных металлов
Содержание
2
1


1.
Наплавка цветных металлов




2.
Наплавка алюминиевых деталей и узлов



Тема 1.3.
Газовая наплавка чугуна
Содержание
1
1


1.
Наплавка чугуна



МДК 03.04
Технология автоматического и механизированного наплавления


25


Тема 1.1.
Дуговая наплавка под флюсом
Содержание
6
1


1.
Сущность дуговой наплавки под флюсом




2.
Преимущества и недостатки дуговой наплавки под флюсом









Тема 1.2.
Дуговая наплавка в защитных газах
Содержание
4
1-2


1.
Преимущества и недостатки дуговой наплавки в защитных газах




2.
Сущность дуговой наплавки в защитных газах




Практические работы
2



1.
Наплавка в защитных газах



Тема 1.3.
Дуговая наплавка порошковыми проволоками
Содержание
4
1-2


1.
Сущность дуговой наплавки порошковыми проволоками




2.
Особенности наплавки деталей, работающих при больших давлениях и повышенных температурах




3.
Выбор режима сварки




Практические работы
2



1.
Наплавка порошковой и самозащитной проволокой



Тема 1.4.
Плазменная наплавка
Содержание
2
1


1.
Сущность плазменной наплавки




2.
Выбор режима сварки



Тема 1.5.
Вибродуговая наплавка
Содержание
5
1


1.
Сущность вибродуговой наплавки




2.
Преимущества и недостатки вибродуговой наплавки




3.
Выбор режима наплавки



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.
Подготовка докладов и сообщений по изучаемым темам.
Расчет режимов наплавки.
Выбор режимов наплавки по таблицам.
Выбор материалов для различных видов наплавки.


29


Примерная тематика домашних заданий:

Правила безопасности при наплавочных работах
Подготовка деталей под наплавку
Режимы наплавки
Способы наплавки
Факторы, влияющие на выбор способа наплавки
Выполнить наплавку на пластину
Выполнить наплавку на стержень диаметром 30-40 мм



Учебная практика
Виды работ
Ручная дуговая наплавка.
Инструктаж по безопасности труда на предприятии. Организация и планирование труда и контроль качества продукции на производственном участке, конкретном рабочем месте. Ознакомление учащихся с рабочим местом, графиком перемещений их с целью освоения производственных сварочных работ.

Ознакомление с оборудованием для ручной дуговой сварки. Включение и выключение источников питания дуги. Регулировка силы тока. Присоединение сварочных проводов. Зажим электрода. Удержание щитка и электрододержателя в руках. Подготовка материала к сварке, зачистка кромок пластин.
Наплавка валиков и сварка пластин в нижнем положении шва. Наплавка валиков на наклонную пластину снизу вверх, сверху вниз и по окружности. Наплавка горизонтальных и вертикальных валиков на вертикальную поверхность. Дуговая наплавка кольцевых швов на трубах с поворотом и без.
72


Раздел 2
Устранение дефектов в узлах, механизмах и отливках различной сложности

35


МДК.03.01 Наплавка дефектов под механическую обработку и пробное давление

25


Тема 1.1.
Техника удаления дефектов в чугунных и алюминиевых отливках
Содержание
9
1


1.
Техника удаления дефектов в чугунных отливках




2.
Техника удаления дефектов в алюминиевых отливках

1


Практические работы
4
2


1.
Порядок удаления дефектов в чугунных и алюминиевых отливках



Тема 1.2.
Техника удаления дефектов в деталях, узлах и отливках различной сложности
Содержание
12
1-2


1.
Удаление дефектов в простых деталях




2.
Удаление дефектов в деталях средней сложности




3.
Удаление дефектов в сложных деталях




4.
Техника устранения дефектов в обработанных деталях и узлах наплавкой газовой горелкой.



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ.
Подготовка докладов и сообщений по изучаемым темам.
10


Примерная тематика домашних заданий:

Правила безопасности при наплавочных работах
Подготовка деталей под наплавку
Порядок устранения дефектов



Учебная практика
Виды работ
Дуговая сварка на полуавтоматах в защитном газе порошковой и самозащитной проволокой.
Ознакомление с устройством конструкций полуавтоматов. Инструктаж по безопасности труда.
Подготовка полуавтомата к работе. Заправка кассеты с проволокой. Подбор и установка режимов сварки. Подготовка баллонов с защитным газом, присоединение редукторов, регулирование давления газа. Наплавка валиков и сварка пластин в нижнем положении шва. Наплавка смежных и параллельных валиков на стальные пластины в нижнем положении шва. Наплавка горизонтальных и вертикальных валиков на вертикальную поверхность. Дуговая наплавка кольцевых швов на трубах с поворотом и без.
Автоматическая сварка под слоем флюса:
Ознакомление со сварочными автоматами для сварки под флюсом. Подготовка автомата к работе. Установка кассеты, засыпка флюса в бункерное устройство. Упражнения в перемещении автомата с заданной скоростью вхолостую. Упражнения в подаче проволоки вниз и ее подъеме. Наплавка валиков на пластины.
Выполнение сварочных работ различными видами ручной и газовой сварки сложностью 2 разряда.

324


Всего:
371



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технология сварочных работ» и лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Наплавка»;

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест кабинета:
компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
методические пособия.


Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Шкаф для инструмента
Сварочный (монтажный) стол
Отсос принудительной вентиляции
Стул
Огнетушитель
Тара с песком
Ведро емкостью 10 – 12 л
Тара для заготовок
Тара для деталей
Сеть переменного тока 220 в, 380 В
Источник сжатого воздуха
Сварочный трансформатор
Сварочный выпрямитель
Инверторный источник питания
Электрическая шлифовальная машина в сборе
Пневматическая шлифовальная машина в сборе
Сварочные провода сечением 25 мм2, 35 мм2
Комплект соединительных проводов
Электрододержатель с зажимным винтом
Вилочный электрододержатель
Пружинный электрододержатель
Комплект зажимов
Комплект штативов
Набор струбцин
Набор зажимов
Набор прихваток
Набор фиксаторов
Набор упоров
Набор прижимов
Приспособления для установки и фиксации сборки пластин в вертикальном и потолочном положениях
Поверочная плита
Пенал для электродов
Переносная лампа (12 В) с отражателем
Удлинитель 5 м
Тиски слесарные
Щетка металлическая
Щетка волосная
Линейка измерительная металлическая (150 .1000 мм)
Угломер
Угольник металлический
Универсальный шаблон сварщика УШС
Штангенциркуль ШЦ-1
Штангенциркуль ШЦ-2
Штангенциркуль ШЦ-3
Штангенциркуль ШЦ-1Ц
Чертилка металлическая
Керн
Набор зубил слесарных
Набор напильников
Плоскогубцы
Регулируемые клещи
Кузнечные щипцы
Молоток слесарный
Молоток - шлакоотделитель
Набор гаечных ключей
Набор шлифовальных кругов прямого профиля типа ПП
Круглая шлифовальная металлическая щетка
Набор щупов
Набор шаблонов для проверки размеров швов
Лупа с 4-х кратным увеличением
Клеймо сварщика
Набор концевых мер (любой номер)
Крупнозернистая наждачная бумага
Мелкозернистая наждачная бумага
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.


4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:


Основные источники:



1. Полевой Г.В. Газопламенная обработка металлов. Учебник. М «Академия» 2005-336с.
2. Овчинников В.В. Технология электросварочных и газосварочных работ. Учебник. НПО. М «Академия» 2010-272с.
3. Юхин Н.А. Газосварщик. УП НПО. М «Академия» 2009-160с
4. Николаев А.А. Герасименко А.И. Электрогазосварщик. УП НПО. Ростов – на - Дону2002-384с




Дополнительные источники:
1.Электронные ресурс «Технология сварочных работ». Форма доступа: http://metalhandling.ru



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Теоретические и практические занятия проводятся в специализированных кабинетах, лабораториях и мастерских соответствующих стандарту данной профессии.
Теоретические занятия проводятся в учебном корпусе, кабинетах теоретического обучения, соответствующих данной профессии.
Учебная практика проводится в лабораториях и мастерских, оснащенных современном оборудованием.
Производственную практику учащиеся проходят на предприятиях, входящих в состав учебно-производственного комплекса.




Консультативная помощь обучающихся во время учебного процесса оказываются преподавателями, мастерами п / о а также лицами, закрепленными за учащимися на время прохождения производственной практики.
Для освоения данного модуля учащиеся должны освоить модуль «Подготовительно-сварочные работы» и пройти обучение по дисциплинам: Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов, Основы теории сварки и резки металла.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин, образование высшее – 2 человека.
Мастера: образование высшее – 1 человек, средне-специальное – 2 человека, имеющие 5 квалификационный разряд, прошедшие стажировку на ОАО «Рузхиммаш» и имеющие опыт деятельности на предприятии.



5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Наплавлять детали и узлы простых и средней сложности конструкций твёрдыми сплавами.
Демонстрация навыков выполнения наплавки деталей и узлов простых и средней сложности конструкций твёрдыми сплавами.
Демонстрация правил безопасного использования технологического оборудования.
-зачет


-проверочная работы;
-тестирование


Наплавлять сложные детали и узлы сложных инструментов.
Демонстрация навыков наплавки сложных деталей и узлов сложных инструментов.
- защиты практических занятий;
-проверочная работа

Наплавлять изношенные простые инструменты, детали из углеродистых и конструкционных сталей.
Демонстрация навыков наплавки изношенных простых инструментов, деталей из углеродистых и конструкционных сталей.
- проверочная работы;
-тестирование

Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций.
Демонстрация навыков наплавки нагретых баллонов и труб, дефектов деталей машин, механизмов и конструкций.
- проверочная работы;
-тестирование;
- итоговая контрольная работа

Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление.
Демонстрация навыков выполнения наплавки для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках под механическую обработку и пробное давление.
- проверочная работы;
-тестирование

Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности
Демонстрация навыков выполнения наплавки для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности
- проверочная работы;
-тестирование


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

демонстрация интереса к будущей профессии







Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов подготовки и сборки деталей под сварку;
оценка эффективности и качества выполнения;


Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов подготовки и сборки деталей под сварку;
- оценка эффективности и качества выполнения;


Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные


Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения


Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения


Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
физическая подготовка



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

80 ч 89
4
хорошо

70 ч 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
неудовлетворительно


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115