Конспект урока по окружающему миру на тему Невидимые нити в зимнем лесу.

Конспект урока окружающего мира
2 класс.

Тема: Невидимые нити в зимнем лесу.
Цель:
Познакомить с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом.
Систематизировать знания о природных связях.
Показать отрицательные последствия нарушения человеком цепей питания.
Оборудование:
Презентация к уроку, проектор, еловые шишки, увеличительные стекла.

Ход урока:
I. Организационный момент
– Ребята, почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
(Презентации детей «Как вести себя в лесу»)
II. Актуализация знаний
Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
– Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Вспомним, какие невидимые нити есть в лесу.
О каких связях говорится в предложениях?
1) Сова охотится на полевых мышей.
2) Насекомые опыляют растения.
3) На зиму птицы улетают в теплые края, где много корма.
4) Человек использует древесину для строительства.

а) Живой и неживой природы.
б) Растений и животных.
в) Различных животных.
г) Природы и человека.
Продолжить цепи питания:
ель – мышь –
а) дятел;
б) заяц;
в) лиса.
дуб – мышь –
а) сова;
б) белка;
в) лось.
III. Изучение нового материала
Рассмотрим рисунки березовой и дубовой рощи, соснового бора и ельника.
– Что общего в этих рисунках? Связаны ли между собой растения и животные? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)
– Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и разных животных.
2. В лесу можно встретить разных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и фотографии и назовём тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.



медведь





белка



барсук



клёст-еловик



лисица



сорока



королёк





ёж


заяц


дятел


волк


Лесная мышь

/Дети выходят по очереди и выбирают картинки/
– Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа? (они впадают на зиму в спячку)
– Помните слова известной песни:
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная, зелёная была.
3. Откройте учебник на с.138. / Пока ученики открывают книгу, учитель прикрепляет на доску плакат с елью./
– Представьте, что мы выходим на поляну, посредине которой растёт красавица–ель.
Прочитаем в учебнике рассказ, который называется «С кем дружит ель?»
/Хорошо читающий ученик читает рассказ./
– С какими же животными дружит ель? С кем её соединяют невидимые нити? (С белкой)
– А что привлекает белку? ( шишки)
– А что белка делает с шишками? (ест)
– Нет, белка ест не шишки.
4. Практическая работа
Сценка:
/Раздаётся стук в дверь./
Учитель: Кто там?
/Входит Белка/
Белка: Здравствуйте!
Ученики(хором): Здравствуй, белочка!
Учитель: Где ты, белочка гуляла?
Белка: Я по ёлочке скакала!
Набрала еловых шишек
Для сестрёнок и братишек!
Вам я шишек тоже дам,
Вкусных много в них семян.
(М.Дружинина)
(Белочка проходит и даёт каждому ученику еловую шишку)
Учитель: Ребята, давайте скажем Белочке спасибо за такой интересный и нужный подарок.
Ученики.(хором): Спасибо, Белка!
Белка: Пожалуйста, до свидания!( уходит)
5. Практическая работа
– Ребята, белка сказала, что в шишках ели много семян. Давайте их рассмотрим.
– Где же искать семена? Как вы думаете? (под чешуйками) Заполненная зреющими семенами еловая шишка плотно закрыта чешуёй и для большей гарантии заклеена смолой. Так ей не страшен ни ветер, ни дождь, ни мороз.
– Отогните несколько рядов чешуек нижней части шишки и найдите там семена.
Рассмотрите их в увеличительное стекло. Что вы видите? (У семечка есть крылышко)
– А зачем оно? (летать)
– Да. У семян ели есть замечательное приспособление для распространения. Это длинный вырост – крылышко.
Созревают семена ели к концу зимы. Выпав из шишки, они часто оказываются на подтаявшем, а потом подмёрзшем снегу – насте. Даже при слабом ветре крылатые семена ели мчатся по гладкому насту, как спортсмены под парусами. Когда снег растает, они попадут во влажную землю и, возможно, прорастут.
6. Работа в тетради.
– Откройте свои рабочие тетради на с. 54 и в задании 1 нарисуйте семена ели.
/Ученики выполняют задание/

7. Продолжение работы по учебнику.
– Что же ест белка? (семена ели)
– Кому еще по вкусу семена ели? ( Птицам) Каким? (Клестам, дятлам, королькам)
– А кто на картинке под №5? (Лесная мышь.)
– А как же она добирается до шишек, они же на вершине? (Забирается. Подбирает на земле.)
– Да, действительно. Существует связь и между животными - «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их с деревьев.
– Кто нарисован на картинке под № 6 ? (Заяц-беляк)
Давайте представим себя зайчиками в зимнем лесу.

8. Физкультминутка:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать.

– Он что, тоже семена ест? (Нет. Он прячется.)
– Так как ветки ели, особенно под тяжестью снега, опускаются очень низко, заяц может найти там укрытие от хищников и ветра. А клесты строят себе в ветвях ели гнёзда и выводят птенцов.
VII. Повторение темы
1. Найти неверное высказывание:
Ель для дятла является надежным укрытием.
Ель дает белке корм.
Среди еловых ветвей клест строит гнездо.
Брошенные клестами шишки нередко подбирает дятел, находят и доедают мыши.
2. Викторина
Какие птицы дружат с елью?
Какие звери дружат с елью?
Кто отсыпается в снегу под пушистыми ветвями ели?
У какой птицы клюв приспособлен для вылущивания семян из шишек?
Какая птичка нашего края самая маленькая?
(Клест, сова, королек, белка, заяц, полевка, дятел)
3. Что будет если
Вырубить кустарники.
Вырубить все ели.
4. – Совсем недавно прошёл праздник – Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель. А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил бы себе на праздник. Что бы произошло? /Учитель снимает изображение ели с доски/ (Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.)
– А как же быть? (Надо ставить искусственную ель или наряжать дерево на природе.)

VIII. Подведение итогов урока
– Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали? Понравилась ли вам наша сегодняшняя «прогулка». Все кому понравилась, могут «посадить» свою маленькую ёлочку, прикрепив её на доску. (У ребят на партах лежат бумажные елочки, и желающие могут подойти к доске и прикрепить к ней свою ёлочку.)
VIII. Домашнее задание.
– Прочитать ещё раз текст на с . 138–139.Уметь рассказывать, с какими животными и каким образом связана ель. По рабочей тетради дома вы выполните задание №2 на с. 54.











15