Конспект урока по познанию мира: Разнообразие мира животных.


ТЕМА: "Разнообразие мира животных".
Цель: ознакомление с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам, сформировать представления учащихся о жизни животных Казахстана; научить учащихся распознавать животных своего края;
Задачи: • ознакомить с разнообразием видового состава животных на Земле; • формировать у учащихся общие представления о животном мире как о важном элементе научных взглядов и убеждений; • расширять кругозор учащихся и общие представления о животных, • воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению. • воспитывать любовь к природе.
Ход урока: 1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята!
-Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
И начнем урок, проверю вашу готовность:
- Руки? (На месте).
- Ноги? (На месте).
- Локти? (У края).
- Спина? (Прямая).
ЗАПИСЬ ЧИСЛА В ТЕТРАДЬ.
2. Введение в тему урока. - Сегодня у нас с вами необычный урок. Для того чтобы узнать тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Послушайте и отгадайте загадки: (Ответы дети выходят и записывают на интерактивную доску).1. Он пятнистый, длинношеий, Нет длинных ног его длиннее. Ходит важно, словно граф, Называется …(жираф) 2. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса, А зовут ее …(лиса) 3. В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется … (медведь) 4. Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло – Спать летит в дупло… (сова) 5. В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: Здорово, дрозд-приятель! И ставит подпись… (дятел) (Его ещё называют лесным доктором).6. Краской сероватая, Походкой мешковатая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая… (ворона) 7. У какой лесной дикой , кисочки на ушах кисточки? (рысь) 8. Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверушка? Щелкает орешки мелко. Ну, конечно, это … (белка)
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (ЖИВОТНЫЕ.)Сегодня мы с вами отправляемся в мир животных. 3. Постановка темы урока
.
ЗАПИСЬ ТЕМЫ - мир животных.
РАБОТА С АССОЦИАЦИЯМИ:
-Когда вы слышите слово «животные», то кого представляете? (Дети называют птиц, зверей, млекопитающих, земноводных, домашних и диких зверей, насекомых.)
-А как по-другому мы называем -
лису, волка (хищные дикие звери),
бабочку, стрекозу (насекомые),
воробья, ворону (птицы).
-Можно сделать вывод, что говоря о птицах, зверях, насекомых- мы имеем в виду ЖИВОТНЫХ.
- Сегодня мы должны познакомиться с группами животных.
- Научимся отличать группы животных, правильно называть группы животных.
Сегодня на уроке мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.
4. Работа над темой урока. Этап усвоения новых знаний.
-Первая группа животных с которыми мы познакомимся это звери их тело покрыто шерстью. Этот вид животных может сохранять тепло и жить в самых холодных условиях. . Только у них есть настоящий волос, который называется мехом или шерстью.
Посмотрите на плакате строение их тела---Д. Туловище, голова, шея, 4 лапы, хвост.
У. Мозг этих животных развит более высоко, чем мозг любых других животных.
У. Кто знает, чем выкармливают матери этих животных своих детенышей?
Д. Молоком.
У. Только этот вид животных производит молоко. Значит, этот вид животных называется…
Д. Млекопитающие.
УГАДАЙТЕ О КОМ Я СЕЙЧАС ГОВОРЮ: В тихую солнечную погоду водная гладь напоминает огромное зеркало, в котором отражаются проплывающие по небу облака и склонившиеся над водой деревья, кажется, что водоем пуст и мертв. Однако на самом деле под этой гладью, как стекло границей кипит своя жизнь, и под час разгораются совсем нешуточные страсти. И одним из главных действующих лиц в этой подводной пьесе жизни являются своеобразные животные - рыбы.
У. Что для них родной дом?
Д. Вода.
У. Для чего рыбе чешуя?
Д. Для защиты от механических повреждений.
Д. Голова, туловище, хвост вытянутой формы, плавники, тело покрыто твердой и прочной чешуей.
У. Одним концом чешуя глубоко сидит в коже, а свободным концом плотно налегает друг на друга). Д. У рыбы нет шеи.
У. Рыба плавает очень быстро, ей приходится вклиниваться в толщу воды, поэтому голова прочно соединяется не образуя шеи.
.СЛЕДУЮЩАЯ ГРУППА ЖИВОТНЫХ:
ЗАГАДКА О НАСЕКОМЫХ
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела) -Кто это?
Посмотрите на плакат из каких частей тела состоят насекомые?
Перечисляют признаки.
Есть голова, брюшко, грудь, 2 крыла, 6 ног.
У. Не у всех.
У. Сколько ног у насекомых?
Д. 6 ног.
У. Сколько ног у паука?
Д. 8 ног. (паукообразные)
У. Рассмотрите брюшко насекомых. Что заметили?
Д. На нем полоски.
У. Это насечки.
У. Так почему этих животных назвали насекомыми?
Д. Название произошло от слова насечки.
У. Тело у насекомых состоит из отдельных члеников, они обеспечивают подвижность всего тела. У насекомых три отдела: голова, грудь, брюшко. Насекомые - самая многочисленная и разнообразная группа животных на земле.
УГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ И СКАЖИТЕ КТО ЭТО?
Не рот - а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? (Лягушка)
У этих животных кожа голая, нежная. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни они проводят на земле (на суше), а часть – в воде, за что и получили свое название. Земноводные.
---Следующая группа , Узнайте кто это?
Кто в беретке ярко - красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Всё стучит, стучит, стучит.
Д. Дятел.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это?
Д. Соловей.
-Как можно сказать, одним словом? Дятел, соловей, сова – это… Это птицы.
У. Что о них знаете? Где они обитают? Назовите птиц нашего края.
. Птицы встречаются по всему свету, их можно увидеть даже на вершинах полярных ледников. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Только несколько птиц не умеют летать. Это страусы и пингвины. Многие птицы нуждаются в охране.
По каким признакам можно определить, что это животное птица?
Покрыта перьями и пухом (единственные обитатели на Земле).
. Для чего перья?
Для полета.
Еще перья предохраняют тело птиц от намокания, пух предохраняет тело от переохлаждения.
У птиц есть крылья.
. Имеют особое строение челюстей - они лишены зубов. Голова, туловище, хвост, два крыла, две лапы.
-Я загадаю вам загадку, а вы скажете кто это -
Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. ( змея)
Живёт спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет:(Черепаха)
У. Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?
- Ящерицы и черепахи, змеи и крокодилы, а также давно вымершие, но очень популярные динозавры - все эти своеобразные и замечательные существа представляют один класс животных.
-. Как передвигаются эти животные?
Д. Эти животные передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.
У. Все эти животные без ног или с ногами – пресмыкаются, ползают. Поэтому называются… Пресмыкающиеся.
У. Нередко их зовут ещё и рептилиями, поскольку именно так звучит латинское название этой группы. Остаются одной из наиболее ярких и интересных групп животных на планете.
. называют признаки:
Кожа пресмыкающихся не голая, а покрыта чешуёй или роговыми щитками.
Благодаря ороговению кожи рептилии могут даже в пустынях и в солёной морской воде.
Температура их тела зависит от окружающей среды. Поэтому они любят греться на солнце, и распространены в основном в теплых странах.
Голова, туловище, хвост, 4 конечности.
они несут яйца, но не высиживают их, и детенышей не выкармливают. Чешую меняют много раз, сбрасывая вместе с кожей. А черепахи и крокодилы кожу не сбрасывают.
5. Физминутка (КАП-КАП)
Мелкий дождик моросит
Кап-кап-кап-кап! (ударяем пальчик о пальчик)
В листьях сада шелестит
Кап-кап-кап-кап! (шуршим ладошками)
Мокнет мячик у ворот
Кап-кап-кап-кап! (шлёпаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (щелчки руками или притопы ногами )
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё ниже. ниже.
6. Первичное закрепление материала. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛАЙДА где кто живет)
-----Можно сказать, что все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах — обитают живые существа. Это звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые и многие другие.Одни животные водятся во влажных местах, другие — в безводных пустынях; некоторые живут во льдах, другие — в жарких тропиках; одни живут на открытых безлесных пространствах, другие — в густых лесах.Где бы ни жили животные, им нужны определенные условия: воздух, питание, вода, определенная температура внешней среды. Например, дикий як, покрытый густой шерстью, особенно длинной на животе, водится в горах Тибета. Никакие морозы и бури не страшны этому животному. Но вот наступило лето, стало жарко. Як теперь держится больше на теневых склонах, вблизи ледников или пасется около горных потоков, от которых веет прохладой.Родина индийского буйвола — Индия и Индокитай. Он живет по болотистым низменностям, в долинах рек, вблизи озер, на взморье, там, где жарко и влажно. Голая кожа буйвола лишь местами покрыта редкими волосами.Большинство ящериц и змей хорошо переносят жару и засуху. Тело ящериц и змей покрыто роговыми чешуйками. Эти животные очень быстро передвигаются, хотя и волочат свое тело по земле. Особенно много ящериц и змей в песчаных пустынях, но они водятся также в степях и в лесах.Лягушки чаще всего водятся в местах, где много болот и озер. Например, в сухой Средней Азии лягушек очень мало, и селятся они там около пресных водоемов.

-Существуют животные которых на Земле осталось очень мало или исчезли совсем.Какие то животные исчезли сами-например как динозавры. (стр 76) каких-то истребил человек Таких животных мы заносим в красную книгу и человек поддерживает их численность , выращивая их в зоопарках. (стр 115)
СЕЙЧАС МЫ ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ У ВАС НА КАРТОЧКОХ ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ РАСПОЛОЖЕНЫ ПО ТРЕМ ГРУППАМ, РЫБЫ. ПТИЦЫ, НАСЕКОМЫЕ, А ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ И ЗЕМНОВОДНЫХ Я РАСПОЛОЖИЛА В ОДРУ ГРУППУ.
. «Блиц - вперед»
Группа «Звери»
1. Назовите животных, тело которых покрыто шерстью?
2. Самые большие животные? (слон, кит)
з. Звери, которые питаются другими животными? (хищники)
4. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
7.Животные, которые питаются только растениями? (травоядные)
9. Царь – зверей? (лев)
10. Кого называют «Королем грызунов»? (боборы)
11. Какой лесной зверек сушит на деревьях грибы? (белка)
12. Тощим или жирным ложится в берлогу медведь? (жирным)
13. Каким животным легче жить: всеядным, травоядным или хищникам? (всеядным)
15. Чем вскармливают звери своих детенышей?
Группа «Птиц»
1. Чем покрыто тело птиц? (перьями)
2. Как мы называем птиц, улетающих в теплые края? (перелетными)
3. Птица – воровка? (сорока)
4. Санитары деревьев? (дятлы)
6. Птицы, которые не летают? (страус и пингвин)
7. Эта птица днем спит, а ночью охотится. (сова)
8. Что спасает птиц от холода? (перья, пух)
9. Птица, которая не высиживает свои яйца, а подкидывает другим. (кукушка)
11. Что птицам страшнее: холод или голод? (голод)
12. Какие птицы улетают первыми? (насекомоядные)
13.Птицы на деревьях, напоминающие «красные фонари» ( снегири)
14. Птицы – почтальоны. (голуби)
15. Птицы, которым не страшны морозы? (зимующие)
Группа «Рыбы»
1. Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
4. С помощью каких органов рыба передвигается? (плавник)
5. Каким органом рыба дышит? (жабрами)
8. Каким органом рыба управляет или, что является рулем? (хвост)
9. Есть ли уши у рыб, где они находятся? (внутри головы)
Группа «Насекомые»
1. Что есть на теле у каждого насекомого? (насечки)
2. Трудолюбивое насекомое. (муравьи)
3. Домашнее насекомое. (пчелы)
4. Сколько ног имеет паук? (8)
5. На сколько отделов делится тело насекомого? (3 голова, туловище, брюшко)
6. Кто появляется раньше весной: птицы или насекомые?
9. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь? (кузнечик)
10. Насекомое, которое питается шерстью? (моль)
11. Кого из них называют опасным преступником: майский жук,
    колорадский  жук, жук – олень.
12. Что больше всего любит божья коровка? (тлю)
15. Назовите насекомое, которое живет у воды, пьет кровь? (комар)
16. Кто плетет сети не для рыб, а для мух? (паук)
                                                        /Подведение итогов/
6. Разминка. «Веселый хор»
1 группа – поет голосом кошки,
2 группа – голосом вороны,
3 группа – голосом лягушки,
4 группа гостей споет песню «В лесу родилась елочка».
7.СЕЙЧАС ПОИГРАЕМ В ИГРУ “Разбей на группы” – я буду называть животных или растение , а вы скажете к какой группе они относятся: -дуб, кролик, осина, тюльпан, щука, медведь, астра, тополь, бык, ландыш, сова, колокольчик, лев, сосна, лиана, пальма, бабочка, колибри, , змея, обезьяна, чабрец, подорожник, крокодил, сом).
8 Работа по учебнику стр 82,
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
-назовите где живут животные?
-Ребята а существуют еще 2 группы животных, и человек непосредственно относится к одной из них. –Это домашние и дикие животные (Слайд ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ).\
ИГРА «Кто чей детеныш». СЛАЙДЫ.
\
7. Рассказ – объяснение  учителя:
Краткая характеристика снежного барса, данная учителем:
Снежный барс из семейства кошачьих. Длина тела 103-130 см, хвоста – 80-105 см. Похож на леопарда, но окраска дымчато-серая, с тёмными кольцами. Мех густой, пушистый, такой же и на хвосте. Питается горными козлами, зайцами, сурками. Обитает у границы вечного снега, в высокогорьях. Занесён в Красную книгу.Наш президент мечтает о том, чтобы Казахстан 2030 года стал чистой и зеленой страной, со свежим воздухом, прозрачной водой. Чтобы наше государство процветало в мире и согласии.
10. Рефлексия
– Какие знания вы положили сегодня в копилку знаний?Если вам понравился урок, то изобразите на лице улыбку. Не забудьте, что ваше настроение будет зависеть не только от того, понравился ли  он вам или нет, но и понравилось ли вам как вы работали на уроке. На своем лице я тоже изображу улыбку, потому что вы сегодня очень хорошо отвечали на уроке. Спасибо вам.За лучшую работу на уроке  учащиеся класса были поощрены медальончиками с изображением снежного барса – символом Республики Казахстан.
8. Итог урока.
Учитель:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Практическая работа:
1.Основные группы животных:
А) млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, рыбы;
В) окунь, пресмыкающиеся, паукообразные, земноводные, насекомые;
С) дождевой червь, беркут, снежный барс, севрюга жук-олень, цапля.
2. Насечки, 3 отдела (голова, грудь, брюшко), 6 ног у…
А) рыб
В) насекомых
С) птиц
3. К какой группе относятся бабочка, медоносная пчела?
А) земноводные
В) насекомые
С) пресмыкающиеся
4. Отличительные особенности представителей группы рыбы - это…
А) крылья, перья;
В) насечки, 3 отдела (голова, грудь, брюшко), 6 ног;
С) чешуя, плавники, жабры, плавательный пузырь, боковая линия.
5. Второе название земноводных - это.. А) амфибии
В) рептилии
С) нет правильного ответа
7. Рептилии – это второе название…
А) насекомых
В) пресмыкающихся
С) млекопитающие
8. Отличительные особенности представителей группы птицы - это.. А) крылья, перья;
В) насечки, 3 отдела (голова, грудь, брюшко), 6 ног;
С) чешуя, плавники, жабры, плавательный пузырь, боковая линия.
9.Кто из перечисленных птиц может жить в комнатных условиях?
А) попугай
В) дятел
С) ласточка
10. Млекопитающиеся – это животные…
А) которые пьют много молока;
В) которые купаются в молоке;
С) которые вскармливают детенышей молоком.
11*. Муравейники обычно находятся с … стороны дерева.
А) северной
В) восточной
С) южной
12*. Какую пользу приносят кукушки?
А) подкладывают свои яйца в чужие гнезда;
В) поедают волосатых, ядовитых гусениц;
С) красиво поют.
14*. Одомашненное насекомое – это …
А) таракан
В) пчела
С) муха
15*. Кто из животных откладывает яйца, из которых вылупляются детеныши?
А) крокодилы
В) кошки
С) медведи
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
№ ответа А В В С А В В А А С С В С В А
Количество баллов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1