Конспект урока по познанию мира Разнообразие мира животных 2 класс
Открытый урок по познанию мира.
2 «В» класс.
Учитель: Сивцева А.К.
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием животного мира.
Задачи:
· предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира;
· развивать познавательные интересы учащихся, наблюдательность, внимание, творческие способности, устную речь.
· воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.
1.Орг.момент (готовность к уроку, создание положительного настроя).
- Наш урок сегодня начинается словами французского мыслителя и композитора Ж.Ж.Руссо:
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные! Как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»
-Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из вас поверил в свои силы и шел к новым знаниям уверенными шагами, и тогда у нас все получится. Согласны?
2. Повторение изученного.
- Наша работа начнется с того, что вы поработаете в парах. Перед вами лежат таблицы и карточки с названиями растений. Ваша задача: распределить их по группам.
- Как распределили? Проверка по слайду.
- Почему деревья? Почему кустарники? Почему травы?
- Что лишнее? (животное – буквы перепутаны).
- Оценочный лист
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Разнообразие мира животных).
- Каких животных вы знаете? А муха – это животное?
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с царством животных, узнаем, на какие группы делятся животные и их отличительные особенности.
Появляется слайд с несуществующим животным.
- Назовите животное, которое изображено на слайде? (такого не существует)
- Из каких частей собрано это животное? Давайте разбираться.
- От какой группы животных взяли лапы?
- Звери. К зверям относятся очень разные внешне существа. Крылатые летучие мыши, похожие на рыб дельфины, изящные жирафы, тучные слоны, собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы, львы, тигры – всё это звери. Отличительной особенностью животных этого класса является то, что у них тело покрыто шерстью и они выкармливают своих детёнышей молоком. Отсюда название – «млекопитающие».
Много лет ученые спорили между собой о том, в какую полоску зебра: черная в белую или наоборот. В конце концов, они единогласно пришли к тому, что она белая в черную полоску. А вот у тигров полосатым является не только мех, но и кожа. (Фоминых)
- Обратимся к таблице. Итак, отличительным признаком зверей является 4 конечности, тело, покрытое шерстью и они вскармливают своих детенышей молоком.
- У кого наше животное взяло крылышко, как вы считаете?
- Отличительной особенностью птиц является наличие перьевого покрова. Не будь перьев, птицы не смогли бы летать. Кроме того, перья защищают птиц от ушибов, царапин, холода и жары. Вы уже знаете многих птиц и безошибочно можете их определить. Давайте назовем птиц, появившихся на слайде - воробья, синицу, снегиря, ласточку, сороку, лебедя и мн.др. А вот знаете ли вы, что самой маленькой птичкой считается колибри-пчёлка. Она весит около 2 г, а длина ее тела 6 см, причем половину длины составляют хвост и клюв. Кроме того, это единственная птица, способная летать назад.
Самым крупным представителем птиц является африканский страус. Он вырастает до 2 м 70 см и весит 156 кг. Он самый быстрый бегун в мире птиц. Развивает скорость до 72 км/ч. (Завьялова)
- Возвращаемся к таблице. Особенности птиц – это тело, покрытое перьями.
- Теперь давайте посмотрим на голову нашего животного. У кого можно было взять такую? (у рыб) видеофрагмент.
- Рыбы. Тело рыб покрыто скользкой чешуёй. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет, и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе лет и сколько зим. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. А с помощью жабр они дышат кислородом, растворенным в воде. Большинство рыб для воспроизведения потомства откладывают икру. Но есть несколько видов рыб, которые рождают живых мальков.
Нападая на свою жертву, акулы закрывают глаза, чтобы бьющаяся добыча их не поранила. (Сушкова)
- Итак, отличительная особенность рыб – тело, покрытое чешуей, и жабры.
Физминутка.
- Обратите внимание на туловище. У кого это животное его позаимствовало? (У насекомых).
- Насекомые – самая многочисленная группа животных. К ней относятся красивые бабочки, неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи, комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Обитают насекомые везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе. Одни из них приносят пользу (божьи коровки, пчелы), а другие вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны природе.
Отличительными признаками насекомых являются: разделение тела на три отдела (голова, грудь, брюшко), 6 конечностей, пара чувствительных усиков.
Одной из самых крупных насекомых мира считается павлиноглазка атлас. Размах крыльев ее 24 см. Самым крупным жуком считается дровосек титан. Его длина может достигать 17 см. (Кокорин)
- Отличительными особенностями насекомых являются разделенное на 3 части туловище, 6 конечностей, пара чувствительных усиков.
- У кого позаимствован хвост, как вы думаете?
- Пресмыкающиеся. Представителями этой группы являются змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками. По другому, пресмыкающиеся называются рептилиями. Кожа у них всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырнуть. (Редькин)
- Пресмыкающиеся отличаются телом, покрытым сухими роговыми чешуйками.
- Как называется это животное? К какой группе относится оно? Земноводные. К этой группе принадлежат лягушки, жабы, тритоны, саламандры. Как вы думаете, за что эти животные получили такое название – «Земноводные»? Земноводные – удивительные существа! Они могут жить и в воде, и на суше. Уникальна и кожа земноводных. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить.
- Земноводные имеют голую влажную кожу.
Итог:
-Сколько существует групп животных?
- Назовите их?
- Каковы отличительные особенности зверей? Птиц? Рыб? Насекомых? Пресмыкающихся? Земноводных?
Оценочный лист.
4. Закрепление.
Соотнеси группы животных с их признаками.
Название группы Примеры Отличительные признаки
Звери Попугай, лебедь,________ Чешуя, жабры
Птицы Оса, кузнечик,__________ Сухая кожа, роговые чешуйки
Рыбы Ящерица, черепаха,_____________ 4 конечности, шерсть, вскармливают детенышей молом
Насекомые Акула, окунь,__________ Голая, влажная кожа
Пресмыкающиеся Лягушка, тритон,______________ Туловище разделено на 3 части, 6 ног, усики
Земноводные Лев, лиса, _____________ Перья
Проверка по слайдам.
Оценочный лист.
Итог урока.
- Теперь, когда вы уже так много узнали, вернемся к вопросу, который встал перед нами в начале урока. Муха – это животное?
- А паук – это насекомое? Почему?
- Что помогло вам разобраться в этих вопросах? Что узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Рефлексия.
- У вас на партах лежат хамелеоны, почему они разных цветов? Если вы хорошо усвоили новую тему клеим зеленого хамелеона на веточку (он спрятался от врага и чувствует себя уверенно), если же вы все еще испытываете трудности, клеите красного хамелеона (он очень заметен, поэтому ему некомфортно в этой среде).
Домашнее задание.