Развитие творчесих способностей на уроках литературы 5 класс
Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5-8 классах
1. Одной из основных целевых установок современного образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ученика в общество, является формирования установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
К сожалению, продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Многие из выпускников, знающих программу, не в состоянии использовать свои знания в нестандартной обстановке, не способны найти оригинальное решение проблемы, поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. Таким образом, проблема развития творческих способностей учеников является очень актуальной. Нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления учащихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. В школе необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности.
Цель данной работы: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого ученика.
Задачи:
1. теоретический анализ исследований по развитию творческих способностей учеников;
2. анализ и обобщение методов и приёмов развития творческого потенциала учеников в младшем и среднем звене.
2. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов Л. С. Выготского, Н. Бердяева, В. М. Теплова, Д.Б. Богоявленской, М. Е. Богоявленской, Асмолова, Хуторского А. В. и др . Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Это субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом значение творчества для формирования личности. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся – данных традиционными образами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить.
Что значит развивать творческие способности?
Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычка анализировать и осмысливать факты, развитие воли, воображения.
Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
3.В своей работе я попытаюсь обобщить опыт развития творческих способностей учеников на уроках литературы в младшем и среднем звене.
Курс русской словесности в 5-8 классах даёт большие возможности для такого развития. Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из литературно-творческих заданий, творческих сочинений, заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений, заданий, развивающих творческого читателя.
В 5 классе дети с большим удовольствием создают самостоятельные тексты в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни и т. д.). Что бы ни изучали по литературе – басни, былины, литературные сказки, стихотворения – в качестве домашнего задания дети пишут свои собственные варианты.
Но начать можно с задания, которое позволяет не только развить воображение, но и правильно подобрать рифму. Например, предложить ребятам две строчки стихотворения, им нужно придумать продолжение.
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот:..
Продолжения были такие:
Он не кушает, не пьёт
У него болит живот.
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.
Можно предложить ученикам составить синквейны.
Синквейн (от франц. «пять») – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат.
Синквейн – это стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму.
В методической литературе встречаются два алгоритма, которые можно использовать для составления синквейна, я приведу один:
Алгоритм 1.
1 строка – существительное, задающее тему стихотворения;
2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы;
4 строка – смысловая фраза: короткое предложение в рамках заданной темы или отношение к ней;
5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.
Зима.
Снежная, морозная.
Заметает, бодрит, радует.
Зимой взрослые и дети начинают верить в чудеса.
Волшебница.
Синквейн – интересный методический приём, который позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учеников к слову, побуждает анализировать свои ощущения. Конечно, такой метод хорошо работает, если используется не очень часто, чтобы не убить элемент творчества, неожиданности.
Также вызывает интерес и такое творческое задание, как буриме (написание стихотворения на заданные рифмы).
Наступила осень золотая.
Листья, падая, кружатся и летят.
И с печальным криком улетая,
Птицы стаями на юг спешат.
С удовольствием пятиклассники сочиняют сказки. Развивают воображение такие творческие задания на дом:
1)передать сказку «Царевна-лягушка» устами Ивана-царевича. Опыт перевоплощения: «Рассказывает Иван-царевич».
2) А если бы Иван-царевич не сжёг лягушачью кожу? Придумайте сказку по новому сценарию.
3)Придумайте сказку, которую рассказала бы лягушачья кожа.
К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, относятся:
-самостоятельный анализ эпизода, главы или явления;
-сравнение произведений на одну тему;
-отзыв;
-устное сообщение;
-реферат.
Задания, развивающие творческого читателя, активизируют сотворчество ученика с писателем. К ним относят:
-устное рисование;
-чтение по ролям; инсценировки;
-выразительное чтение;
-творческие пересказы
- художественные иллюстрации.
В 6-8 классах возрастает роль творческих сочинений. Например, сочинение на домысливание сюжетной линии произведения: «Что случилось в городе Н… после приезда настоящего ревизора?» «Как сложилась дальнейшая судьба героя…?» Можно совершить «перемещение» литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства: «Встреча толстого и тонкого в наши дни». Такие сочинения позволяют проверить понимание основной мысли произведения и развивают воображение ученика.
Вызывают интерес у учащихся и уроки в группах сменного состава. Школьники учатся взаимодействовать, работать коллективно, распределять роли в группах.
Например, урок по былинам об Илье Муромце в 7 классе. Учитель мотивирует учеников, задав проблемный вопрос: почему именно Илья Муромец является любимым героем русского былинного эпоса? Для ответа на этот вопрос учитель предлагает задания 3 группам.
1.Задание для первой группы позволяет осмыслить ключевое слово произведения – «богатырь». Дети описывают воображаемого героя (не только внешность, но и черты характера). Сравнивают свой продукт с толкованием словаря и с героем былины. Отмечают общие черты и черты различия. В качестве вывода учащиеся осмысляют значение имени Илья. Как это имя связано с характером героя былины (развитие воображения, приёмы антиципации и реципации).
2. Задание для второй группы представляет собой анализ образа главного героя по предложенному плану. Ученики должны рассказать об Илье Муромце и подтвердить свой рассказ цитатами из текста. В качестве вывода семиклассники должны сделать заключение о значении этого образа в фольклоре (использование приёмов анализа и синтеза).
3. Задание для 3 группы предусматривает творческое задание: изменить главную функцию образа Ильи Муромца по предложенному сценарию или по собственному сценарию и написать новую былину. В заключение ученики должны ответить на вопрос: какой Илья им понравился больше и почему (развитие читательского воображения).
В качестве домашнего задания ученикам предложено создать свой оригинальный текст «Былина на современный лад» и подготовить её презентацию.
Такие творческие задания благотворно влияют на развитие творческих способностей учеников, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывают добрые чувства и делают интересным учебный процесс.
4. В ходе внедрения творческих работ у многих учащихся появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности: научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.
Результатом применения данных приёмов развития творческих способностей явились высокие результаты, достигнутые учениками в различных творческих конкурсах и олимпиадах. Так, Прохожева Елена из года в год является победителем на ежегодном Пушкинском городском литературном конкурсе «Друзья по вдохновению», награждена почётным званием «Юный пушкинист» за лучшее стихотворение, посвящённое Пушкину. Её стихи были напечатаны в сборнике стихов самарских поэтов в серии «Созвездие Надежды» в рамках фонда «Надежда. Вера. Любовь». Занимала призовые места Дворцова Анастасия в номинации «Эссе». Ученики лицея участвовали во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха», где занимали призовые места. Регулярно в Лицее проводятся научно-творческие конференции, на которых выступают учащиеся; занимают призовые места ученики лицея и в городских научных олимпиадах. Так, Слоев Александр занял первое место и завоевал серебряный крест на Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку» в Непецино.
Итак, применение творческих заданий на уроках литературы, развитие творческих способностей учащихся, использование существующих технологий обучения, в которых творчество учащихся считается приоритетной целью – это подготовка молодёжи новой формации, конкурентоспособной, интеллектуально развитой, творчески одарённой.
Список использованной литературы:
1. Александровия Т. В. Развитие креативных способностей в дошкольном возрасте/Т. В. Александрович // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. Трудов/Житко И. В. /Под ред. Дубининой Д. Н. – Мн.: БГПУ, 2007.- с.3-6.
2.Бушуева Л. С. Активизация творческого мышления младших школьников //Начальная школа: плюс До и После – 2006. - №4.
3. Петров К. В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития.//Мир психологии. – 206.-№4.
5. Хуторской А. В. Андриянова Г. А. Система распределённой деятельности по выявлению и развитию одарённости детей с помощъю сети Интернет//Материалы конференции по проблемам одарённости «Психолого-педагогические проблемы одарённости: теория и практика». – Иркутск, 2010.-0,6 п.л.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Сибирский учитель. – 2011. - №2. – с.5-8.