Урок по познанию мира Разнообразие мира животных


Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г. Караганда
Открытый урок по познанию мира в 3 классе
Тема: Разнообразие мира животных
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием животного мира.
Задачи:
·        предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира;
·        развивать познавательные интересы учащихся, наблюдательность, внимание, творческие способности, устную речь.
·        воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.
Оборудование: учебник "Познание мира", 3 кл., авторы К.Жунусова, А. Бирмагамбетов,  К. Аймагамбетова, компьютерная презентация, выполненная в Microsoft Power Point по теме "Многообразие животных", компьютер, мультимедийный проектор с экраном, карточки.
Тип урока: комбинированный
Ход  урока.
1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
- Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
- Что нужно делать, чтобы урок был именно таким?
- А для этого нам просто необходимо  хорошее настроение.
                                                                                                             
Ты улыбкой, как солнышком брызни,Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица, Или чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделитьсяИ ответную искру зажечь.
 
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, подарите улыбки нашим гостям,  пожелайте друг другу удачи.  (Минутка создания настроения)
 
2. Проверка домашнего задания - тест.
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника.
б) астрономия.
в) почвоведение.
2. Что относится к хвойным растениям?
а) липа.
б) сосна.
в) одуванчик.
3. Что содержит плод растения?
а) цветок.
б) семена.
в) стебель.
4. Орган растения, который находится в почве?
а) цветок.
б) лист.
в) стебель.
г) корень.
5. Какие растения размножаются спорами?
а) колокольчик.
б) дуб.
в) папоротник.
 6.  Какие растения заносят в Красную книгу?
А) редкие
Б) самые красивые
В) лекарственные
 
7.  Вставь пропущенные слова
Корни растений дышат _____,  который содержится в почве. Они всасывают из почвы_____ и растворённые в ней_______ .-Какую большую тему мы закончили изучать? (Многообразие растительного мира)
3. Введение и сообщение темы урока с использованием компьютерной презентации.
 - Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению новой темы. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.
 Они мычат, они рычат,
 Они кричат и лают.
 Всех нюхают, кусают, жалят
 И в общем все их знают.
 И вообще они нужны
 На нашем белом свете
 И точно так как у людей
 У них бывают дети.
- О ком  идет речь?
 
4. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации.
- Тема нашего урока - «Многообразие животных».  На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их групповые признаки, а так же узнаем много интересного из их жизни.
Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Н. Сладкова.
Эпиграф урока (на доске)
"Главное богатство природы - её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным".
Николай Сладков
- Ребята, существует целая наука, которая изучает животных. Может кто-нибудь знает, как она называется? Нет, тогда я вам дам подсказку: во многих городах есть парки, где собраны животные со всего мира. В этом парке вы можете и посмотреть на животных, и сфотографироваться, и просто отдохнуть. Что это за парк? (зоопарк) Из каких двух частей состоит слово «зоопарк»?
- Зоо... (от греч. zoon — животное, живое существо), часть сложных слов, указывающая на отношение к животному миру. Приведите пример слова, в котором есть такая часть. (зоомагазин)
- Если перевести слово –УЧЕНИЕ- с русского языка на греческий язык, то получим слово lógos (от греч. lógos — слово, учение), часть сложных слов, означающая: учение, знание.
- Соединим 2 части в одно слово, что получим? (зоология)
- Действительно, наука о животных называется – ЗООЛОГИЯ. Это еще один раздел биологии (учения о живой природе)
- А чем занимаются ученые в этой науке? (рассматривают, исследуют, изучают животных)
- Всего на Земле обитает около 2 миллионов видов животных. Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения. (Видеоролик)
- Ребята, вы уже знаете, что животные делятся на домашних и диких. Приведите примеры.
- Сегодня я вас познакомлю с новой классификацией животных.  Ученые-зоологи делят царство животных на 2 типа. Прочитай сами названия и объясните почему животных разделили на такие типы? (позвоночные и беспозвоночные)
Позвоночные животные, тип животных; характеризуются, главн. образом, присутствием твердого осевого скелета, состоящего из ряда последовательно расположенных позвонков, спинные отростки которых окружают и центральную нервную систему.
Беспозвоночные, животные, не имеющие позвоночника: простейшие, губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие и др.; примерно 3/4 видов всех животных.- К каждому типу ученые относят свои группы животных. Давайте подробнее познакомимся с этими группами и с их представителями, выделяя основные признаки в каждой группе.  
- Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными.
 Загадка:   На узкой дорожке
                    Голова да рожки.
                    Кто так медленно ползет,
                    На себя свой дом везет? (Улитка)
 
 - Моллюски обитают в воде, но есть и сухопутные. У моллюсков мускулистое мягкое тело, обычно состоит из головы, туловища, ног и часто защищено известковой раковиной. К этой группе животных относятся двухстворчатые моллюски (ребята часто называют их ракушками) улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы.
 - Где мы можем встретиться с моллюсками?
(Ответы учащихся: на водоемах, можно увидеть в аквариуме и т.д- Моллюски обитают в морях и океанах, они хорошие пловцы.
 
- Давайте подберем ключ к следующей группе.
Загадка:  Восемь ног, как восемь рук,
                  Вышивают шелком круг.
                  Мастер в шелке знает толк.
                  Покупайте, мухи, шелк. (Паук)
- Паукообразные – это пауки, скорпионы, клещи. У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Все они имеют 4 пары ног и питаются другими насекомыми. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготавливали перчатки.
- Следующий ключ.
Загадка:  Шевелились у цветка все четыре лепестка
                  Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
- К какой группе относится бабочка?
- Насекомые – самые многочисленные обитатели нашей планеты. На теле любого насекомого вы увидите насечки. Отсюда и произошло название насекомые. Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко.  У всех насекомых 6 ног. Поэтому их называют еще шестиногими. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают "музыкальным" слухом и тонким обонянием.
- Знакомимся с представителем следующей группы:
Загадка:  Летом в болоте
                  Вы ее найдете.
                  Зеленая квакушка,
                  Кто это? (Лягушка)
- Земноводные - это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. Второе их название –амфибии.  У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска.
Загадка:  Она, как змейка,
                  В траве мелькнет,
                  Хвостом виляет.
                  Хвост оборвет –
                  Другой наживет. (Ящерица)
- К пресмыкающимся относятся животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.  Другое их название – рептилии. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.
Загадка:  В воде – жива,
                  На суше – мертва. (Рыба)
- Рыбы - животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют "обтекаемую" форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.
Загадка:  Кто так заливисто поет,
                 О том, что солнышко встает?  (Петух)
- Это животные, тело которых покрыто перьями. Они служат защитным покровом и играют важную роль в полете. Передние конечности превратились в крылья.  Почти все птицы умеют летать. Размножаются, откладывая яйца, а потом неотлучно насиживают их, согревая своим телом. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
 
ФизминуткаЗагадка:  Какая коняшка                  Ходит в тельняшке? (Зебра)
- Млекопитающих называют молочными братьями человека. Почему?
- Все они рождают своих детенышей и вскармливают их молоком. У млекопитающих хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади - 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д.
 
- Подведём итог.
-Назовите группы животных, с которыми мы познакомились?
- Какие из перечисленных животных встречаются в нашей местности?
5. Закрепление нового материала.
Чтение материала учебника стр.136-137
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные?
- Приведи примеры позвоночных и беспозвоночных животных.
- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку №1. На ней дан текст с отличительными признаками всех животных, ваша задача найти и подчеркнуть только  предложение, которое относится к вашей группе.
 
Карточка №1.
 
1.Имеют 3 пары ног, тело состоит из головы, груди, брюшка и 1 пары усиков.
 (насекомые)
2.Тело покрыто чешуей и слизью, дышат через жабры кислородом, растворенным в воде.
(рыбы)
3.Часть жизни они проводят в воде, а часть - на суше. Тело покрыто голой кожей, которая участвует в дыхании.
(земноводные)
4.Тело покрыто кожей с сухими чешуйками, щитками или панцирем, все они ползают по земле.
(пресмыкающиеся)
5. Тело покрыто перьями, 2 ноги и пара крыльев.
(птицы)
6.Тело покрыто шерстью. Они умеют сохранять тепло, даже если вокруг холодно. Выкармливают своих детенышей молоком.
(млекопитающие)
 
 
-  Молодцы, ребята! А сейчас новые задания, для выполнения их вам понадобятся ваши знания.
- Берем карточку №2,читаем задания, выполняем их, готовимся отвечать.
                                                              Карточка № 2
     Найди лишнее земноводное, подчеркни его.
а) Саламандра, лягушка, черепаха
б) Тритон, ящерица, жаба
 
 
Карточка № 2
Выбери верное рассуждение и подчеркни его.
а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц. Значит, ящерицы - птицы, (Неверно)
б) У млекопитающих 2 пары ног. У ящерицы тоже 4 ноги. Значит, она млекопитающее. (Неверно).
в) Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из яиц. Ящерица-пресмыкающееся. (Верно)
 
Работа с рис. на с. 137
Отгадывание ребусов о животных.
Игра «Верно-неверно»
1. Слон – это млекопитающее. (+)2. Кошка относится к млекопитающим, потому что она любит молоко. (–)3. Петух – это птица, потому что он умеет петь. (–)4. Тело млекопитающих покрыто перьями. (–)5. У насекомых 6 ног. (+)6. Все насекомые умеют летать. (–)7. Паук – это насекомое. (–)8. Признаки птиц – клюв и перья. (+)9. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (–)10. У пингвина есть клюв и перья, но он не умеет летать. Значит, он не птица. (–)11. Закрасьте брюшко муравья желтым карандашом, голову – красным, грудь – синим.
6. Обобщение и систематизация знаний и умений.
    С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных, например: кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте.  Кошку почитали как олицетворение богини луны Баст (ее называли также Бубастис или Бастет). Баст одновременно была и богиней любви, радости, плодородия и материнства.  
    Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных.
    Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности.     Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их.
   Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру!
7. Подведение итога урока.
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные.
 8. Рефлексия учащихся (если урок понравился, поднимите красный квадрат, если нет - синий)
9. Задание на дом: раскрасить риунки, подготовить рассказ о животном, загадки.