Урок природоведения на тему Изменение жизни диких животных осенью(2 класс)
Природоведение
2 класс
Тема урока: Изменения в жизни диких животных осенью.
Подготовила: учитель начальных классов специалист первой категории Криворожской общеобразовательной школы I-III степеней №59
Симкович Татьяна ВикторовнаЦель: способствовать формированию представлений о диких животных, об изменениях в жизни диких животных осенью; учить объяснять причины осенних изменений в жизни животных, способствовать формированию умений обобщения, анализа; разделения предметов на группы по установленным признакам; содействовать формированию гуманного отношения к животным.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, карточки, кружочки, фломастеры, клеющий карандаш, «светофоры», шаблоны листьев, шаблоны плодов деревьев, компьютер, экран, доска. Ход урока
1.Организация начала урока
Если вам нравится учиться в школе – хлопните
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
Если вы хотите получить удовольствие от урока – будьте активны и внимательны.
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы объединимся в группы. Для этого нужно подойти к столу , взять понравившийся вам листик и сесть за тот стол, на котором лежат семена дерева, листик котрого вы выбрали.
2. Актуализация знаний
а) Минутка наблюдений.
(Учитель заполняет календарь природы, дети в тетрадях)
-Какая погода сегодня?(Температура воздуха, состояние неба, ветер, осадки.)
б) Загадка
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?(Осенью)
Осень, осень,
В гости просимС листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
- Назовите осенние месяцы.
-Почему ноябрь называют листопадом?
-Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением осени?
(Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — все это осенние явления в неживой природе.)
Повторение знаний об осени
- Знаете ли вы признаки осени? Вот это мы и проверим.
в) Игра «Бывает – не бывает»
(Если это бывает осенью, то дети поднимают красный кружок, а если нет – черный.)
Солнце находится высоко над землёй и хорошо прогревает землю.
Солнце находится низко над землёй и греет слабо. (Красный)
Часто идут дожди. (Красный)
Цветут подснежники.
Птицы начинают вить гнёзда.
Опадают листья с деревьев. (Красный)
Дикие животные готовятся к зиме. (Красный).
3. Индивидуальная работа с карточками.
1. Группирование птиц, изображенных на рисунках,по манере поведения осенью. Объясните свою мысль.
голубьсорока сойка ворона соловей ласточкаскворец
2. «Назовите лишнего». Докажите свою мысль.
Сова аистскворецпчеласоловей сойка сорока летучая мшьласточка
3. Что кому по вкусу. Исправьте путаницу, переместив карточки.
сойка сова синица аист дятел снегирь
Жуки-короеды рябина рыба насекомые желудимыши
Проверка правильности выполнения заданий.
Физкультминутка
Звери делают зарядку,
Выбегают на полянку.
Заяц головой вращает,
Мышцы шеи разминает.
Серый волк немного сонный.
Ты, волчишка, не ленись:
Вправо-влево наклонись.
А потом вперёд-назад –
получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
от пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо,
так учила его мама.
Ну а белки, как мячи,
дружно скачут – посмотри.
3. Постановка темы и цели урока
А сейчас посмотрите, у вас на партах картинки с животными. Сейчас я загадаю загадки, а вы найдете отгадку на партах.
Отгадывание загадок о животных
Ученик, на парте которого оказалась картинка с изображением животного,
выходит и прикрепляет её к доске, далее работа проходит по такой же схеме.
1. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.(Медведь)
2.Зверька узнаем мы с тобойПо двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.(Белка)
3.А кто зимой бывает белым,
А летом серым?(Заяц)
4.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Лось)
- Кто уже догадался, о ком будем говорить сегодня на уроке? Какая тема урока?
– С приходом осени много забот появляется у диких животных. По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Наша задача сегодня на уроке ответить на вопросы: какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме. (Слайды 1, 2, 3)
4.Объяснение нового материала
-Как называются животные, живущие в лесу? (дикие)
-Какие дикие животные вам известны?
-Внимательно просмотрите наборы у вас на столе. Выберите картинки с изображением диких животных и прицепите на доску. Какие животные лишние? (Домашние) Почему?
Беседа о диких животных с элементами рассказа
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Изменения в жизни диких животных зимой
Представим, что мы в лесу: травка завяла, листья опали, а в жизни диких животных появилось много забот. Они начинают готовиться к зиме.
Белка меняет рыжую шубку на серую. Собирает грибы, ягоды, шишки, орехи, жёлуди. Свои запасы складывает в дуплах, развешивает на сучках. Может насушить две тысячи грибов. (Слайд)
Бобры всей семьёй утепляют к зиме хатки. Разделывают упавшие деревья, запасают корм – ветки ивы и осины. (Слайд)
- Что объединяет этих животных? Они делают на зиму запасы.
На доску прикрепляется табличка «Делают запасы». (Слайд)
Медведь наедается: ест насекомых, ягоды, траву, чтобы накопить побольшежира. Жир – это запас пищи на зиму. Ищет надёжное убежище, где можно поспать до весны, утепляет его листьями и ветками. (Слайд)
Барсук очень осторожный зверь. Охотится ночью. Осенью нагуливает жир,
готовит норку, чтобы с наступлением холодов уснуть в ней до весны. (Слайд)
Змеи и лягушки тоже уснут до весны. (Слайд)
- Что объединяет этих животных? Эти животные уходят в спячку.
На доску прикрепляется табличка «Уходят в спячку». (Слайд)
У волка шерсть к зиме становится гуще. Он хороший охотник, быстро бегает.
Запасов не делает, корм найдёт себе всегда. (Слайд)
Заяц почти сменил серую шубку на белую. Грызёт веточки деревьев, кору, он
может прокормить себя зимой, а белая шубка поможет спастись от врагов. (Слайд)
- Что объединяет этих животных? Эти животные могут прокормить себя зимой.
Прикрепляется табличка «Могут прокормить себя». (Слайд)
Обобщение: животных можно разделить на 3 группы:
1 – делают запасы на зиму
2 – уходят в спячку
3 – могут прокормить себя сами (Слайд)
*Беседа о том, как живётся диким животным зимой и должен ли человек
помогать им в это трудное время.
6. Работа в парах
Покажите полосками бумаги, какой корм поедает каждое из изображённых животных.
Медведь грибыБобры трава
Мыши жир
Белка зерно
Лось ветки деревьев
5. Работа с книгой
Мы узнали о том, что происходит с дикими животными осенью. Но мы совсем не говорили об одном очень интересном зверьке. Здесь нам поможет учебник. Откройте учебик на стр.61.
Прочитайте загадку.
Маленький, черненький,слепой и горбатенький, а все поле перепахал.(Крот) (Слайд)
Как живет крот и чем питается мы узнаем , прочитав текст в учебнике.
Что такое кротовина?
Какое любимое блюдо крота?
Как живет крот зимой?
6. Закрепление материала
Работа в группах
Задание для первой группы: собрать разрезанную картинку и определить, ккакой группе зимующих животных относится данное животное.
Задание для второй группы: соединить животное и к какой группе зимуючих животных оно относится.
Задание для третьей группы: кто где живёт? Найти домик для животных.
Задание для четвертой группы: Кроссворд– Отгадайте, о каких лесных животных идет речь?
1.Кто в лесу тоннели роет,Из ветвей плотины строит,Зубы – точно топоры?Это трудятся……. (бобры)
2.Хозяин леснойПросыпается весной,А зимой под снежный войСпит в избушке снеговой. (медведь)
3.Трав копытами касаясь,Ходит по лесу красавец.Ходит смело и легко,Рога раскинув широко. (лось)
4.В одежде богатой Живет без оконца,Да сам слеповатый, Не видывал солнца. (крот)
5.Летом серый, зимой белый.Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
– Найдите в кроссворде спрятавшееся животное. (белка)
О готовности каждой группы дети «сигналят» светофорами.
Представитель 1 группы у доски защищает работу, помещает её в нужное место под табличками на доске. По такой же схеме проверяем работу 2, 3 и 4 групп.
7.Ролевая играОднажды в погожий осенний день на большой лесной поляне собрались лесные жители.
ЁЖИК:
-Я – ёжик. Весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны.
БАРСУК:
-Я – барсук. Я всеяден. Питаюсь насекомыми, корешками, травкой, орехами. Я тоже зимой сплю. Всё лето и осень накапливаю жир. А когда наступают холода, я прячусь в норе.
МЕДВЕДЬ:
А я – медведь. В еде я неразборчив. Я люблю мёд, ягоды, траву и муравьёв. Всего этого мне нужно много, чтобы больше жира запасти. Я сплю зимой в берлоге. Её я готовлю заранее – устилаю ветками и сухими листьями. Зимой меня не будите
СУСЛИК И ХОМЯК:
-Я – хомяк.
-А я – суслик.
-Всё лето и осень мы делаем запасы на зиму.
-Собираем в норку зёрна ячменя и пшеницы. Утепляем её травой.
-Зимой мы не спим.
-В своих норках мы поедаем свои запасы.
ЛИСА:
-А Я К ОСЕНИ ЛИНЯЮ. Знаете, что это такое? Шерсть у меня выпадает. А вместо старой растёт новая, густая, тёплая, яркая. Зимой она будет оберегать меня от холода.
ЗАЯЦ:
Я – заяц. Зимой тоже линяю. Я зайка маленький. Врагов у меня много. Чтобы легче было прятаться в снегу, я свою серую шубку меняю на белую. А еды у меня мало: кора и веточки молодых деревьев.
БЕЛКА:
-Я – белка – тоже не гуляла. Я по ёлочкам скакала.
К зиме готовила дупло. В нём и сухо и тепло.
Набрала еловых шишек
Для сестрёнок и братишек.
Вам я шишек тоже дам.
Вкусных много в них семян.
-Белочка решила угостить вас орешками.
Пауза. (Белочка раздаёт кулёчки с разными орехами каждому.)
8. Рефлексия:
- Какое же главное изменение произошло в осенней природе, что так повлияло на жизнь растений и животных? Похолодание.
Солнце поздно восходит или его совсем нет на небосклоне. Земля и воздух получают мало света и тепла и за день не успевают прогреться.
- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
Поднимите руки те, кто работал в полную силу;
работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Если вам понравился урок – положите на свой листик улыбающийся смайлик, а если не понравился – плачучий.
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя. Спасибо за урок.