Рабочая программа по ОПК


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по основам православной культуры
А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. — М., «Просвещение», 2012.

Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения русского языка в 4 классе из расчёта 1 час в неделю .В соответствии с этим реализуется в объеме 34 часа.
Календарно – тематическое планирование составлено согласно годового календарного графика на 2016 – 2017 учебный год, учитывая праздничные дни, на 168 ч. (праздничные дни: 23.02, 08.03, 01.05. ).

Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
           Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним,
- а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
     Основные задачи:
- знакомство с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
   Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
    Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- системы связей, между другими учебными предметами.
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4 класса:
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Ожидаемые результаты освоения основ православной культуры должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование православных ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе в православном понимании;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
К концу изучаемого курса ОРСЭ модуль ОПК в 4 классе учащиеся получают возможность научиться :
оформлять свои мысли в виде небольших текстов; - самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственны культурныи религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
 
Требования к уровню подготовки учащихся
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) ученики научатся
объяснять следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть справедливость,раскаяние, милосердие, сострадание , Отечество, миролюбие.

К концу изучаемого курса ОРСЭ модуль ОПК в 4 классе учащиеся получают возможность научиться :
оформлять свои мысли в виде небольших текстов; - самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственны культурныи религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
историю возникновения и распространения православной культуры.
Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют.
Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие «православный календарь», его символы, святые, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
слушать собеседника, вести диалог, описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
К концу учебного года учащиеся должны применять:
полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Показателем освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно- нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.
«Зачет» - что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие « Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно излагает материал. Допустимы одна- две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно. «Хорошо» (4) Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки. «Удовлетворительно»
«Незачет» ставится в том случае, когда в ответе не проявляется глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий.
                               
.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Содержание Кол-во часов по теме Дата
план Дата
факт
1-я четверть 1. Россия – наша Родина. 1 2. Культура и религия. 1 3. Человек и Бог в православии. 1 4. Православная молитва. 1 5. Библия и Евангелия. 1 6. Проповедь Христа. 1 7. Христос и Его Крест. 1 2-я четверть 8. Пасха. 1 9. Православное учение о человеке. 1 10. Совесть и раскаяние. 1 11. Заповеди. 1 12. Милосердие и сострадание. 1 13. Золотое правило этики. 1 14. Храм. 1 15. Икона. 1 16. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. 1 3-я четверть 17 Православие в России. 1 18 Подвиг 1 19 Заповеди блаженств 1 20 Зачем творить добро? 1 21 Чудо в жизни христианина. 1 22 Христианские представления о Божием суде 1 23 Православна Литургия. 1 24 Монастырь. 1 25 Христианское отношение к природе 1 26 Христианская семья 1 27 Защита Отечества 1 4-я четверть 28 Христианин в труде 1 29 Любовь и уважение к Отечеству 1 30-32 Подготовка творческих проектов 3 33-34 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» 2 Итого 34  

-
Содержание учебного предмета
№ п/п Наименование раздела, блока Количество часов
1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1
2 Основы православной культуры. Часть 1. 16
3 Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.             12
4 Духовные традиции многонационального народа России. 5
Итого 34
Календарно-тематическое планирование
№ урока Название раздела, темы УУД,
деятельность обучающихся
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1 Россия – наша Родина Познавательные УУД:
-  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;
- задавать вопросы;
- пользоваться условными обозначениями учебника.
Предметные УУД:
- различать способы и средства познания окружающего мира;
- работать с учебником;
- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебный диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Основы православной культуры. Часть 1. -16ч
2 1.Культура и религия Познавательные УУД:
-  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;
- работать с учебником;
- сформулировать понятия культура и  религия.
Предметные УУД:
- сравнивать и различать  понятия культура и религия;
- составлять монологическое высказывание;
- задавать вопросы;
- пользоваться условными обозначениями учебника;
- работать в паре.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
- вступать в учебный диалог.
3 2.Человек и Бог в православии Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать с учебником;
- рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию;
- работать с разными источниками информации.
Предметные УУД:
- работать в паре, высказывать  свое мнение;
- проследить воплощение божества в человеке;
- осмыслить связь веры в Бога с понятиямисовесть, доброта, любовь.
Коммуникативные УУД:
- рассуждать на заданную тему (монолог, диалог);
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
4 3.Православная молитва Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать с учебником и другими источниками информации;
- различать виды молитв;
- выполнять творческие задания по заданной теме.
Предметные УУД:
- проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых;
- понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
5 4.Библия и Евангелие Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;
- сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие.
Предметные УУД:
- работать со словарем;
- работать с разными источниками информации (притчи);
- выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа;
- работать в парах (мини группах).
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
6 5.Проповедь Христа. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить.
Предметные УУД:
- работать с разными источниками информации (притчами, текстами);
- работать со словарем;
- различать материальные и духовные богатства.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
- вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению.
7 6.Христос и Его крест Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- понимать символику креста;
- осознать причины Боговоплощения.
Предметные УУД:
- работать со словарем;
- работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию;
- вступать в диалог со взрослыми;
- высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
8 7.Пасха Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Предметные УУД:
- рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи;
- раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца).
Коммуникативные УУД:
- высказывать свои суждения;
- отвечать и задавать вопросы;
- вступать в диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
9 8.Православное учение о человеке. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- сформулировать понятие о душе;
- понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе.
Предметные УУД:
- определять эмоциональное состояние души по художественному образу;
- работать с разными источниками информации;
- выразительно читать стихи.
Коммуникативные УУД:
- высказывать свое мнение;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
- задавать  и отвечать на вопросы.
10 9.Совесть и раскаяние Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Предметные УУД:
- оценивать поступки героев;
- работать в парах над проблемными ситуациями;
- задавать  и отвечать на вопросы;
- работать с учебником, иллюстрациями;
- понять структуру и значение раскаяния;
- инсценировать проблемные ситуации.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
11 10.Заповеди Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- понять значение заповедей;
- сравнивать понятия убийство и воровство.
Предметные УУД:
- работать в группах;
- проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»;
- задавать  и отвечать на вопросы.
Коммуникативные УУД:
- высказывать свои мысли;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
12 11.Милосердие и сострадание Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать понятия «милосердие» и «дружба».
Предметные УУД:
- проанализировать различные виды текстов;
- работать в мини группах;
- работать с разными источниками информации (притчами);
- работать со словарем;
- вступать в диалог;
- высказывать свое мнение;
- составить синквейн  к слову «ближний».
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
13 12.Золотое правило этики. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сформулировать главное правило человеческих отношений;
- сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение».
Предметные УУД:
- работать с учебником;
- задавать  и отвечать на вопросы;
- вступать в дискуссию;
- работать с дополнительной информацией.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
14 13.Храм. Православный храм и другие святыни. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- понять, как устроен православный храм;
- раскрыть смысл посещения храма;
- объяснить значение выражений.
Предметные УУД:
- составить правила поведения в храме;
- задавать  и отвечать на вопросы;
- работать со словарем;
- высказывать свои суждения;
- находить противоречия в иллюстрациях;
- работать в парах, группах.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
15 14.Икона. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сформулировать понятие об иконе;
- понять значение элементов, изображенных на иконе.
Предметные УУД:
- сравнивать и различать иконы;
- различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»;
- высказывать свое мнение;
- работать с учебником, иллюстрациями.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
16 15.Экскурсия в храм Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- экскурсия в храм;
- рассмотреть устройство храма.
Предметные УУД:
- соотнести теоретические знания с практическими;
- соблюдать правила поведения в храме;
- высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии.
Коммуникативные УУД
- оценить свое эмоциональное состояние.
17 16.Творческие работы учащихся. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Предметные УУД:
- подготовить проект
- распределить обязанности;
- составить план работы;
- подбирать текстовый и иллюстративный материал;
- оформить презентации;
- представить проект.
Коммуникативные УУД:
- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме;
- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. – 12ч
18 1.Как христианство пришло на Русь. Презентации работ учащихся. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- познакомиться с историей крещения Руси;
- понять значение новой веры.
Предметные УУД:
- работать со словарем;
- различать понятия «храм» и «церковь»;
- понять смысл крещения;
- работать с различными видами информации;
- устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения;
- задавать  и отвечать на вопросы.
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
19 2.Подвиг. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсудить понятие «подвиг»;
- различать виды подвига;
- работать с понятием «подвижник».
Предметные УУД:
- работать со словарем;
- высказывать свое мнение;
- работать с учебником, дополнительной литературой;
- работать в группах.
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
20 3.Заповеди блаженств. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассуждать на заданную тему.
Предметные УУД:
- работать со словарем;
- понять смысл заповедей блаженств;
- работать с учебником, иллюстрациями;
- задавать  и отвечать на вопросы;
- выразительно читать стихотворение.
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
21 4. Христианство на Руси. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассуждать на заданную тему.
Предметные УУД:
- работать с учебником, дополнительной литературой;
- вступать в диалог;
- работать в группах.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
22 5.Зачем творить добро? Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- понимать причины, по которым человек не стал эгоистом.
Предметные УУД:
- работать со словарем;
- отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский;
- рассуждать и высказывать свое суждение;
- работать с различными видами информации;
- работать в парах над притчей «О дикаре и царе».
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
23 6.Чудо в жизни христианина. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- осмыслить понятие Св. Троицы;
- сформулировать понятие добродетели  «вера, надежда, любовь».
Предметные УУД:
- работать с текстом учебника, иллюстрациями;
- выполнить творческую работу и ее обсудить.
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
24 7.Православие о Божием суде. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассуждать на заданную тему;
- понимать ответственность за свои поступки;
- осознать, что любой человек посланник бога на земле.
Предметные УУД:
- работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды);
- работать в мини группах (парах);
- работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
25 8.Таинство причастия. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь;
- понять смысл и значение Причастия;
- рассуждать на заданную тему, вступать в диалог;
- устанавливать связь между Причастием и Литургией.
Предметные УУД:
- работать с учебником, иллюстрациями;
- работать со словарем.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
26 9.Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сформулировать понятие «добро», «дружба», «порядочность», «честь», «достоинство», «самоотверженность».
Предметные УУД:
- работать с учебником, иллюстрациями;
- задавать  и отвечать на вопросы;
- работать со словарем.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
27 10.Монастырь. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сформулировать понятие «монах» и «монастырь»;
- сравнивать образ жизни мирянина и монаха;
- выяснить причины принятия пострига;
- выяснить призвание монаха;
- рассмотреть стадии становления монашества.
Предметные УУД:
- работать с учебником, иллюстрациями;
- задавать  и отвечать на вопросы;
- работать со словарем.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
28 11.Отношение христианина к природе. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- понять, что природа – это дом для человека и Божий храм;
- осознать ответственность за сохранение природы и мира;
- сформулировать понятие «христианское милосердие».
Предметные УУД:
- работать с разными видами текстов, дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
29 12.Христианская семья и её ценности. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассмотреть основы создания христианской семьи;
- изучить атрибуты  содержание венчания;
- понять смысл обручального кольца и венца;
- осознать роль традиций в семейной жизни.
Предметные УУД:
- задавать  и отвечать на вопросы;
- работать с разными видами источниками информации;
- работать в парах, группах с иллюстрациями;
- работать со словарем;
- рассуждать, высказывать свое мнение.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Духовные традиции многонационального народа России. – 5ч
30 1.Защита Отечества. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина).
Предметные УУД:
- составить синквейн к слову «родина»;
- работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации);
- участвовать в викторине «Святые защитники Родины»;
- работать с учебником;
-приводить исторические примеры героизма при защите Отечества;
- понять нравственную позицию воина христианина.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
31 2.Христианин в труде. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- осознать первые грехи в истории человечества.
Предметные УУД:
- работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией);
- работать в парах;
- выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога;
- рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть».
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
32  3.Любовь и уважение к Отечеству. Познавательные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества;
- осознать, что любовь к Отечеству – это служение;
- понять из чего складывались духовные традиции России;
- составить портрет слова «Отечество» в группах.
Предметные УУД:
- работать с раздаточным материалом, различными источниками информации;
- высказывать свое мнение;
- сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
33 4.Презентация творческих проектов на тему: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. Познавательные УУД:
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
- структурируют знания.
Коммуникативные УУД:
- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме;
- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
34 Презентация творческих проектов на тему:  «Моё отношение к России»,  «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины»  и т.д. Познавательные УУД:
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
- структурируют знания.
Коммуникативные УУД:
- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме;
- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргумента