Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Веселый магазин»
МАДОУ «Загадка»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«Веселый магазин»
Выполнила:
Акберова Эльмира Джаваншировна
Воспитатель
Новый Уренгой
2017Задачи.
1. Вовлекать детей в общий разговор.
2. Учить вести диалог, составлять текст-описание.
3. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, з в словах и фразах.
4. Учить подбирать слова со звуками с,з.
5. Продолжать учить образовывать ласкательные формы существительных, а так же образовывать существительные во множественном числе.
6. Учить образовывать клички животных (Пушок, Рыжик и т. д.).
Материал. Игрушки и предметы: собака, слон, котенок, самосвал, часы, зонт, заяц; картинки с изображением игрушек во множественном и единственном числе, так и овощей и фруктов.
Содержание: Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение "Весёлый магазин":
"Весёлый магазин"
Открываем магазин,
Продаём продукты.
Покупает Крокодил
Овощи и фрукты.
— Сколько стоит кабачок?
— Кабачок? Пятачок.
— Дайте два кабачка.
— Дайте два пятачка!
— Пятачок и пятачок.
Нате гри-венничек!
В магазин пришли с работы
Покупатели Еноты
Покупать у продавца
Два солёных огурца.
Говорит продавец:
— Две копейки огурец!
— Дайте нам по огурцу!
— Заплатите продавцу!
— Сосчитаем: Дважды два.
Дважды два—четыре?
— Да!
Очень точно! Молодцы!
Забирайте огурцы!
— Здравствуй, Козлик. Что
— Мне-е-е-е, пожалуйста, вот э-э-э-э
И вот это, И вот это.
— А монета? Где монета?
— Потерял монету где-то!
Можно мне бесплатно?
— Так и быть!
Ладно.
(Э. Мошковская)
Воспитатель предлагает поиграть детям в магазин, но этот магазин очень большой - супермаркет. Давайте вспомним названия каких отделов в магазине вы знаете? («Игрушки», «Мебель»,«Одежда», «Продукты», «Хлеб», «Овощи - фрукты» и т. д.)
• Кто работает в магазине? (Продавцы)
• Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)
• Где в магазине расплачиваются за покупку? (в кассе)
• Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не баловаться и т. д.)
Итак, мы начинаем наше путешествие с отдела «Овощи и фрукты»
• Что в этом отделе магазина продается? (Овощи и фрукты)
• Назовите фрукты (Яблоко, груша, ананас, лимон и т. д.)
• Назовите овощи (Огурец, помидор, лук, свекла, морковь и т. д.)
Затем воспитатель просит 3-4 детей рассказать о фрукте /овоще.
Например: Яблоко - это фрукт, он бывает красного или зеленого цвета, круглой формы, растет на дереве. Также можно рассказать о лимоне, апельсине, огурце, капусте (о любом фрукте, овоще по желанию детей).
• Чем отличаются фрукты от овощей? (Овощи растут в огороде - на грядках, а фрукты в саду - на деревьях и кустарниках)
Работа с рисунком.
Воспитатель раздает рисунки, объясняет, что овощи и фрукты разложены на полках неправильно.
- Зачеркните лишние овощи зеленым карандашом, а фрукты - красным.
- Что еще на рисунке неправильно?
Воспитатель: А сейчас ребята встаньте в круг и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково:
Воспитатель: огурец – огурчик
помидор – помидорчик
капуста – капусткалимон – лимончик
яблоко – яблочко
перец- перчик
Воспитатель: Молодцы
Физкультминутка.
В сад с друзьями мы пошли,
Фруктов много мы нашли. Дети ходят по кругу или по помещению.
Сливы, груши мы сорвали, Поочередно тянуться вверх правой и левой руками.
Яблоки все отыскали. Наклоняются вниз.
Фрукты мы с друзьями мыли,
Их в кастрюлю положили. Имитация движений.
Варим вкусный мы компот, Одной рукой «держат кастрюлю», второй – «перемешивают ложкой в кастрюле компот».
С нами кто его попьет? Смотрят направо-налево.
Всем нальем мы, не стесняйтесь, «Наливают компот», качают головой.
Подходите, угощайтесь! Машут в направлении к себе одной, а затем другой рукой.
Воспитатель: Садитесь на места
Воспитатель предлагает детям отправиться в следующий отдел магазина «Игрушки».
• Назовите, какие игрушки вы знаете? (Дети перечисляют игрушки.)
Воспитатель показывает детям картинки с игрушками (или демонстрирует настоящие) и предлагает ребятам их назвать, затем спрашивает:
- Кто хочет рассказать про слона, какой он, что у него есть, чем он вам нравиться? Как с ним можно поиграть?
-Кто хочет рассказать про собаку (зайца, лису, звездочку и т. д. ?-У нас в детском саду много игрушек. Расскажите, какие игрушки любите вы? Как и во что с ними играете? С кем из друзей вы любите играть?
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Один – много». (Раздает карточки с изображением игрушек. Воспитатель показывает изображение 1 игрушки. У ребенка карточка с теми же игрушками во множественном числе).Воспитатель: кукла - дети: куклы
машина - машины
мяч - мячи
Воспитатель:
-Ребята, представьте, что я продавец. В нашем магазине продаются предметы, в названии которых есть звук с. Назовите как можно больше слов со звуком с. (дети называют)
-А теперь открываем продажу предметов, в названии которых есть звук з. Назовите и опишите их подробно (цвет, форма, размер)
Воспитатель выслушивает 3-4 детей, а затем говорит, что в магазине заблудился котенок и предлагает отгадать как зовут, назвать разные имена котят. Спрашивает как назвать котенка, чтобы было понятно, что он пушистый, что он рыжий (серый, белый, черный., что он любит спать; что он веселый, что он запуган. Педагог дает подсказку при необходимости: Пу. шок, Ры. жик.
Физкультминутка «Котик».
Вот какой коташка, Крадутся по кругу друг за другом на носочках.
Круглая мордашка, Останавливаются, показывают обеими руками мордашку, покачивают головой.
И на каждой лапке
Коготки – царапки. Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку.
Все ему игрушки –
Кубик и катушки. Прыгают на носочках. Держат руки на поясе.
Котик, точно мячик,
По квартире скачет. Выполняют поскоки, двигаются по кругу друг за другом.
Воспитатель говорит детям, что у котенка наверно есть хозяин, и предлагает дать объявление в газету. Педагог предлагает детям описать котенка, а сам записывает на листочке для объявления, чтобы разместить его в газете.