Конспект занятия по развитию речи «С кем Севастополь тебя сравнить» (для детей старшего дошкольного возраста) Воспитатель: Балтивец Н.Б.


Конспект занятия по развитию речи
«С кем Севастополь тебя сравнить»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель: Балтивец Н.Б.
Цели:
- расширять и уточнять знания детей о городе Севастополе и его памятниках, достопримечательностях;
- совершенствовать навыки в составлении изображения герба города из частей, называть их, знать их значение;
- вызвать чувство гордости своим родным городом и его жителями;
- упражнять в умении узнавать памятники, достопримечательности по картинкам и рассказывать о них;
- закрепить представление о Черном море и его обитателях;
- развивать связную монологическую речь, обогащать словарный запас прилагательными;
- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за его историческое прошлое.
Материал: изображения памятников, достопримечательностей (фотографии) города Севастополя, магнитная доска с изображением Черного моря, изображения морских обитателей Черного моря, «волшебный цветок», кукла-фея, сундучок, шоколадные монетки, аудиозапись песни «Севастопольский вальс».
Предварительная работа:
- рассматривание картин и фотографий о Севастополе;
- беседы о г. Севастополе, его истории;
- чтение художественных произведений, заучивание стихов о Севастополе, Черном море и его обитателях.
Ход занятия:
- Дети, сегодня у нас с вами будет интересное занятие. (Раздается стук. За ширмой появляется кукла - Фея.)
Фея: Здравствуйте, дети! Я – Фея, пришла к вам из волшебной страны, но пришла не одна, я принесла с собой волшебный цветок. Этот цветок поможет мне лучше познакомиться с вашим городом, больше узнать о нем. Каждый лепесток цветка о чем-то спрашивает, и когда вы ответите на все его вопросы, вас ждет сюрприз. (Фея отдает цветок воспитателю).
Воспитатель: (отрывает первый лепесток):
Первый лепесток спрашивает у вас, ребята, а вы отвечайте на его вопросы:
Много на свете есть городов:
Питер, Самара, Москва и Ростов.
Но город, в котором мы с детства живем,
Для нас – самый лучший.
Он в сердце твоем.
- Как называется город , в котором вы живете?
- А кто основал наш город? (Екатерина II)
- У каждого человека свой возраст. Сколько тебе лет? А тебе? Сколько лет нашему городу? (232). Когда день рождение нашего города? (14 июня).
- Что означает название города – Севастополь? (величественный, священный город)
Фея: Молодцы! Лепесток доволен вашими ответами, вашими знаниями. (Отрывает 2 лепесток).
Воспитатель: - Второй лепесток просит подобрать красивые слова о вашем городе. Подумайте, и скажите, какой у вас город? (любимый, родной, морской, солнечный, героический, отважный, культурный, красивый, белокаменный, праздничный, исторический).
- Город Севастополь имеет свой герб и флаг. Что изображено на гербе Севастополя? (Щит, разделенный по диагонали. Одна часть – верхняя – светлого цвета и изображена на ней медаль «Золотая Звезда» - за мужество и героизм в борьбе с немцами).
Нижняя часть – голубого цвета – на ней памятник Затопленным кораблям. И объединяет два поля лавровая ветвь золотого цвета – символ славы защитникам Севастополя. (Проводится дидактическая игра «Сложи герб из частей»).
Фея: вы, ребята, просто молодцы! Как много хороших, красивых слов сказали о своем родном городе!
Воспитатель: А сейчас настало время вопросов следующего лепестка. (отрывает 3 лепесток). Этот лепесток просит вас прочитать стихи о Севастополе. Вы знаете такие стихи? (дети читают стихи о Севастополе).
Символ стойкости державы.
Символ мужества веков.
Севастополь – город славы
И величья моряков.
На Малаховом кургане
Искры вечного огня
Застывают в сером камне,
Память прошлого храня.
Город наш красивый, город наш зеленый
Он стоит у моря, солнцем озаренный.
Площади широкие, скверы и сады,
Фонари вдоль улицы смотрят с высоты.
Как мы любим Севастополь,
Каждый садик, каждый дом.
Много зданий, много парков
В нашем городе родном.
(Физминутка).
Воспитатель: (отрывает следующий лепесток)
А этот красивый лепесток приготовил вам интересное задание. Что же хочет узнать следующий лепесток? Он приглашает вас в путешествие по городу. Экскурсоводами будете сегодня вы. (детям раздаются карточки с изображениями города, они называют улицы, памятники).
Фея: Наша экскурсия по городу закончена. Молодцы, вы очень хорошо знаете памятники и достопримечательности города. Волшебный цветок очень доволен вашими ответами.
Воспитатель: Наш город находится на побережье какого моря? Посмотрите, на доске изображено Черное море. Лепесток хочет узнать, кто обитает в море? Здесь на столе вы видите картинки с изображениями обитателей Черного моря. Каждый из вас может взять любую картинку с морским животным, «поселить» ее в море и рассказать об этом животном все, что знает. (Ответы).
Краб:
Дождик в море кап! кап! кап!
Не спешит в укрытие краб.
Что он крабу, дождик тот.
Если в море краб живет.
Медуза:
В море плавают медузы,
Всем показывают блузы.
До чего же много блуз
Море сшило для медуз.
Килька:
Килька мчится по волнам.
Показаться хочет нам:
Серебром она сверкает
К морю в гости приглашает.
Ставрида:
Ставрида – рыба стайная,
Придонная и тайная.
И где бы ни жила она –
Растет и множится у дна.
Камбала:
По воде плывет лепешка
Ну и страшная рыбешка,
Изменяет цвет она
Да ведь это – камбала.
Дельфин:
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей
Он в этом деле – лучший.
Морская звезда:
На дне морском живет звезда
И всем твердит упрямо,
Как - будто бы она туда
Давно с небес упала.
Морской еж:
Дружить всерьез с морским ежом
Нам нужно осторожно.
Он хищный и коварный еж
Играть с ним очень сложно.
Воспитатель:
Засияет солнце ярче,
Улыбнуться облака.
Севастополь, Севастополь
Будем мы беречь тебя.
Фея: Ребята, вы справились со всеми заданиями волшебного цветка. И теперь вас ждет сюрприз. Со дна Черного моря недавно был поднят сундук с сокровищами. Часть этих сокровищ я принесла для вас. (Фея дарит детям «шоколадные монетки»).