Формирование ценностных ориентаций младших школьников
Формирование ценностных ориентаций младших школьников
на уроках чтения
Современное российское общество претерпевает серьезные изменения, касающиеся социальной, экономической, культурной жизни. Коренная ломка общества, которая произошла в России в последние годы, особенно переход к рыночным экономическим отношениям, с неизбежностью затрагивают каждого конкретного члена общества. Чтобы адаптироваться к новым условиям, огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей, заново осмыслить, ради чего жить и на какие идеалы опираться.
В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования ценностных ориентаций в современных условиях развития общества.
Будучи важнейшей характеристикой личности и показателем её сформированности, степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности.
Формирование ценностных ориентаций осуществляется в течение всей жизни человека. Но их основы закладываются в детские годы, когда личность ребенка особенно восприимчива к воспитательным воздействиям. Особое место в этом отношении занимает младший школьный возраст – период наиболее интенсивного социального развития ребенка, ведущее место в котором занимает присвоение общечеловеческих нравственных ценностей.
Формирование ценностных ориентаций младших школьников осуществляется в процессе обучения. Существуют различные пути формирования ценностей учащихся через учебные занятия.
Само содержание учебных предметов (чтения, русского языка, истории, естествознания) помогает учащимся осознать, что окружающий мир существует по своим объективным законам, ориентирует на усвоение нравственных норм, культурных ценностей, без которых невозможна жизнь в обществе, самореализация личности.
Особая роль в данном процессе принадлежит урокам чтения. Произведения «Косточка», «Орел», «Филиппок», «Пожар» Л.Н. Толстого, «Спор деревьев», «Лес и ручей», «Пчелки на разведках» К.Д. Ушинского, «Кот-ворюга» К. Паустовского, предусмотренные учебными программами по чтению, способствуют освоению учащимися нравственных ценностей. Через переживания, соучастие, часто не прямо, а косвенно они подводят младших школьников к осознанию высших общечеловеческих ценностей: добро, милосердие, любовь к ближнему, забота о слабом.
В произведениях русского народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка. Пословицы, загадки, поговорки, сказки играют важнейшую роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения. Для русских народных сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко выраженные добро, красота, справедливость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. Сказка открывает детям мир, полный разнообразных и доступных для них переживаний, увлекает их своей необычностью, ценна тем, что, вызывая горячие эмоции ребенка, способствуют формированию у него нравственных чувств и представлений. Неуклонное стремление положительных персонажей помогать слабым, обиженным, их бесстрашие и справедливость высоко оценивается детьми, вызывает у них восхищение, стремление к подражанию.
Особое значение имеет использование на уроках проблемных ситуаций, в основе которых лежит ситуация затруднения, требующая правильного выбора решения с точки зрения ценностных ориентаций. При чтении литературного произведения учителя начальных классов ставят перед детьми проблемные вопросы: «Какие чувства вызывает поступок героя?», «Какой нравственный вывод можно сделать, прочитав книгу?», «Одобряешь ли ты поступок героя и почему?».
Обсуждая художественные произведения, давая оценку поступкам героев, дети накапливают впечатления, представления о нравственных, эстетических, социальных ценностях, которые впоследствии могут стать ориентирами в их поведении.
В формировании ценностных ориентаций учащихся начальной школы особую роль играют формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная), характер общения учителя и учащихся, психологический климат в классе. Так, групповая и парная учебная работа способствует формированию у учащихся таких качеств, как взаимопомощь, умение сотрудничать. Через групповую работу учитель управляет развитием личностных отношений внутри группы, тем самым способствуя формированию нравственных ценностей учащихся. Характер общения учителя с учащимися влияет на особенности восприятия нравственных ценностей, преподносимых учителем, на их усвоение. Учитывая склонность младших школьников к подражанию взрослому, учителя создают в процессе обучения отношения партнерства, в основе которых лежит демократический стиль педагогического общения.
В формировании ценностных ориентаций младших школьников огромную роль играет не только содержание материала, но и методы обучения чтению. В комплексе они способствуют эффективному формированию нравственных ценностей младших школьников.
Остановимся подробнее на методах обучения чтению при формировании нравственных ценностей.
Рассказ и объяснение учителя – распространенные методы организации работы по нравственному воспитанию младших школьников на уроках чтения, которые чаще всего используются при изложении учебного материала описательного характера.
Беседа – диалогический метод изложения нравственного материала учащимся. Учитель путем умело поставленных вопросов побуждает их рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим выводам и обобщениям. Этот метод довольно распространен в начальной школе, так как у учащихся уже имеется определенный запас жизненных представлений, наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать знания эвристическим путем.
Мы считаем, что уроки чтения дают возможность обогащать детские представления об отношениях людей, знакомить их с нормами и правилами жизни в обществе, помогают ребенку сформировать нравственный идеал, которому он старается подражать.
Рассказы с нравственным содержанием обращают внимание детей на проявление в повседневной жизни доброжелательности, заботливости. Таким образом, центром внимания детей становятся окружающие их люди, друзья, родители.
Особый интерес представляют рассказы, изучаемые на уроках чтения, которые требуют проникновения детского сознания в глубину описываемых событий.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают произведения, в которых в доступной для них форме ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности. На уроке постоянно возникают определенные деловые отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.
В процессе формирования ценностных ориентаций младших школьников нами была проведена целенаправленная работа по анализу художественных произведений различных литературных жанров.
Урок по теме: « Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума» » начинается с художественного пересказа текста. После этого идет работа по анализу сказки:
- Подумайте и скажите, как надо рассказывать сказку, чтобы слушать её было интересно?
- Кого из героев сказки вы запомнили?
- Чем к себе привлекает мужичок?
Учащиеся в качестве доказательства приводят примеры из текста: добротой (спас журавля), простотой (сказал хозяину, что есть волшебная скатерочка), справедливостью (наказал богатого).
Анализируя рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы», детям были предложены такие вопросы:
- Что вы думали о Ване, дедушке, зайце, когда читали этот рассказ?
- Чему учит этот рассказ?
Вопросы для анализа произведений были направлены на выявление нравственной стороны произведения. Мы строили вопросы с учетом общего развития детей, их воспитанности, избегали постановки вопросов, требующих лишь механического воспроизведения, не заставляющих думать, рассуждать.
Самое важное в беседе мы видели в выявлении отношения детей к прочитанному, предлагали им высказать свое мнение. Обоснование своего ответа заставляет ученика вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа, а часто вспомнить и о своем опыте. Воспитывая в детях добрые чувства, мы старались одновременно вызвать у них нетерпимое отношение к отрицательным качествам. Это способствует воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и помогает лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
Таким образом, мы видим, что использование произведений художественной литературы, которая не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой, в процессе развития личности помогает выработке у детей способность сопереживания с другими, формирует положительные эмоции. Дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира.