«Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания»
«Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания»
Кумпинас Лариса Николаевна
учитель начальных классов
КГУ«Камышинский комплекс
«Школа – детский сад»
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит»
Саади
Воспитание – самостоятельный процесс, вносящий ему свойственный вклад в становление личности. Он возник едва ли не с возникновением человека и является одним из важнейших условий дальнейшего его развития. Преобразование социальной среды и нравственное становление личности-единый, взаимосвязанный процесс. В процессе нравственного воспитания формируется единство сознания и поведения, основу которых составляют убеждения, позволяющие личности совершать тот или иной поступок сознательно, то есть с пониманием его целесообразности.
Обуславливая поведение личности, нравственное убеждение принимает форму мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности. Для подлинно нравственной личности характерно единство мотивов и действий.
Нравственные знания, понятия, представления.
Поступки, поведение.
Мотивы поступков.
Нравственные убеждения
Элементарная моральная культура
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявленными к школе обществом.
Сегодня, в условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, отсутствия идеологической доктрины, нам навязывается иной образ жизни; потоки зарубежной псевдокультуры, иностранная одежда, еда, реклама, иностранные слова и термины в устной и письменной речи- все это создает чужую среду обитания, корёжит историческую память, обрывает преемственность национальной культуры, всю жизнь окрашивает в несвойственные нам тона. Происходит массовая криминализация молодежной культуры, которая во многом смыкается с девиантной. Наблюдается массовая дегуманизация в межгрупповых и межличностных отношениях молодежи. Причины этого лежат не внутри личности, а вовне её – это социально-культурные условия, приводящие к деградации общества. Принципиально изменилась нравственная атмосфера, когда не просто ниспровергнуты все идеалы, но и отсутствуют общественные силы, утверждающие привлекательные для молодёжи нравственные нормы. Возник вакуум духовности, который заполняется сегодня агрессивным национализмом, экстремизмом, обращением к мистике, чисто утилитарной, прагматической идеологией.
Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощенный, с высоким уровнем самосознания школа вынуждена изменять свои педагогические ориентации. Время поставило нас перед необходимостью пересмотреть во многом свои педагогические позиции, внести изменения в содержание, формы и методы работы со школьниками. Сегодня на первое место встает вопрос о гуманизации воспитательно - образовательного процесса. Конечная цель такого образования – сформировать у человека потребность к самовоспитанию и самообразованию.
В настоящее время складывается система воспитания, объединяющая в себе организацию работы по девяти важным направлениям. Каждое из этих направлений предполагает наличие элементов духовного, нравственного воспитания.
В районной программе «Обучение» сформулировано новое главное требование, стоящее перед школой – подготовка ученика как субъекта учебной, профессиональной и личной жизнедеятельности, воспитание гуманной, культурной, саморазвивающейся личности. Перед педагогами стоят следующие задачи по формированию нравственных качеств личности:
- формирование нравственного сознания;
- воспитание и развитие нравственных чувств;
- выработка умений и привычек нравственного поведения;
- культура поведения;
- формирование видения расхождения между сущим и должным
Образование учащегося в школе осуществляется главным образом на уроках. Воспитательный потенциал и качество урока оцениваются по взаимосвязи дидактических целей с воспитательными задачами.
Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание»
С учётом специфики предмета, его целей и задач применяю различные виды нестандартных уроков, обладающих здоровьесберегающим потенциалом, использую ряд методических приёмов обучения. «Круг радости», Круг «От сердца к сердцу», которые вовлекают ученика в проблему урока, он принят коллективом и сам позитивно воспринимает коллектив. Развитию мышления, эмоционально волевой сферы, эмоционально-образное восприятие учебного материала, расширение знаний и представлений о ценностях и нравственных качествах человека достигается применением таких методов как «Чтение», «Цитата урока», «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» (слайд)
Важная проблема, над которой работают многие педагоги- совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению материала, а с другой стороны – развивают творческую активность учащихся, их любознательность и формируют патриотическое мировозренние. На мой взгляд, наиболее полно этой цели отвечают различного рода интегрированные уроки с использованием регионального компонента. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет формировать эффективное воспитательное пространство в начальных классах.
Духовный, нравственный и интеллектуальный образ человека отвечает тезису: «Человеческий разум базируется главным образом на могущественной силе слов» Способность эффективно, культуросообразно оперировать словами- ярчайший признак воспитанности и одновременно высокий уровень уяснения сущности познаваемых объектов. Чем больше времени мы уделяем развитию вербального интеллекта учащихся, тем более воспитывающим оказывается потенциал обучения.
Особое место в духовно- нравственном становлении личности имеет литература, которая «всегда воспитывает своего читателя на положительных примерах, представляя в рамках традиционных для данной литературы жанров варианты жизненного пути индивида, отвечающие нравственным нормам поведения человека в обществе» - по мнению Кутейниковой Н.Е.
Обратимся к авторской сказке. Цель чтения таких сказок – дать детям образец поведения, рассмотрев последствия поступков героев для него самого и для его души, а уж потом сравнивать действия ребёнка с этим образом. Обратимся к сказке Е.Л. Шварца «Два брата». Данное произведение выбрано не случайно, так как в нем нет сухой дидактичности, он не поучает, а будит и развивает воображение, формирует нравственные нормы и основы духовности. Произведение пронизано общей нравственной идеей любить каждого, у кого в груди бьётся обыкновенное человеческое сердце.
После изучения произведения, провожу его разбор, где выявляю личное отношение ребенка к героям сказки:
- О чем думал Старший, когда брат его бесследно пропал? (Он сожалел о том, что так жестоко поступил с Младшим. Искал его повсюду, звал, плакал) – сочувствие попавшим в беду.
- Что думал Старший брат, находясь в плену у Прадедушки Мороза. (единственной его мыслью было освобождение своего бедного брата). – великая сила братской любви.
- Кто и почему помог братьям? (белки, зайцы, птицы, которых отогрел Старший) – добро всегда возвращается сторицей к тому, кто его совершил, чувство благодарности за совершённое добро.
Итогом работы по изучению произведения было написание мини-сочинения «Письмо брату», в котором учащиеся выразили свое отношение к поступкам героев. Приведу несколько цитат из работ учащихся:
Н. Сташко: «Здравствуй, Старший брат! Мне было очень жалко Младшего, когда ты его выгнал из дома. Ты был не прав, но вовремя понял это и исправился. Нужно быть добрым к людям и не обижать их.»
Э. Вибе: «Старший брат, мне было стыдно за твой поступок, ведь ты взрослее и должен помогать родителям воспитывать Младшего брата. Ты не заботился о нём и был невнимательным. Но ты исправил свою ошибку и я думаю, что больше не будешь совершать необдуманных поступков».
М. Шевченко: «Я понимаю, что ты, Старший, поступил плохо, но ты добрый мальчик, потому что ничего не боясь, бросился на поиски Младшего. Ты совершал добрые дела – отогревал животных. И они тебе помогли найти и спасти брата. Несчастье помогло тебе стать умнее и отзывчивее».
Использование образцов народной культуры в процессе обучения и воспитания показала, что этим образцам с точки зрения формирования устойчивых показателей духовного здоровья личности, нравственности и художественной обработки мысли равных нет. «Совесть в ушах», «историческая память народа», «свод правил жизни», «золотые зёрна» - все это сказано о пословице. Пословицы и поговорки используются мною в работе, это краткие народные изречения с назидательным смыслом позволяющие оживить урок, повысить его познавательное и воспитательное значение. Важно продумать их объяснение детям, ситуации и случаи применения их в речи.
В учебнике «Русский язык» для начальных классов, использовано значительное количество пословиц и поговорок о труде, чести, дружбе. Они способствуют возникновению у детей светлых мыслей, тонких чувств, учат ценить мудрость и справедливость.
Колоссальное воспитательное значение даёт использование упражнений с выражениями-перёвертышами. Их можно использовать как дидактический материал: «Не имей сто друзей, а имей сто рублей», «Никогда не делай сегодня то, что завтра сделаешь лучше»», «Глупые сочиняют поговорки, а умные их повторяют». Народная мудрость учит жить по совести, ненавязчиво открывает правила жизни.
Воспитательная работа классного руководителя – работа творческая. Успех её зависит от педагогического мастерства учителя, от знаний им индивидуальных особенностей своих воспитанников. Я являюсь классным руководителем 2 класса. Мною был проведен мониторинг по определению уровня воспитанности учащихся. Задача мониторинга заключалась в:
определение состояния уровня воспитанности учащихся;
по результатам мониторинга наметить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся;
отследить траекторию развития учащихся в процессе воспитательных работ.
Динамику изменений в уровнях воспитанности учащихся можно увидеть на мониторинге (см. приложения). Отслеживание результатов воспитания позволяет мне своевременно вносить изменения в воспитательный процесс и использовать в качестве основы для анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы. Всю воспитательную работу в начальной школе можно условно разделить на несколько направлений. Их содержание представлено в моей модели воспитательной системы. Модель предусматривает воспитание творческой личности через сотворчество классного руководителя и учащихся, их родителей, через систему уроков и внеурочных воспитательных мероприятий, кружков по интересам (слайд)
В системе нравственного воспитания важное место занимает вовлечение учащихся в коллективную жизнь класса, школы и разнообразную общественную деятельность. В дружном, работоспособном ученическом коллективе формируются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманизм и взаимное уважение, в нём воспитывается общественная активность и самостоятельность, интерес к большим и малым, общественным делам.
В нашем классном коллективе царит оптимизм и бодрая, приподнятая атмосфера. Ребята часто обсуждают понравившиеся школьные мероприятия и классные. Участвуют в планировании коллективно-творческих дел. Так, поводом для проведения классного часа «О гуманном отношении к животным» послужил рассказ одной ученицы о бездомном котенке. Была проведена большая предварительная работа: учащиеся предоставили для выставки фотоснимки и рисунки своих питомцев, подготовили рассказы о своих домашних животных, стихи, сценки, в подборе художественных произведений, рассказывающих о безжалостном отношений людей к животным. Классный час не оставил равнодушным ни одного учащегося, потому что представления о добре и зле, являющееся основой нравственности должны быть эмоционально окрашены. Добро должно вызывать у детей радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте. Способность переживать может быть развита в человеке, к этому чувству детей нужно подводить, побуждать, а для этого необходимо переживание эмоциональных ситуаций каждым ребенком, отзывчивость, человечность могут быть воспитаны тогда, когда ребёнок что-то или кого-то «приручает», что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребёнка о цветке, вещах, о живом и живущих потом- это уже забота о людях.
Наш класс часто называют артистичным. Не случайно, если требуется провести массовые праздники и мероприятия, наши ребята сразу же включаются в их подготовку. Они приняли активное участие в праздниках «Наурыз», «8 марта», «День учителя» и др.
Сам процесс учения, представляющий собой напряженную трудовую деятельность, создаёт тем самым нравственную основу жизни и поведения учащихся. В этом процессе закаляется воля, развивается чувство личной и коллективной ответственности за выполнение своего трудового долга, за честь класса, школы. Нравственный облик молодого поколения формируется и совершенствуется в труде на общую пользу. Труд и воспитание неотделимы, они составляют две стороны единого процесса становления личности. В посильном для школьников общественно-полезном труде – «трудовые десанты», акция «Мой школьный двор», субботники по благоустройству села – формируются и укрепляются дисциплина, организованность, ответственность и чувство долга и другие важнейшие нравственные качества.
Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовать свои поступки с его человеческим достоинством.
Как учитель и классный руководитель, я понимаю, что каждый день работы с детьми даёт мне возможность научить их чему-то хорошему, поэтому стараюсь воспитывать в них Личность, сформировать самые лучшие человеческие качества: бережное отношение к общечеловеческим ценностям, гражданственность, патриотизм, ощущение ответственности за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженность общечеловеческим духовным идеалам.
Список используемой литературы:
«Административное управление воспитательным процессом» Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейенер, 2006 г.
Воспитание школьника № 2, 2005, № 8-9, 2009 г.
ИКТ
«Литературное чтение» - 2 класс, Методическое руководство В.К. Павленко, Т.К. Абенова, 2009 г.
Начальная школа Казахстана №4, 2005 г, № 6, 2004 г.
Начальная школа плюс до и после № 11, 2007 г.
Начальная школа № 4, 2009 г; № 6 2007 г.
Преподавание в начальных классах по всем предметам № 3, 2010 г.
Районная программа «Обучение»
«Русский язык» методическое руководство, С.А. Никитина, Л.П. Якунина 2009 г. – 2 класс
Учебная программа по предмету «Самопознание»
Цель педагогического процесса школы– это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры
из программы «Обучение»
Модель работы учителя Кумпинас Л.Н. по воспитанию нравственной и творческой личности
Программа воспитания
Личность
Олимпиада
Предметная неделя
Кружки
Творчество
классного руководителя
Творчество
родителей
Социум
традиционный
нестандартный
Урок
Учебная деятельность
Внеурочная деятельность
Воспитание
и развитие ребенка
Психолого-педагогическая
диагностика
Реальные учебные возможности
Гуманная
Творческая
Духовная
Свободная
Практическая
Ученик - субъект
15