Урок по теме «Географическое положение, природные условия и ресурсы Русской равнины»

Конспект урока географии в 9 классе на тему: Географическое положение, природные условия и ресурсы Русской равнины.
Цели урока:
Сформировать знания о природе Русской равнины и ее значении в истории Русского государства;
Развивать умение называть и показывать экоеномические районы,входящие в западный макрорегион,города и агломерации, использовать различные источники географической информации;
Показать особенности истории и географии хозяйства.
Совершенствовать умение работать с картой.
Развивать интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе работы с картографическим материалом.
Оборудование: электронное приложение к уроку «Русская равнина»,карта-схема, атласы, раздаточный материал.
Опережающее задание: ознакомиться с содержанием параграфа 19.
Содержание урока
Организационный момент: готовность к уроку.
Вводное слово учителя.
Музыка Л. Афанасьева
Слова И. Шаферана

Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси-переспроси меня –
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.

Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой!
Вы уже изучили особенности природы России и различные стороны жизни населения. Вы знаете, что такое хозяйство, его структура, отдельные отрасли, то есть получили представление о природе, населении и хозяйстве своей Родины.
Однако огромные размеры нашей страны делают невозможным ее глубокое изучение без подразделения на районы. Россия – это не просто страна, это страна стран, большое семейство районов. Как в каждой семье, здесь есть маленькие и большие, старшие и младшие.
Районы мы будем изучать комплексно, по определенному плану, стараясь понять существующие взаимосвязи между природой, населением и хозяйством. При этом необходимо использовать уже имеющиеся знания о компонентах природы, различных сторонах жизни населения, отраслях хозяйства.
Изучение регионов нашей страны начнем с европейской части, включающей Восточно – Европейскую равнину и Урал. Это сравнительно небольшая территория (26% площади страны), где проживают почти 80% населения, производят 70% промышленной и сельскохозяйственной продукции. Здесь самая высокая плотность населения, самая густая транспортная сеть. Здесь сформировалась русская нация, зародилось Русское государство, происходили наиболее значительные события в его сложной истории.
Сегодня мы изучаем Восточно-Европейскую или Русскую равнину. Слайды 1, 2.
Изучение нового материала.
Беседа с учащимися.
Что вы знаете о этой территории?-Эта территория откуда пошла Русская Земля,откуда начала зарождаться Русь.Где и сечас находится дрение города и наши столицы страны.Назовите их.Москва и Санкт-Петербург(столицы),древние города: Владимир,Яросславль,Суздаль,Кострома,Ростов,Сергиев Посад («Золотое кольцо России»;Волгоград;Псков-Новгород-Кижи-Валаам
Многое видела и испыталаРусская равнина-это набеги Орды,великие бунты,пожары,военные победы и поражения.
Именно природа Русской равнины поражала воображение художников И.Левитана «Золотая осень»,Шишкина «Утро в сосновом бору»,И.Репина «Бурлаки на Волге», А.Саврасова «Грачи прилетели»,В Васнецов «Аленушка», «Богатыри» и др
Писатели и поэты воспевали словами ее красоту.Это А.С.Пушкин «Унылая пора,очей очарованье»
Получение новых знаний,используя карты атласа и материалы § учебника
Работа в парах по вопроснику.
Вопросник по теме «Общая характеристика Европейской равнины (Западный регион)
Используя §19 учебника найти ответы на следующие вопросы:
Дайте географическое положение региона (часть страны; вытянутость с севера на юг в км, с запада на восток в км; пограничные объектыстраны или природные; выход к морям и океанам)
На какой форме рельефа и тектонической структуре расположена Русская равнина?
Какие внешние силы формировали рельеф?
Какие общие черты климата Русской равнины?
Какие крупные реки и озера расположены на Русской равнине? Их использование народами.
Как распределены природные ландшафты с севера на юг? Как они используются людьми?
Какими природными ресурсами богата Русская равнина?
Дайте оценку влияния природных условий и ресурсов на освоение территории наслением и их хозяйство.
Сколько экономических районов расположено на территории Русской равнины?
Закрепление.
Озвучка материала.Дополнение ответов учеников другими учащимися
Итог урока: выставление оценок, учитель кратко подводит итоги урока, обращает внимание на домашнее задание: §19 разбор табл 17 на стр учебника 99,подготовить сообщения или презентацию о влиянии Русской равнины. на творчество русских писателей,поэтов и художников. Творчество приветствуется.

15