Статья на тему «Оценочная деятельность учителя»


«Оценочная деятельность учителя»
Оценка возникла одновременно с человеком и восходит к глубинам его психики. На протяжении тысячелетий она сыграла решающую роль в его становлении как одного из наиболее совершенных биологических видов. Уже с момента рождения ребенку присущ целый ряд оценочных реакций положительного, отрицательного или нейтрального содержания. Это ни что иное, как защитный отклик на то или иное воздействие среды. Человеку приходится постоянно обмениваться оценочной информацией с другими людьми. Это делает людское сообщество еще более крепким, так как одна очень важная оценка становится тут же достоянием многих других людей. Они сообщают что-то, предупреждают, оберегают, рисуют перспективу, опираясь на оценку одного человека. Чаще всего человек выражает свою оценку речевым способом.
По мнению В.В. Виноградова, ни одно слово, ни одно предложение, сказанное человеком не свободно от оценочного отношения к миру, окружающей действительности или другому человеку. В этом отношении даже невольные междометия (типа «Ах») также несут на себе определенную оценочную нагрузку. Проблема оценивания знаний и стремлений учащегося к знаниям, в особенности учащегося начального звена, всегда в были в педагогике весьма актуальны, тем более таковой она является сегодня, когда радикальные перемены охватили все общество. Прежде всего, необходимо развести понятия «оценка» и «отметка». Согласно толковым словарям русского языка, слово «оценка» и «отметка» не является синонимами. Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка – это установленное (государство) обозначение степени знаний ученика. Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается федеральный государственный образовательный стандарт универсальных учебных действий ученика. Необходимо научить ребенка самооцениванию. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. Благополучное развитие конкретной детской самооценке возможно только в ситуации безусловного общего принятия ребенка окружающими. Особенно это важно для первоклассников, тем более для тех, кто такой самооценки в семье не имеет и потому в большей степени, нежели другие дети нуждаются в поддержке и принятии его учителем.
Благодаря учебной деятельности в младшем школьном возрасте мощно развивается рефлексивность самооценки. Основа рефлексивной самооценки являются две способности:
видеть себя со стороны;
не считая свою точку зрения единственно возможной;
Помимо развития детской самооценки, неотъемлемой частью деятельности учителя является оценка знаний, умений и навыков учащихся. Можно наполнить балл содержанием, опираясь на три основных принципа:
Предельно дифференциация отметки, когда каждое усилие ученика оценивается отдельно;
Выработка четких критериев отметки, где каждая из ее составляющих оговаривается с детьми, вырабатываются либо общие критерии оценивания, либо учитель поясняет детям критерии, выработанные им самим для проверки работы;
Анализировать собственные действия.
Не менее важной называют педагогическую оценку. Выделяют следующие основные функции модели педагогического оценивания в начальном образовании: здоровьесберегающую, психологическую, динамическую. Главной из этих функций – здоровьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Вторая функция – психологическая – связана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. Третья функция – динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности.
Таким образом, оценивая ученика, учитель должен научить его собственной самооценке. Выставляя отметку ученику, необходимо дифференцировать, за что была поставлена она, возможно, та же отметка, но совершенно с другой интерпретацией. Ученик должен адекватно воспринять отметки и понимать, что еще нужно сделать для улучшения результата. По окончании результата, отметка учителя и оценка ученика должны совпадать.