Коррекционно-развивающее занятие по психологии: «Увлекательное путешествие в страну маленьких фей»
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Коррекционно-развивающее занятие по психологии с использованием арттерапевтических техник сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии
и цветотерапии«Увлекательное путешествие в страну
маленьких фей»
Занятие составила педагог-психолог:Кильчурина М.Г.
г. Усть-Катав
2015г.
Цель: Создание естественной стимулирующей среды, комфорта, установление положительных эмоциональных связей между участниками. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, гармонизация внутреннего психического состояния у детей.
Задачи:
Формировать положительную самооценку детей.
Развивать способность принимать и оказывать поддержку окружающим.
Развивать эмпатию, сопереживание.
развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики пальцев и кистей рук;
стабилизация эмоционального состояния;
развитие ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения - это способствует развитию речи, восприятия, произвольного внимания и памяти;
развитие опыта рефлексии (самоанализа);
развитие творческого мышления и воображения;
формирование навыков позитивной коммуникации;
знание цвета;
Оборудование:
- ромашки из бумаги (по количеству детей и гостей);
- «волшебные лепестки» из ткани (на каждого участника по 3 шт);
- запись вьюги;
- запись пустыни;
- песочница;
- схема песочного города на ватмане;
- маленькие фигурки животных;
- краски масляные (рисование в технике «Эбру»);
- палочки (зубочистки);
- клей канцелярский;
- тарелочки по количеству детей;
- корзина для лепестков;
- шляпка для феи;
- фея (кукла добрая);
- злой колдун (кукла злая);
- шапочки заморозки (2 шт);
- светильник круглый маленький;
- светильник круглый большой, сверкающий;
- дома, деревья;
- воздушные шарики по количеству детей.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, которое называется «Увлекательное путешествие в страну маленьких фей».
А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
Дети встают в круг, улыбаются друг другу и берутся за руки. (Произносят все вместе):
Чтоб было интересно жить,
Давайте вместе все дружить.
Я такая/-ой, какая/-ой я есть(большой палец обеих рук направлен на себя),
И я очень счастлив/-а, что я здесь(обеими руками показываем пространство вокруг себя).
Я могу быть маленькой/-им(присаживаемся),
Могу быть большой/-им(встаем, поднимая руки вверх),
Могу быть толстой/-ым(делаем широкий круг),
Могу быть худой/-ым (делаем узкий круг),
Но это мне не важно –(показываем указательным пальчиком),
Я такая/-ой, какая/-ой я есть(большой палец обеих рук направлен на себя),
И я очень счастлив/-а, что я здесь(обеими руками показываем пространство вокруг себя).
Основная часть
Педагог-психолог: Но прежде чем нам отправиться в путешествие для начала я расскажу Вам небольшую сказку. Садитесь удобно.
Жили-были в одной прекрасной стране маленькие феи. Они были очень добрые и счастливые, любили ухаживать за цветами и всем помогать: и животным, и растениям, и друг другу. И, конечно же, они были волшебницами. С помощью ромашек они загадывали и исполняли желания тех, кто их об этом просил. Держите каждый по ромашке: загадайте свое самое сокровенное желание и загните все лепесточки ромашки к центру! Теперь положите свои цветочки в сказочное озеро. Как только феи услышат нашу просьбу, они обязательно дадут нам знак.
Ребята, а вы знаете, что я была знакома с одной такой сказочной феей? От нее мне досталась целая корзина волшебных лепестков, с помощью которых можно очутиться в любой сказочной стране. Держите каждый по лепестку, положите их на ладошку, сделайте вдох через нос и сдуйте лепесток.
3. Ритуал входа в сказку. Север (сдувают с ладошки лепесток – перемещаются на север).
Звучит музыка вьюги, мороза. Ребята, как вы думаете, где мы оказались? (Ответы детей). Здесь пролетал злой колдун и заморозил некоторых из нас. Смотрите, ребята заледенели (Психолог быстро надевает на некоторых детей шапочки-заморозки). Давайте их разморозим! Те, кто не замерз, подойдите к замерзшему ребенку и постарайтесь «отогреть его». Вераника и Владислав будут размораживать Максима с помощью добрых, ласковых слов.
А Аня и Гера с помощью взгляда, мимики и жестов, будут размораживать Владика.
Педагог-психолог: Давайте проверим, не осталось ли среди нас застывших ребят? Хорошо, а как у вас получилось разморозить своих друзей? Что помогало лучше? Молодцы, вы справились с заданием и сумели помочь своим товарищам! Отправимся дальше? Держите волшебные лепестки!
4. Пустыня. Звучит запись ветра в пустыне. Слышали музыку? Какая она была?
Как вы думаете, куда мы попали? Правильно, в пустыню. Посмотрите, что здесь произошло (подходят к песочнице): все деревья повалены, дома засыпаны песком, все жители ушли отсюда. Это пролетал тот же самый злой колдун, он разрушил песочный город.
Педагог-психолог: Ребята, но не все потеряно, у нас осталась схема города (на экране или на плакате показана карта песочного города).
Ребята, но прежде чем мы начнём восстанавливать город, давайте посмотрим вокруг, как здесь в пустыне (дети рассказывают: жарко очень, душно, пить хочется и т.д., все дети пьют воду).
Ну, вот мы и освежились водой, а сейчас давайте поможем жителям восстановить город. (Все смотрят на схему города)
Давайте попробуем по этой схеме восстановить песочную страну. Посмотрите внимательно, какие элементы вам понадобятся (дети выкладывают тропинки фасолью или из любого другого материала, ставят на место дома, делают озеро, сажают деревья и т.п.).
Ура! Нам удалось рассеять чары злого волшебника. Жизнь возродилась. А вот и жители волшебной страны! (Психолог выносит поднос с разными животными). Наши новые друзья-животные рады знакомству и хотят с нами поиграть. Надеюсь, вы их хорошо запомнили? А теперь кто-то из них спрячется в песок, а вы попробуете отгадать, кто.
Дети с закрытыми глазами по очереди на ощупь ищут игрушки в песочнице.
Педагог-психолог: Ребята, ну что, помогли мы с вами жителям пустыни? А вы знаете, что здесь на юге находится страна фей, про которую я вам рассказывала в начале нашего путешествия. Хотите, заглянем в нее?
5. Страна феи (3 лепесток переносит детей в страну феи).
Педагог-психолог: Ребята, а вы знаете, что я на самом деле тоже фея (одевает шляпу феи)? И мы с вами попали в мою волшебную страну. Но случилась неприятность, злой волшебник побывал и здесь, он заколдовал мой магический шар. И он теперь пустой, без узоров и не работает (показывает на маленький шар, все подходят и берут шар все вместе ладошка на ладошку). Психолог включает шар, он светится, но не мигает. Ребята, как же я буду теперь править без волшебного шара, вы поможете мне починить волшебный шар?
Здорово, подойдите сюда, теперь у каждого из вас есть свой волшебный круг. С помощью этих красок и волшебных палочек мы попробуем с вами оживить заколдованный шар. Берите волшебные палочки и макайте в любые краски, затем палочку с краской макайте в тарелочку с жидкостью (психолог вместе с детьми производят эксперимент, который называется техника «Эбру» психолог показывает, дети повторяют). В тарелочках появляется красивый узор, затем все берут вырезанный кружок бумаги и кладут на тарелочку, (но прежде на кружочке бумаги дети находят гладкую и шероховатую поверхность) немного колдуют и снимают кружок, весь узор остаётся на бумаге.
Педагог-психолог: Ребята, смотрите, как красиво! У каждого из вас теперь свой волшебный круг! Рассмотрите его внимательно и опишите! Что вы видите внутри? Какое у вас настроение, когда вы разглядываете узоры? Нравится ли вам то, что получилось? (Ответы детей).
Педагог-психолог: Ребята, а теперь давайте проверим, удалось ли нам развеять чары злого волшебника и расколдовать волшебный шар? Все подходят к шару (шар уже поменяли на большой). Все берутся за шар, (психолог включает шар, он начинает светиться разными узорами). Ребята, прислушайтесь, шар что-то хочет вам сказать (все слушают тишину). Дальше из шара раздаётся музыка).
Психолог: Ребята, волшебный шар дарит вам эту волшебную музыку, и хочет с вами потанцевать. (Все танцуют). Ура!!! У вас получилось расколдовать мой волшебный шар, теперь я смогу снова управлять своей страной маленьких фей.
6. Возвращение в реальность:
А теперь ребята мы с вами возвратимся в наш класс, держите по лепестку (лепесток возвращает всех в реальность).
Вот мы и на месте! А помните, в начале занятия мы с помощью ромашек, загадали желания? Посмотрим, услышали ли нас феи? Ребята, цветы оживают. Цветы раскрылись, они полны сил для исполнения наших желаний. (Чьи-то цветы раскрылись, а у кого-то только набираются сил, но все они готовы к исполнению наших желаний). Ведь волшебство всегда рядом с нами!
Спасибо вам большое, ребята, за то, что вы помогли мне и моей волшебной стране.
7. Обобщение приобретённого опыта:
А теперь расскажем, друг другу о том, что было хорошего на занятии, чем оно понравилось. Я дарю вам волшебные воздушные шарики.
Я увидела сегодня, какие вы все добрые и как вам хочется, чтобы все были радостными и счастливыми. Мне было интересно играть и заниматься с вами. Мне было весело.
- А что вам понравилось?
- Вам было интересно?
- Ребята, что вам запомнилось сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали?
- А какое настроение у вас сейчас в конце занятия? (Ответы детей).
Становитесь, друг за другом, кладите руки на плечи впереди стоящего и зажимайте воздушный шар между своим животом и спиной того, кто стоит впереди. Руками трогать шарик нельзя!
Дети на поезде отправляются домой.
Проводится игра «Паровозик».
Цель: «формирование доверительных отношений».
У меня есть паровозик - ТУ - ТУ –ЧИ - ЧИОн меня по рельсам возит - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИУ него труба и печка - ТУ - ТУ –ЧИ - ЧИИ волшебное колечко - ТУ - ТУ –ЧИ - ЧИМы отправимся с вокзала - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИУ него четыре зала - ТУ - ТУ –ЧИ - ЧИМы поедем до Парижа - ТУ - ТУ –ЧИ - ЧИА быть может и поближе - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИТут пошёл весенний дождик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИИ застрял наш паровозик - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИМы стоим в огромной луже - ТУ - ТУ - ЧИ - ЧИТут уж нам не до Парижу - ТУ - ТУ - ЧИ – ЧИ
Мы отправимся домой - ТУ - ТУ - ЧИ – ЧИ
И всем скажем ДО-СВИ-ДА-НИ-Я
(В конце занятия детям раздаются сладкие призы).
(Чаепитие с педагогами, анализ занятия).
Всем большое спасибо. До новых встреч!