Конспект урока на тему:Общее понятие о бессоюзном сложном предложении.
Тема: «Общее понятие о бессоюзном сложном предложении».
Цели:
образовательные:
обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном
предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме;
совершенствование умения находить БСП в тексте
развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
воспитательные:
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о
роли и значении БСП; активизирование познавательной деятельности учащихся;
обеспечивание благоприятной психологической обстановки.
Оборудование: толковые словари русского языка; обучающая программа-презентация “Бессоюзное сложное предложение”; пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко.- 33-е изд. – М. : Просвещение, 2011; русский язык ГИА (Г.Т.Егораева); тетради, ручки и карандаши.
Методические приемы: проверка домашнего задания; словарная работа; элементы комплексного анализа текста; наблюдения над интонацией бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания между его частями; подведение итогов урока.
Ход урока
Говори, чтоб я тебя увидел! (Сократ)
1.Организационный момент.
Учитель:- Здравствуйте. Рада видеть вас. Начнем урок.
Учитель:- Ребята, эпиграфом нашего урока является следующее высказывание Сократа.
Говори, чтоб я тебя увидел! (Сократ)
Учитель:- Мы должны придерживаться этого высказывания в течение целого урока. Ребята, так что будьте активными и не стесняйтесь говорить.
Запись числа и эпиграфа в тетрадях.
2.Опрос пройденного материала и проверка домашнего задания.
Учитель:- Кто нам скажет, что было задано на дом?
Ученик:- Прочитать тему: «Деловые бумаги» и упражнение № 209 стр.93.
Учитель:- Так, давайте, проверим заявления ваши. (Проверить упражнения и оценить их).
Учитель:- В жизни нам нередко приходится оформлять различного рода деловые бумаги. Что же входят в деловые бумаги?
Ученик:-В деловые бумаги входят заявление, расписка, доверенность, характеристика, протокол, договор и т.д.
Учитель:-К наиболее распространенным деловым бумагам относится какие?
Ученик:- К наиболее распространенным деловым бумагам относятся заявление и автобиография.
3.Закрепление пройденного материала.
Упражнение №210 стр. 93 (устно). Данное заявление не соответствует требованиям, предъявляемым к этому документу, так как не соответствует необходимой форме, содержит изобразительно-выразительных средств.
4. Сообщение темы урока и постановка целей.
«Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока. Ответив на эти вопросы, мы узнаем тему нашего урока.
Б Е С С О Ю З Н О Е
1.Приставка в слове беспокойный (бес-)
2.Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз)
3.Суффикс как в слове сонный (-Н-)
4.Окончание прилагательного в ср. роде единственного числа.
Учитель:-В результате у нас получилось слово?
- Ответы учащихся.
Учитель:-Сформулируйте тему урока.
- Ответы учащихся.
Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»
Учитель:-Теперь попробуйте сформулировать важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:
1)Познакомиться с …
2)Научиться …
Учащиеся формулируют цели урока.
-Сообщение целей урока учителем.
5.Объяснение новой темы
Учитель:-Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях.
Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.
Учитель:-Начнем с самого начала. Предложения делятся на простые, сложные . А сложные делятся на ССП, СПП и БСП.
Учитель:-Какое предложение называется бессоюзным?
Ученик:-Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения.
Учитель:-Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация же на письме обозначается разнообразными знаками.
Учитель:-Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
Ученик:-Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Учитель:-Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, врем,, дополнение, противопоставление).
Учитель:- Посмотрим на следующие слайды. (слайд1 и 2). Я вам отправлю эти слайды,чтобы вам легче было подготовиться на следующий урок.
Учитель:-Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны, поэтому схематично их можно изобразить квадратными скобками. Однако на самом деле части БСП неравноправны по смыслу. Уловив логическую связь между частями БСП, почувствовав верную интонацию, нетрудно справиться со знаками препинания.
- БСП встречаются и в поговорках и пословицах. Например:
Справедливее всего в мире распределены мозги: никто не жалуется на их недостаток.
Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].
(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно).
Учитель:- Мне интересно ваше мнение по поводу этого высказывания.
Ученик:- Здесь говорится о доброте. Доброта - все положительное, хорошее, полезное. Если человек делает хорошее, полезное, то это должно быть искренне, не требуя взаимности.
Учитель:- Подберите синонимы: доброта – отзывчивость, сердечность, душевность.
–Подберите антонимы: доброта – злость, ненависть.
Советский Союз сумел победить фашистов во Второй мировой войне: сосредоточив все человеческие усилия, отстояли свою независимость.
Учитель:- О чем здесь говорится?
Ученик:- О Великой Отечественной войне.
Учитель:- Годы Великой Отечественной войны
Ученик:- 1941-1945г
(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)
Конечно, знаки не могут соответствовать интонационному богатству живой речи, но они помогают понять общий смысл фразы.
6. Лингвистическая разминка.
Словарный диктант.
Расставить ударения в словах.
Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
Объяснить значение фразеологизма.
Душа нараспашку (очень чистосердечный,откровенный);
вавилонское столпотворение (полная неразбериха, крайний беспорядок);
ахилесова пята (в греческой мифологии существовал герой Ахиллес. Его мать,чтобы сделать сына неуязвимым,окунула его в священную реку Стикс, держа младенца за пятку. При этом чудодейственная вода не коснулась единственного места, ставшего уязвимым. Именно в пятку попала стрела Париса, от которой Ахиллес и погиб).
- Какое слово принадлежит только тебе , а употребляется чаще другими,чем тобой? (Имя)
- Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная (Суббота).
7. Подготовка к ГИА
Учитель:- Ребята, кто скажет сложные предложения в каком задании ГИА встречаются?
Ученик:-В В9 задании.
Учитель: -Таким образом, найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью . Напишите номер этого предложения.
(Типовые тестовые задания. ГИА.Русский язык. Г. Т. Егораева. 2016)
8. Физкультминутка
Учитель:-Итак, ребята, выпрямите спины и поставьте руки на стол. Плечи поднимаем наверх,затем откидываем назад и отпускаем вниз. Это упражнение повторяем 3-4 раза. Отведите взгляд от компьютера, внимательно осмотрите все предметы в комнате и закрыв глаза назовите, какие предметы вы увидели
9. Закрепление урока
⁃Учитель:-М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
«Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес».
- Из какого романа этот отрывок и кто написал?
Учитель:-Данный текст из дневника Печорина, здесь он пишет о своем состоянии после того, как встретил Веру у колодца, понял, что он еще способен чувствовать. И под влиянием нахлынувших воспоминаний Печорин ищет покоя, душевного равновесия в природе. Лермонтов пишет о действиях героя, перечисляя эти действия без помощи союзов. Так ярче показаны порывистость, беспокойство героя.
Учитель:-Ребята, часто ли приходится видеть подобную картину ? Конечно, в Дагестане много красивых мест, но ,к сожалению, этих мест становится все меньше и меньше. Виной всему человек. Городские жители не часто видят такую картину, чистую природу,чистый воздух. Поэтому мы не должны равнодушно относится к нашей природе. Поэтому мы должны обратить внимание на экологию нашей природы.
Разминка
Учитель: -Я вам прочитаю стихотворение С.Я. Маршака «Знаки препинания»,а вы ответьте, может ли один знак препинания быть важнее другого?
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура!
– Долой!
– Караул!
– Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
– Кто?
– Кого?
– Откуда?
– Как?
Явились запятые,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
– Мы особы занятые:
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
– Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».
– Нет, – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие …
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: «То есть как?»
Восклицательный знак
Возмутился: «То есть как!»
– Так, – сказала точка,
Точка-одиночка, –
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
Ученик:- Каждый знак препинания выполняет определенную функцию.
10.Вывод урока.
Учитель:-Какую тему мы прошли на уроке(БСП)?
Учитель:- Какую функцию выполняют запятая и точка с запятой в БСП? (разделительную)?
Учитель:-Итак, какие предложения называются бессоюзными?
Учитель:-Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
Учитель:-Какое задание было самым интересным или трудным для вас? Почему?
11. Подведение итогов.
Оценки за урок.
12. Домашняя работа.
Запись домашнего задания.
Прочитайте § 15, Упр.217.
I-школа.Тема 43. БСП
Спасибо за урок. До свидания!