Статья Национальные игры народа саха


Статья «Национальные игры народа саха» . Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр. состязаний в силе и ловкости.
Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс.
В своих трудах известный этнопедагог Г.Н. Волков подчеркивает,что этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой даже после фундаментальных работ известных философов, психологов и педагогов.
В якутских национальных играх отразилась особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию культе природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством.
Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.
Цель: создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной и внеурочной работы с детьми, популяризация якутских национальных игр.
Задачи:
- выявить уровень физической подготовленности учащихся;
- выявить роль национальных игр в становлении личности учащихся;
- доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей;
- создание условий для формирования позитивного общественного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития человека;
- поднятие престижа здоровой, активной жизненной позиции у детей; создание условий для привлечения наибольшего количества детей, и формирование у них позитивного отношения к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье и пробуждение желания следовать ЗОЖ;
воспитание интереса и любви к культуре народа саха.
Ожидаемый результат: Помочь каждому ребенку осознать себя как уникальное и неповторимое явление в природе. Утвердить позитивное отношение к своему здоровью и двигательной активности. Создать максимально дружескую атмосферу в классе.
Якутские народные игры – это культура якутского народа. Об этом говорится в трудах исследователей-педагогов Г.Н. Волков, А.П. Усовой, А.А. Григорьевой. Они подчеркивают, что приобщение к своему культуру должно начинаться с раннего детства, а именно с игры. Большой интерес вызывали специально устраиваемые состязания силачей " Упрямый бык", " «пень и бык",игры " Упрямый теленок", "Водопой" и др.
Огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа как игра « Армрестлинг», «Скачки», «Путы» итд.
«Меткий охотник» -меткость и глазомер, «Рыбаки с неводом» бег парами, «Водопой из проруби»-воля и сила, «Жеребята», «Бой быков»-бег и сила и ловкость для мальчиков итд.
Бережное сохранение национальных традиций самобытности национального облика каждого народа- является одним из назначений традиционных народных играх раскрывается характер народа. Конечно эти игры ценят и стремятся осуществлять общечеловеческие идеалы: добра, справедливости, честности, дружелюбье, смелости. выдержки. целеустремленности, верности. скромности итд.
В нашем суровом холодном краю охотников, рыбаков и лесорубов особенно ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка.
Отсюда в играх издавна преобладали метание на дальность в цель, длительный бег. В играх « Наперегонки», « Палочки», «Замок», «Ямы» итд.
Национальные особенности проявляется не только в действиях и отношениях в играющих и у всех включая материальную культуры игры. Яркий национальный колорит передает в играх широкое использование родного языка и фольклора песен, считалок, скороговорок и.т.д. Народная игра принимает всех не отвергая как делает спорт, не говоря о ослабленных детях.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьников остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение т.е. обучающиеся приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В двигательной и умственной активности развивает в ребенке воображение и творческие наклонности. Национальные игры состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения, досуга также отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.
Регулярное применение разнообразных национальных игр на уроках физической культуры способствует совершенствованию общей физической подготовки.
Национальные игры можно классифицировать на две группы:
Игры, развивающие двигательные умения и навыки:
- игры для освоения навыков бега.
-игры для освоения навыков прыжков
-игры для освоения навыков метания
-игры для освоения навыков владения мячом
2. Игры, развивающие двигательные способности:
-игры на развитие координационных способностей и ловкостей.
-игры на развитие скоростных способностей.
-игры на развитие скоростно-силовых способностей.
-игры на развитие силовых способностей.
-игры на развитие выносливости.
Таким образом, применение национальных традиционных игр на уроках и внеклассных мероприятиях как одного из эффективных методов обучения, окажет положительное влияние, как на физическое состояние, так и на личностные характеристики, что позволит более полно раскрыть индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Народные игры саха для детей
Название игры Цель игры Описание
Игра « Дулгалаан сиринэн» «Кочкарник»
Умение быть внимательным, сообразительным.
развивать координацию движений,уметние считать.Ознакомить жизнью предков.
Чтобы заготовить достаточно корма для скота на долгую зимовку, нашим педкам нередко приходилось косить траву и на болотистой местности, марях, в кочкарнике. Подобная косьба была нелегким занятием, требовшим особой сноровки ...
Для игры берут полнья 20 см длиной и 7 см толщиной и кладут их посреди балагана (7-9) поленьев.
Ведещий отводил игрока в угол, завязывая ему глаза. Затем 3 раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ни чего не задев. Если же участникн уронят поленья (кочки), то учитывается, кто сколько уронил.
Игра «Огус уонна чоночок» «Бык и пень».
Цель:Ознакомить трудом землепашества, развивать силовые качества, упорства, закалять качества терпимости.
С распростанением землепашества в Якутии наши предки расчищали места для посева зерновых, выкорчевывая лес. Веселая игра " Бык и пеь" возникла в этот период истории народа. В игре участвуют две команды. От каждой из них выступает один игрок, "бык". Никто из двох соперников не желает стать "пнем".
игроки должны стать на четверенки спинами друг к другу. Ведущий надевает веревку на шеи игроков и проводит ее через подмышки, чтобы игрокам было удобно тащить друг друга. Потом на линии упора роводить линию. По команде ведущего игроки начинают тащить друг друга в разные стороны. Тот, кто перетянет соперника в свою сторону, считается победителем и называется" быком" а проигравший становится "пнем"
Игра « Ат буолан сырсыы» «Наперегонки»
В старину это была дна из любимых детских игр.
3 или 5 детей упираются в землю руками и ногами, встают в ряд, готовые бежать. Бегут наперегонки примерно 30-50 метров. По команде игроки начинают бег, имитируя бегущих лошадей. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу
Игра «Бэгэччэктэьии» «Амрестлинг»
Цель:закаливание здоровья, развитие физической силы и мышления. Два человека сидят за столом напротив друг друга. Правые руки кладут на стол и берутся за руки так,чтобы соединялись предплечья. Игроки должны давить ладонями так, чтобы не поднимались локти.
Задача игроков-согнуть запястье противника. В эту игру можно играть и левой рукой. Раньше предки узнавали сильного человека по этой игре.