Мастер-класс Использование ментальных карт на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции


Описание мастер-класса
Название мастер-класса: Использование ментальных карт на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции
Цель: распространение опыта работы по использованию ментальных карт на уроках английского языка, позволяющих формировать и развивать навык свободного общения в реальных жизненных ситуация.
Задачи проводимого мастер-класса:
познакомить участников мастер - класса с теоретической основой представляемого опыта;
показать на практике и проработать приём «Ментальная карта», позволяющий спонтанно создавать устные тематические тексты;
провести рефлексию собственного опыта совместно с участниками мастер-класса.
Необходимое время: 20 мин
Минимальное и максимальное количество участников: не ограничено
Требования к уровню подготовленности участников:
Знание требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения и рекомендаций по их реализации в общеобразовательном учреждении.
Знание методики преподавания предмета, программ и учебников, отвечающие требованиям стандарта.
Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: английский язык, Mind Map, тематические ментальные карты, актуализация изучаемого материала, дерево познания, читательская грамотность, деятельность, коммуникационная компетенция.
Краткая аннотация
Мастер-класс посвящён приёму «Ментальная карта», который является инструментом для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, а также, формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Ментальные карты помогают эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Данный приём соответствует требованиям новых ФГОС, реализует системно-деятельностный и метапредметный подходы.
Mind Map, как один из приёмов технология развития критического мышления способствует воспитанию свободной, развитой и образованной личности, владеющей определенным субъективным опытом, способной ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Помимо этого, ментальные карты помогать развивать мышление учащихся: они определяют тематику (основную идею, смысл), выделяют значимую информацию (в виде ключевых слов и фраз), также можно создать запоминающийся визуальный образ (ассоциации и символы).
Представленный материал может быть использован учителями разных предметов при конструировании современного учебного занятия.
Теоретическая часть
Формирование и развитие коммуникативной компетенции в период расширения информационного пространства и пространства общения приобретает особую актуальность. Карта памяти, или интеллект-карта, или Mind Map, ментальная карта (как называю её я) — это универсальный инструмент, который можно использовать бесчисленным количеством способов. При этом он остаётся очень простым для освоения и применения, позволяя в то же время получить большое количество пользы. При её составлении нет никаких ограничений: каждый делает это для себя, чтобы лучше структурировать какие-то вещи в голове, разобраться, уделить внимание различным аспектам и понять какие уровни абстракции. Основой этого приёма является необходимость развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Подробный план работы
(Слайд 1) Мастер-класс начинается с приветствия присутствующих, которым задаются вопросы «Что такое иностранный язык?» «Что является основной проблемой учителей иностранного языка (и все учителей в целом)?»
Проблема – изучаемый материал остаётся в классе, не всегда имеет практическое применение. (приводится пример из жизни о том, что при общении с иностранцами мы не всегда можем рассказать о своём регионе, хотя знаем язык). Почему так происходит? Кто бывал в подобной ситуации?
Формируется фокус-группа, которой даётся задание: на листа флип-чарта написать известные факты о предложенных городах и странах (работать могут в группе или индивидуально).(Слайд 2) я столкнулась с проблемой – как актуализировать изучаемый материал, применительно к жизни учащихся? Я вспомнила не новый, но забытый на время приём, имеющий разные названия: схема, опорная схема, кластер, дерево возможностей… я предпочитаю – ментальная карта, в основе которой находится интеллект, а основная функция – задействовать разные психические и интеллектуальные механизмы при овладении языком.
(Слайд 3,4) Механизм создания интеллектуальных карт не сложен: выбрать основание, выстроить логические связи между ключевыми понятиями и добавить ассоциации и визуальные образы. Используя данный механизм, я совместно с учениками создала тематические ментальные карты. (примеры метальных карт для изучения политических систем разных стран и грамматических времён).
Проверка работы фокус-группы, анализ. А сможете ли Вы рассказать о своём городе или стране на английском языке? Давайте попробуем. Участники фокус группы получают новое задание: составить рассказ о городе или стране на выбор, использую предложенную ментальную карту.
(Слайды 5,6) Пояснение работы с ментальной картой на примере ментальной карты для изучения регионов и стран.
Проверка работы фокус-группы (презентация устных рассказов), их анализ проделанной работы. Получилось ли у Вас рассказать о городе / стране на английском языке? Выводы.
(Слайд 7) Выводы: используя ментальные карты на уроках английского языка, я достигла следующих результатов:
Свободной построение устных текстов, «присваивание информации», что способствует её запоминанию.
Перенос знаний с различных предметов и использование личного опыта на уроках (пример с ментальными картами по политическим системам).
Развитие читательской грамотности (не только печатных или письменных текстов, но и графических в том числе).
Повышение качества усвоения знаний, языковой и коммуникативной компетенции и интереса к предмету.
По словам австрийского философа Людвига Витгенштейна «Границы моего языка являются границами моего мира.» На уроках мы с учениками расширяем наши границы и нам это нравится. Я надеюсь, что и нам с Вами сегодня удалось расширить границы нашего мира.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- практическое освоение участниками приемами «дерево предсказаний», «6 шляп мышления», «конкретная поэзия»;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
- повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
Используемая литература:
Тони и Барри Бьюзен. Супермышление = The Mind Map Book. — М.: Попурри, 2007. — С. 320. — ISBN 978-985-15-0017-4.
Тони Бьюзен. Суперинтеллект = Head First. — М.: Попурри, 2005. — С. 412. — ISBN 985-483-157-4.
Tony Buzan, Mind Maps at Work: How to Be the Best at Your Job and Still Have Time to Play, ISBN 0-452-28682-4
http://www.mind-map.ru/?s=29http://gorod1277.org/?q=content/pro-intellekt-karty-mind-mappingТребования к организации мастер класса: компьютер и проектор, 3 флип-чарта, заранее распечатанные Ментальные карты