Викторина по окружающему миру Вода, вода, кругом вода… (3 класс)
МОУ «Лицей»
ВИКТОРИНА
по окружающему миру
по теме:
«Вода, вода, кругом вода».
Учитель: Томилина С.Б.
ТЕМА: «Вода, вода, кругом вода»
ЦЕЛИ: 1. Закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира.
2. Развивать познавательную активность детей, воображение.
3. Расширять кругозор, интерес к предмету.
4. Развивать коммуникативность, умение работать в команде.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Ребусы.
2. Слова-путаницы.
3. Кроссворд.
4. Рисунок к сказке.
5. Таблица «Расход воды».
1. Организационный момент.
Ученики делятся на команды, дают им «водное» название, выбирают капитанов.
2. Ответы на вопросы, которые были объявлены заранее.
1. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70 %)
2. Какой обитатель океана дышит одной ноздрёй? (кашалот)
3. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
4. Кто клыками дно пашет? (морж)
5. Что такое «морская капуста»? (водоросли)
6. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
7. Какая река является самой длинной? (Нил)
8. Где зимуют раки? (в илистых берегах рек.)
9. Является ли пингвин птицей? (Да, он откладывает яйца, у него есть крылья.)
10. Какое животное ползает задом наперёд? (рак.)
11. Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой)
12. Есть ли птичье молоко? У каких птиц? ( у пингвинов)
13. Мечут ли икру кит и дельфин? (Нет, это млекопитающие, они рожают жизнеспособных детёнышей.)
14. Почему рыба быстро плавает? (У неё обтекаемая форма, позади неё не образуется завихрений, которые тормозят движение в воде. )
15. Сколько лапок у водомерки? (4)
16. У какой птицы крылья покрыты чешуёй? (у пингвинов)
3. Конкурсы.
1. Конкурс «Загадочный».
1) На свете нет ее сильнее. 6) Чем я только ни богата:
На свете нет её буйнее, Из меня готовят йод,
В руках её не удержать И консервы, и салаты.
И на коне не обогнать. (вода) Я расту в пучинах вод.(морск. капуст)
2) Плаваю под мостиком 7) Охраняю я природу,
И виляю хвостиком. Санитар озёр, болот!
По земле не хожу, Застоявшуюся воду
Рот есть, да не говорю. Очищаю каждый год. (ряска)
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (рыба)
3) На поверхность с мамой всплыв, 8) В белом бархате деревья,
Он позавтракал слегка. И заборы, и дома,
За минуту сразу выпил А как ветер нападёт –
Десять литров молока. (китёнок) Этот бархат опадёт. (иней)
4) Летит сова по синему небу, 9) Без крыльев – летит,
Крылья распластала, Без ног – бежит,
Солнышко застлала. (туча) Без паруса – плывет . (облака)
5) Одеяло белое, 10) Что за звёздочки сквозные
Не руками сделано, На пальто и на платке?
Не ткалось и не кроилось - Все сквозные, вырезные,
С неба на землю свалилось. (снег) А возьмёшь – вода в руке. (снежинки)
11) Висит за окошком кулёк ледяной, 12) Что бежит без прогону? (вода)
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
2. Конкурс «Где мы используем воду?».
Ведущий: В самом начале викторины мы выяснили, что пресной воды очень мало, всего 3% от общего количества воды. А живым существам её нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д.
Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся.
ВОПРОС: для чего ещё, кроме питья нужна вода человеку?
Работа в группах.
Детям предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».
Для чего нужна вода
Расход воды в день (л)
Умывание
10 л (+ 45 л туалет)
Купание
40 л (ванна), 95- 190л (душ)
Приготовление пищи
5л
Мытьё посуды
10 л
Стирка
15 л
Мытьё полов, окон
50 л
Полив цветов, огорода
100л
Вот как много воды мы тратим, а ещё загрязняем её. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Ответы детей. Прежде всего, в квартирах и домах не забывать закрывать кран; на отдыхе – не засорять, не загрязнять водоёмы, в промышленности человек должен делать очистные сооружения.
3. Конкурс капитанов.
1. Назвать сказки о воде, водных обитателях и т.д. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Садко», «По щучьему велению», «Русалочка», «Сказка о попе и работнике его Балде».)
2. С завязанными глазами нарисовать морское животное. Члены команды должны отгадать его.
3. Кто больше? Вспомните названия рыб. (Карась, окунь, карп, щука, осётр, сайра, лосось, белуга, тунец, сельдь и др.)
4. Конкурс песен.
Вспомнить и пропеть как можно больше песен о воде.
Ответы:
1. «Жил отважный капитан»;
2. «Вода, вода, кругом вода»;
3. «Бескозырка белая, в полоску воротник»;
4. «Море зовет, волна поёт»;
5. «Удивительный вопрос: почему я водовоз?»;
6. «Ты - морячка, я – моряк»;
7. «Приходи ко мне, морячка».
5. Конкурс «С улыбкой по стране». (работа с атласом или картой).
ВОПРОСЫ:
1) Какой приток реки Самары течёт по проводам? (Ток)
2) В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)
3) Какой приток Волги вытекает из пораненной берёзы? (Сок)
4) Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа)
5) В Калининградской области нет вулканов, но там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)
6) В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием: в нём всего полбуквы. Назовите её. (река Пола – пол-А)
6. Сказка – загадка «Вода и воздух».
Жили-были океан (у него было очень-очень много воды) и атмосфера – это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения, в воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения – водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об это воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым.
Загадка – вопрос : Почему раньше в океане и в воздухе никто не жил?
ОТВЕТ: Для жизни нужны и воздух, и вода. Без воды не проживёшь, как и без воды.
7. Конструктор.
За одну минуту необходимо составить новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове водомерка. Буквы можно повторять. (Дерево, вдова, мерка, ведро, река, вода, рама, дом, кора, мак, мода, рак, арка, кар, кара, род, овод, камера, мама.)
8. Отгадайте ребусы.
Д О М
С (Сом)
9. Путаница.
Посмотрите на эти семь слов, в которых перепутались буквы. Какие рыбы в них спрятались?
1. ТОРЕС – осетр; 4. ГЕМАС – семга;
2. БОВАЛ – вобла; 5. ЦЫБЕР – рыбец;
3. МЛИНА – налим; 6. ЗНААС - сазан;
7. ДУКСА - судак.
10. «Знай-ка». (основной блок вопросов)
1. Назовите три состояния воды. (пар, лед, жидкость.)
2. Почему капля круглая? (В падении капля принимает форму шара, так как шар имеет наименьшую площадь, а значит, и сопротивление при данном объёме.)
3. Сколько лучей у снежинок? (6)
4. Для чего нужен растениям снег? (Снег сохраняет растение от мороза.)
5. Почему лед плавает? (лед легче воды.)
6. Текут ли реки под землёй? (да, текут)
7. Как называется бьющий из-под земли фонтан кипятка и пара? (гейзер)
8. Как называется простейшее растение, которое встречается только в воде и служит пищей рыбам и водоплавающим? (водоросли)
9. Сколько на нашей планете океанов? (4)
10. Какой океан является самым большим, а какой - самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан.)
11. Белое, Красное, Жёлтое, Чёрное – что это? (названия морей.)
12. Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море)
13. Как называется начало и конец реки? (исток, устье.)
14. У какого водоёма бывают рукава? (река.)
15. Какую птицу море отучило летать? (пингвин)
11. Кроссворд.
1. По горизонтали: Водоём (Озеро)
3. Хищница. (Акула.)
5. Знаменитая минеральная вода. (Нарзан.)
ПО вертикали:
2. Речной обитатель с клешнями. (рак)
4. Суп из рыбы. (уха)
6. Древнейшее, самое глубокое озеро в мире с самой чистой водой. (Байкал.)
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
4. Подведение итогов.
13PAGE 15
13PAGE 14615