Гимнастика на основе фитнес-йоги для учащихся 4 класса
Пояснительная записка
Путь к здоровью, физическому и духовному,- сложный путь, поскольку он уникален, как и сам человек.
Школа будущего - школа завтрашнего дня. Сейчас в школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения, введена новая структура учебных дисциплин, новая система оценки результатов освоения обучающимися основных образовательных программ, концептуальный уровень которых отражен в ФГОС.
С этой целью используются инновационные педагогические технологии, основанные на личностно ориентированном подходе к образованию.
Многообразие видов упражнений и форм преподавания,индивидуальный подход,высокая результативность занятий с использованием адекватно подобранных упражнений,делают гимнастику,с элементами фитнес- йоги бесценным средством оздоровления.
Гимнастика,включающая элементы йоги, стретчинга, калланетики, пилатеса,аэробики и дыхательные упражнения,способствует гармоничному развитию физического,умственного и духовных начал в человеке.
Данный цикл занятий по гимнастике предназначен для учащихся начальной школы( 3 класс),где обучаются девочки и мальчики,и присутствуют все медицинские группы здоровья.
Младший школьный возраст-благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей.Особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких качеств ,как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных,временных и силовых параметров движений;равновесие и согласование движений;ритм;ориентирование в пространстве;скоростные способности(реакция и частота движений);выносливость к умеренным нагрузкам.
Цель для данного цикла занятий-
- мотивация к здоровому образу жизни учеников, посредством освоения основ содержания оздоровительной фитнес-йоги,
- развитию физических,интеллектуальных и нравственных качеств личности,
- освоение новых и совершенствование уже изученных упражнений в предыдущих классах.
Задачи:
- развитие двигательных и координационных способностей;
- развитие локомоторно- статических функций и разнообразных двигательных навыков,необходимых в быту,в учебном процессе и трудовой деятельности.
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями,применять их в целях отдыха,тренировки,повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- воспитание нравственных и волевых качеств,развитие психических процессов и свойств личности.
Новизной программы являются элементы фитнес йоги,самомассажа,дыхательной гимнастики,которые призваны “разбудить” адаптационные резервы,представляющие собой возможности клеток,органов,систем органов и организма противопоставлять различным нагрузкам,минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая эффективность деятельности человека.Под влиянием собственных усилий,эмоционального напряжения или при высокой мотивации деятельности человек способен во много раз повышать функциональную активность своих органов.В процессе адаптации формируется и совершенствуется система функциональных(биохимических,физиологических,психологических) резервов,происходит расширение диапазона скрытых возможностей организма.
Данный цикл предполагает его реализацию при двух часовом занятии в неделю в соответствии с дидактическими принципами.
Тематическое планирование
по гимнастике с элементами фитнес -йоги
(2 четверть)
4 класс
Распределение учебного времени прохождения программного материала по гимнастике
(14 часов)
№
п/п Вид программного материала Количество
часов
1. Основы знаний по йоге и фитнесу в процессе
урока
2. Классическая аэробика(базовая) 3
3. Фитбол-аэробика 2
4. Степ-аэробика 2
5. Фитнес-йога 5
6. Подвижные игры 2
Итого: 14 часов
№
урока Тема урока Элементы содержания Задачи урока Краткая аннотация
1. Классическая аэробика
(базовая)
1 час Правила Т.Б. на уроке.Строевые упражнения.Ходьба и бег в различных вариантах.Перестроение в три шеренги.ОРУ с гимнастическими палками.
Понятие ритма и акцентов в музыке.
Марш-ходьба на месте,с продвижением вперед,назад,по диагонали.
Приставной шаг-приставные шаги в сторону,по диагонали,по квадрату
”Виноградная лоза”-шаг правой в сторону,шаг левой назад-скрестно за правую,шаг правой в сторону,приставить левую.
Самомассаж.
Подвижная игра”Невод”.
Дыхательные упражнения. Развитие музыкального слуха.Научить простейшим движениям из классической аэробики,
умению самомассажем снять физическую и психическую нагрузку. При обучении аэробных шагов используется зеркальный показ,а также показ спиной к занимающимся, хлопки руками (на 2-4 -6-8).
В подвижной игре дать детям самим определить главные задачи,соответственно их роли.
2. Классическая
аэробика
1 час Строевые упражнения.Перестроения.
Ходьба и бег.ОРУ с мячами.
Перекат назад из упора присев,с касанием рук возле плеч, и перекат вперед в группировку сидя.
Повторение изученных шагов аэробики.
Подвижная игра”Охотники и утки”.
Самомассаж.
Психофизический релакс. Развивать координацию и ловкость,ритм и темп в музыке.
Закрепить изученные шаги. Аэробные шаги можно пробовать с музыкальным сопровождением
.Менять ритм и темп.
3. Классическая аэробика
1 час Строевые упражнения.Ходьба и бег(по диагонали,змейкой,
приставными шагами).ОРУ с обручами.Кувырки вперед, стойка на лопатках.
Повторение и изучение новых упражнений аэробики.
”Твист”-прыжки на двух ногах со скручиванием бёдер.
Выпад-вперед,в сторону,назад.
Махи ногами-в разных направлениях.
Подвижная игра”Перестрелка”.
Релакс.
Психофизичекий настрой на следующий урок. Развитие гибкости и координации движений,
прыгучести и ловкости.
Совершенствовать кувырки вперед. При разучивании выпадов и махов ногами,сначала пробуем с и,п.-руки на поясе.Затем можно включать руки в различных вариантах.Показ обязательно сопровождается подсчетом и методическим комментарием.Используется также
акцентируемый показ отдельных фаз движения.
4. Фитболаэробика
1 час Строевые упражнения.Ходьба и бег( противоходом, с измененим направления и скорости ).ОРУ под музыку(аэробика).
Теория:”Что такое фитбол-аэробика?”.Кувырок вперёд,назад через плечо.
Освоение техники базовых шагов в фитболе.
Приставной шаг.
Шаг -касание.
Марш.
Твист.
Выпад.
Стретчинг (растягивание мышц задней поверхности голени,для гибкости спины).
Самомассаж с помощью массажных мячей.
Подвижная игра:”Удочка”
Дыхательные упражнения.
Релакс. Развитие координационных способностей,чувства ритма,”Воспитание осанки”,чувства равновесия,прыгучести.
Совершенствование аэробных движений. После освоения базовых шагов , включаем партерные упражнения для развития силы мышц
,статодинамические упражнения(мяч в качестве упругого сопротивления),на баланс.Элементы йоги и стретчинга.
5 Фитбол аэробика
1 час Строевые упражнения(перестроения).
Ходьба и бег в различных вариантах.ОРУ(аэробные упражнения под музыку).
.Гимнастическая полоса
препятствий.(кувырки,лазанье,ползание,подлезанье).
Упражнения на фитболах.Повторение изученных и освоение новых упражнений.
Прыжок ноги врозь-вместе.
Махи ногами,
Подъём колена вверх.
Упражнение”Крокодил”,”Лошадка”
.Стретчинг-растягивание мышц голени,передней и задней поверхности бедра,поясницы.
Подвижная игра”Третий лишний”.
Релакс”.Оживлялки”-автор Ирина Васильева.”Ворона”,
Дыхательные упражнения”Насос”,
“Регулировщик”. Развитие гибкости,ловкости,чувства ритма и равновесия.Совершенствованиекоординации движений. Все упражнения
на фитболелучше выполнять перед зеркальной стенкой,
чтобы дети могли контролировать качество выполнения упражнений.
Те упражнения,которые представляют собой ритмическую часть,могут выполняться под соответствующую музыку.
6 Степ-
аэробика
1 час Строевые упражнения.Ходьба и бег в различных вариантах.Перестроение из двух шеренг в два круга.
ОРУ на фитболах.
Ходьба по бревну.
Техника безопасности на занятиях на степ-платформе.Ознакомление с основными подходами к степ-платформе.Основные исходные позиции.
Техника основных шагов.
Шаг базовый-основной.Подход :спереди.
Шаг v-step:основной.Подход:спереди.
Шаг -касание сверху и снизу.Подход сверху.
Шаг с касанием:попеременный.
Подход спереди.
Стретчинг.
Подвижная игра”Салки с мячом”.
Самомассаж.
Дыхательные упражнения.
Релакс. Развитие координационных способностей,воспитание смелости,укрепление мышц спины и опорно-двигательного аппарата. Разучивать упражнения
без движения рук.По мере освоения, включать движения руками в различных направлениях .Показ “зеркальный” и спиной к детям.
Постепенное освоение линейной прогрессией переходов от одного движения к другому без
построения связок.
7 Степ-
аэробика
1 час Строевые упражнения.
Бег по диагонали,противоходом ,”змейкой”.
ОРУ-танцевальная аэробика(повтор движений за учителем под музыку).
Степ-аэробика.
Повторение изученных движений и освоение новых.
Попеременное поднимание ног в сторону.И.п.-спереди.
Попеременное поднимание коленей.
И.п.-спереди.
Шаг через платформу.:попеременный.
Подход:
сбоку.И.п.-с левого бока степа.
Шаг выпады(подход сверху.
Стретчинг.
Подвижная игра”Охотники и утки”
Самомассаж.
Релакс. Совершенствование движений классической аэробики.Развитие чувства ритма и темпа,ловкости и выносливости.
Закрепление шагов степ-аэробики. Разучивание упражнений начинаем в медленном темпе.При совершенствовании увеличиваем темп,добавляем технику силовых упражнений
(гантели)
8 Фитнес-
йога
1 час Строевые упражнения.Ходьба и бег изученными способами.
ОРУ на степ-платформе.
Понятие о Хатха-йоге.
Техника безопасности выполнения упражнений (асан).
Тадасана-
исходное положение для всех поз стоя.Означает”незыблемый как скала”.
Пратхана-гармония с самим собой,увеличивает силу концентрации,состояния внутреннего покоя.
Солнечная поза-золотая чаша,достижение гармонии с природой
Пальма- таласана.растяжение всего позвоночника,способствует росту
Дерево-развитие вестибулярного аппарата.
Треугольник-улучшает эластичность позвоночника,исправляет искривления.
Воин-1-Вытяжение позвоночника
Воин 2-Растяжение мышц внутренней поверхности бёдер.
Бегун-развитие вестибулярного аппарата,чувства равновесия,тренирует мышцы ног и позвоночника.
Орел-укрепляет кости, мускулы и нервы ног.
Энергетический массаж.
Подвижная игра”Волшебный лес”
Психоэмоциональный спонтанный “танец”
Ознакомление детей с древнейшей системой оздоровления.
Развитие координационных способностей,чувства равновесия,укрепление опорно-двигательного аппарата,закрепление позы “Дерево” в игровой форме. Необходима
постепенность возрастания нагрузки.
в соответствии
с возрастом ,физическим состоянием и возможностями учеников.
Строгую последовательность поз,
чередование напряжения и расслабления мышц(создание определенных комплексов).
9 Фитнес-
йога
1час Строевые упражнения.Бег с изменением направления и скорости.
ОРУ на фитболах.
Повторение изученных поз.
Изучение поз в исходном положении сидя.
Дандасана-и.п. для поз сидя,Растягивает мышцы ног,вырабатывает правильную осанку.
Бабочка-тонизирует тазобедренные,коленные и голеностопные суставы.
Складка вперед-растягивает мышцы спины и бедер,тонизирует нервы позвоночника.
Бумеранг-растягивает стимулирует нервы и нервные сплетения,связанные с позвоночником.
Лодка-снимает нервное напряжение.
Шавасана -поза полного расслабления,релаксация.
Подвижная игра”Волшебный лес”.
Самомассаж. Развитие гибкости и координационных способностей.
Выработка
правильной осанки.Концентрации внимания и
воспитание нравственности. Закрепление изученных поз. В упражнения на фитболах,
по мере освоения основных движений, можно включать
гантели
(05 кг)
для развития мышц рук и пресса.
10 Фитнес-
йога
1 час Психофизический настрой.
Энергетический массаж.
Бег в различных вариантах.
ОРУ-классическая аэробика под музыку.
Изучение поз лежа.
Исходное положение-поза Алмаз.
Наклон вперед-(ашвини мудра).
Рыба-внимание на позвоночник.
Кролик-максимально растягивает мышцы спины и весь позвоночник.
Змея-укрепляет мышцы спины,увеличивает гибкость и подвижность шейных позвонков.
Черепаха-расслабляет всё тело.
Королевская кобра-активизируетсимпатическую нервную систему.
Ребенок (зародыш)-тренирует позвоночник.
Крокодил -релаксирующая поза.
Подвижная игра”Воины -колдуны”.Дыхательные упражнения:”почечный насос”,”мельница”.
Укрепление опорно-двигательного аппарата.
Растягивание
позвоночника
и суставных сумок.
Увеличение
емкости лёгких.
Закрепление изученных поз.
Психологический настрой
перед уроком очень важен.
Особенно если дети возбуждены.Есть много способов
настроить детей на предстоящую работу.А энергетический массаж можно делать весело.Даже стоя в шеренге(сам себе,с соседом справа и
слева).
11 Фитнес-
йога
1 час Строевые упражнения.
Психоэмоциональный настрой.
Ходьба и бег с изменением скорости.
ОРУ на степ-платформах под музыку.
Оздоровительный комплекс по фитнес-йоге.( 1 -я часть ).
Пратхана(молитва)
Активизация ладоней.
Солнечная поза.
Энергетический массаж.
Пальма.
Сеятель.
Наклоны вниз
Почечный насос
Мельница.
Дыхание для снятия нервного напряжения
Ворон
Дерево
Бегун
Орёл
Шавасана-полный релакс.
Подвижная игра”Воины-колдуны”.
Самомассаж.
Укрепление опорно-двигательного и вестибулярного аппарата,развитие концентрации и внимания.Выработка правильной осанки.Закрепление правильности выполнения позы”Дерево”. Музыку подбираем
по возможностям ребят.
для степ-аэробики(темп,ритм)
.Для комплекса по фитнес-йогеесть специальныемузыкальные произведения Баха,
Вивальди,Китаро,
Генделя.космическая и релаксирующая музыка.
12 Фитнес-
йога
1 час Строевые упражнения.
Построения и перестроения.
Бег приставными шагами,противоходом,”змейкой”
ОРУ на фитболах.
Оздоровительный комплекс по фитнес-йоге (2-я часть).
Дандасана-исходное положение для поз сидя.
Гребец
Бабочка
Алмаз
Гора
Ребёнок
Верблюд
Черепаха
Божественная поза
Замок
Кошечка”злая”
Кошечка”добрая”
Поза герой
Наклон вперёд
Наклон назад(супта вирасана)
Релаксация(шивасана)
Подвижная игра”Террариум”(закрепление позы”Кобра”.
Дыхательные упражнения.”Паровозик” Выработка правильной осанки.Укрепление мышц спины,Растягивание позвоночника.Укрепление костей и нервов ног.
Стимуляция внутренних органов.Развитие коммуникативных способностей и чувства дружбы. Игра
“Террариум”,придуманная
мной.
Описание:
все дети входят в образ змей, кобр, ужей.т.е-ползающих.По сигналу учителя все
“змеи”расползаются в различных направлениях,делают змеиные “клубки”
наползая друг на друга.Затем учитель дает три свистка с интервалом по одной секунде.За это время дети должны приползти на “совещание змей” и принять позу “кобра”по линии центрального круга.
Учитель отмечает самую “мудрую” змею.(правильно и вовремя занявшую место за”столом”).
13 Фитнес- йога 1 ч.
Строевые упражнения.
Ходьба и бег в различных вариантах.
Ходьба по бревну приставными шагами,ползание по гимнастической скамейке.
ОРУ на степ-платформе.с силовыми элементами.
Дыхательные упражнения.
Комплекс фитнес-йоги (3 -часть).
Ритмическое дыхание
ДандасанаВелосипед
Ножницы
Лодка
ПолусвечаМостик
Рыба
Змея
Кобра
Лук
Релаксация(под музыку,пение птиц,звуки природы и т.д.)
Активизация ладоней
СамомассажПодвижная игра”Зоопарк”
Психоэмоциональный настрой на следующий урок.
Развитие силовых возможностей,
гибкости позвоночника,подвижности суставов,укрепление мышечного корсета.Тренировка равновесия и вестибулярного аппарата.
Закрепление
позы “Орёл” в
подвижной игре.
Развивать
силовые возможности
можно на степ-платформе с гантелями или бодиартами.
Перед обучением сложных асан, надо
сначала развить у детей хорошую гибкость позвоночного столба.
Подбирая музыку для релакса спросить ребят как они будут реагировать на различные звуки природы птиц и т.д.
14 Фитнес-
йога
1 час Строевые упражнения.
Бег по диагонали,”змейкой”,противоходомприставными шагами.
ОРУ -ритмическая гимнастика.
Комплекс хатха-йоги развивающий гибкость позвоночника,улучшающий осанку.
Пальма
Дерево
Орел
Треугольник
Алмаз
Божественная поза
Замок
Гора
Ребенок
Лебедь
Верблюд
Скручивание позвоночника из
положения лежа
ПолусвечаПлуг
Рыба
Мостик
Змея
Кобра
Саранча
Золотая рыбка
Лук
Шавасана(релакс) Совершенствование двигательныхнавыков в ритмической гимнастике.
Развитие
позвоночного столба,
коммуникативных способностей,
воображения,
мимику.Профилактика нарушений
опорно-двигательного
аппарата. Комплексы
можно миксовать по своему усмотрению,
исходя из задач урока.
не забываем
о расслаблении.
В процессе совершенствования поз
можно давать парную и групповую фитнес-йогу
разделив класс на группы.
Можно дать задания в соревновательной форме,чтобы повысить интерес детей к выполняемым асанам.
Анализ полученных результатов.
Сравнивая обычные уроки по гимнастике с уроками с элементами фитнес- йоги,можно сделать следующие выводы:
- увеличилась гибкость позвоночника,подвижность суставов,сухожилий,исправляющие осанку,сутулость;
- укрепился мышечный корсет(тонические мышцы спины,груди,живота),что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата;
- получены знания о ЗОЖ и правильном питании;
- развилась моторика;
- улучшилась координация движений,пространственные представления;
- тренировка равновесия и вестибулярного аппарата;
- улучшилась концентрация внимания и воображение;
- в большей мере развились коммуникативные способности,нравственные стороны личности;
- в процессе занятий дети получили навыки релаксации,правильного дыхания(профилактика тонзиллита и бронхита;
- навыки самомассажа и психофизической настройки.