ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

О.А. Дунаевская,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория,
МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9»,
г. Набережные Челны

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ЗАНЯТИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

Многие из вас наверно в своей жизни не раз слышали такие выражения «В здоровом теле здоровый дух», «Береги здоровье смолоду».
Эти выражения отражают необходимость укрепления здоровья человека с первых его дней жизни. На протяжении веков появляются все новые виды физической культуры, совершенствуются методы тренировок и организация проведения спортивных соревнований, но сохраняется исходная задача формирование и воспитание гармонически развитого здорового человека.
Здоровье – это состояние не столько отсутствие болезни, сколько возможности организма обеспечить динамическое развитие в жизнедеятельности, при котором происходит устойчивый процесс формирования, сохранение и развитие биологических, физиологических, психических, социальных функций человека, а также их оптимальное уравновешивание, как между собой, так и с окружающей средой, что обеспечивает максимально активно продолжительность жизни человека.
Известно, что эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения их здоровья. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать активные занятиях
Необходимым условием развития и становления личности школьника является достаточная двигательная активность.
Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82–85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя), в основном сидя за компьютером. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 %. Современная школа требует от школьников значительных физических и психических усилий. Статистика последних лет безжалостна – последние 10-15 лет сохраняется тенденция ухудшения здоровья детей. Отклонения в состоянии здоровья отмечаются более чем у 70% детей в возрасте от 7-18 лет. Количество здоровых детей всего около 3%. Наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, патология костно-мышечного аппарата, заболевания пищеварительного тракта. За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, расстройства центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала.
Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном труде, – это активная физическая деятельность.
Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм о сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается человеческий организм, а особенно подростковый, для нормального функционирования, для укрепление здоровья и хорошего самочувствия.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья воспитанников.
В объединении «Танцевальная аэробика» я использую такие здоровьесберегающие технологии как фитнесс-технологии, основанные на комплексе гимнастических упражнений, который состоит из танцевальных связок подобных элементов в танце (базовых шагов), и выполняются эти базовые элементы под современную танцевальную музыку, а так же различную ходьбу, прыжки, подскоки, силовые упражнения. Все это направлено на развитие физических качеств человека (гибкость, силу, выносливость).
Такие занятия позволяют детям не только укрепить свое здоровье, подтянуть фигуру, но и, больше времени проводить вместе со своими сверстниками, выплескивая энергию в позитивные эмоции.
В общем виде занятие аэробикой состоит из следующих основных фаз:
разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка.
Каждая фаза решает свою определенную задачу оздоровительного занятия:
- вводная часть или разминка – это упражнения, способствующие разогреванию мышц и суставов, формированию правильной осанки, улучшению работы органов дыхания;
- основная часть – это упражнения, направленные на комплексное развитие двигательных качеств необходимых занимающемуся, тренировку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- заключительная часть – это упражнения релаксационного характера, которые позволяют организму восстановиться после физических нагрузок.
Выделяют следующие направления в фитнес индустрии:
классическая и танцевальная аэробика, степ-аэробика, силовая аэробика (функциональный тренинг), спиннинг, бодибаланс, беллиданс, фитболы. слайд-аэробика и многие другие современные направления.
В образовательной программе я реализую следующие направления по аэробике:
- классическая и танцевальная аэробика, на занятиях разучиваются элементы танцев различных стилей, которые обогащают двигательный опыт и повышают культуру движений. Танцевальная аэробика привлекательна, эмоциональна и высокоэффективна для развития координационных способностей. На занятиях спортивной аэробики дети учатся культуре движений, чувству ритма, развивают слух, приобретают пластичность, умение неординарно мыслить и относиться к занятиям творчески.
- степ-аэробика позволяет комплексно развивать у занимающихся двигательные качества, благоприятно воздействует на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы;
- силовая аэробика (функциональный тренинг) позволяет не только тренировать основные системы организма, но и акцентировать нагрузку на отстающих в развитии отдельных группах мышц, исправить дефекты телосложения, нормализовать вес, укреплять мышцы. Функциональный тренинг- это способ увеличить координацию, мышечную силу и выносливость - и, в конечном счете, строить тело, более приспособленное для повседневной жизни.
- занятия с элементами йогалатеса и силового стретчинга помогают развивать силу и гибкость мышц, связок и суставов. Это различные динамические и статические позы, дыхательные упражнения, упражнения на стретчинг и расслабление, релаксацию всего организма в целом. Они очень эффективны для снятия стрессового воздействия на позвоночник. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным.
Данные программы выполняют различные цели:
кардио-тренировка,
коррекция лишнего веса,
повышение тонуса и рельефа мускулатуры,
балансирование и растяжение гибкости мышц.
Ещё одна реализующаяся в рамках занятий здоровьесберегающая технология – это технология обучения здоровому образу жизни. Провожу индивидуальные консультации и родительские собрания, на которых ведутся беседы:
о режиме и гигиене ребенка,
о здоровом правильном питании,
о том, как укрепить и сберечь свое здоровье и т.п.
В детском коллективе провожу воспитательные мероприятия, направленные на укрепления ЗОЖ. В рамках декады акции «Молодежь против наркотиков» в группах мы просматриваем и обсуждаем видеоматериалы (фильмы и мультфильмы), обучающего характера. Воспитанники на протяжении всего учебного года постоянно принимают активное участие в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, декадах.
В целях предупреждения несчастных случаев регулярно провожу лекции с воспитанниками на тему “Безопасность и здоровье каждого”, где дети знакомятся с техникой безопасности и правилами поведения на занятии, с правилами личной безопасности, проверяются знания правил дорожного движения.
Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет.
Доказано, что школьники, ведущий активный образ жизни, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают. Детям в подростковом возрасте свойственно активное развитие на фоне общей неуравновешенности, поэтому на данном этапе занятия аэробикой поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и концентрации, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и одновременно повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни. Танцевальная аэробика – это один из мощнейших способов борьбы с гиподинамией. Под музыкальное сопровождение девочки на занятиях активно двигаются, что приводит к положительному влиянию на психическое и эмоциональное состояние подростков. Они приобретают смелость, открытость, познают себя и свои возможности.
При систематических занятиях оздоровительной аэробикой происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья. Задача педагога – направить энергию воспитанников на созидание, на укрепление здоровья, следования здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.
Занятия танцевально-оздоровительной аэробикой – это один из мощнейших способов борьбы с гиподинамией, так как ребята на занятиях активно двигаются. В дни, свободные от занятий, воспитанницы выполняют домашние задания: это может быть заданный комплекс упражнений или творческое задание (придумать танец или комбинацию под заданную музыку).
Для предупреждения перетренированности детей на занятиях большое внимание уделяется восстановительным упражнениям, в частности, релаксации. Как правило, высокий уровень мышечного напряжения у детей проявляется в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения проводятся под спокойную музыку (звуки природы). Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Например, упражнение “Мышечная релаксация по представлению”
1 этап: лечь удобно и расслабиться.
2 этап: прочувствовать и «осмотреть» своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла. Последовательно: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап: ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.
Вводная часть перед каждым настроем: дети ложатся на гимнастические коврики. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.
Ведущий. «Закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Дайте своим ногам и рукам отдохнуть, вытяните и расслабьте их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать»
Или упражнение «Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас «надувают» и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарики поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик (пауза). Обдувает шарик , ласкает шарик Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
В заключение следует отметить, что фитнес-технологии пронизывают и обновляют содержание всех видов физической культуры (физкультурное образование, физкультурную рекреацию, физкультурную реабилитацию, спорт), и, в то же время, они интегрируют всё наиболее эффективное из них для оздоровления человека.
Список литературы
Григорьев В.И., Симонов В.С. Стратегия формирования индустрии рекреации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 208 с.
Моченов В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. 24 с.
Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях: монография. СПб.: Образование, 2008. 301 с.
Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория и практика физической культуры: науч.-теор. журнал. 2011.08. С. 6 – 10.