Организация исследовательской деятельности школьников как приоритетное направление работы с одаренными детьми
В.Ф. Симаков
МБОУ «Жарынская средняя школа»,
учитель химии, географии
Организация исследовательской деятельности школьников
как приоритетное направление работы с одаренными детьми
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить.
А. Дистервег Приведенные в эпиграфе мудрые слова Дистервега не перестали быть актуальными и значимыми для педагога сегодняшнего времени. В них отражена основная идея взаимодействия ученика и учителя в учебном процессе.
Отмечу особую эффективности исследовательской деятельности учащихся. Она дает действительно высокие конечные результаты в формировании универсальных учебных действий. В ней очень четко и ярко прослеживается системно-деятельный подход в организации учебного процесса. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе современного образования. Метод исследования – это один из основных методов работы с одаренными детьми.
Ученическое исследование - это маленькое самостоятельное открытие учащимися научных закономерностей. Поскольку ребенок проходит практически все этапы настоящей научной работы самостоятельно, а учитель лишь направляет эту деятельность, поэтому она ценна возможностью раскрыть и развить творческие способности школьника.
Исследовательская деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над исследовательскими проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Это происходит при соблюдении основных принципов организации исследовательской деятельности, которые я непременно учитываю в своей практике:
Добровольность участия в исследовательской деятельности. Принуждение должно быть полностью исключено. При этом понятно, что учитель может вести работу по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность. Желательно, что бы прослеживалась тенденция к увеличению доли учащихся, принимающих участие в исследовательской деятельности. К этому ведет демонстрация успешных конечных результатов исследовательской работы.
Научность исследовательской деятельности. Школьники должны не играть в науку, а воспринимать себя как исследователей, занимающихся научным познанием, правильно осознать все этапы научного поиска, выполнять их самостоятельно.
Общественно полезная направленность исследовательской деятельности учащихся. Ребята должны быть уверены, что результаты их работы представляют интерес не только для них самих, но и для окружающих, носят в определенной степени социально значимый характер и принесут пользу окружающим.
Учет психологических особенностей школьников, включенных в исследовательскую деятельность.
Принцип непрерывности, суть которого состоит в том, что между всеми этапами организации и выполнения исследовательской деятельности должна быть преемственность.
Принцип личностно-деятельного подхода к исследовательской деятельности. Этот принцип означает, что ученик должен учиться сам, а учитель – призван включать его в деятельность, которая интересует учащегося и является доступной и развивающей для ученика.
Наибольшие возможности вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность учитель имеет при организации внеурочной и внеклассной работы по своему предмету. Элективные курсы, предметные кружки – наиболее распространенные формы такой работы. Уже тот факт, что учащиеся приходят сюда добровольно, по своим интересам, создает благоприятную среду для вовлечение школьников в исследовательскую деятельность.
Организация исследовательской работы учащихся в школе имеет поэтапный характер.
1 этап. Учителю необходимо хорошо знать своих ребят, их интересы и возможности. Это позволит определить возможные темы исследований для учащихся. Темы исследовательских работ никогда не даю в готовом сформулированном виде, а лишь выделяю направления и главные мысли в форме проблемных вопросов, которые непременно должны заинтересовать ребят. На этом этапе происходит определение направления будущей исследовательской деятельности. Очень важно на данном этапе соблюдать следующие условия:
- темы должны вызвать у школьников интерес, быть актуальными, по возможности связанными с окружающей действительностью, иметь определенную социальную значимость;
- темы должны показать целесообразность изучения того или иного материала, полезность тех или иных знаний и умений;
- темы должны показать школьнику, что у него есть определенный запас знаний по данному вопросу, но этого явно недостаточно и вызвать желание и научить его работать с самыми разнообразными источниками информации: интернет, учебная и научная литература, средства массовой информации и др.;
- темы должны создавать возможность для школьников применять имеющиеся у них предметные знания в практическом исследовании в новой для них ситуации;
- темы должны формировать у школьников умения выполнять анализ и синтез, обобщения и конкретизацию, способность делать обоснования, выводы, письменное оформление полученных результатов и др.;
- темы должны формировать у школьников качества научного мышления;
- темы должны учитывать индивидуальные особенности школьников.
В окончательной формулировке темы стараюсь как можно больше дать самостоятельности ученику, сделать его автором темы.
2 этап. Теоретическая разработка темы и составление планы дальней деятельности. Этот этап включает решение следующих важнейших вопросов:
- осмысление и обоснование актуальности и значимости выбранной темы исследования на различных уровнях: государственном, региональном, местном;
- постановка проблемы, вытекающей из темы исследования;
- определение предмета и объекта исследования;
- формулировка цели работы;
- постановка конкретных задач, вытекающих из темы и цели исследовательской работы;
- выдвижение гипотезы (предположения) по результатам исследования;
- определение содержания исследования, отбор методов исследовательской работы, описание методики проводимых экспериментов;
- обзор различных источников информации, освещающих тему и проблему исследовательской работы.
3 этап. Организация и проведение практических действий, эксперимента. В ходе этого этапа следует обратить внимание на:
- точность соблюдения техники проведения эксперимента, его наглядность, доступность в проведении в имеющихся условиях;
- сбор и накопление данных, полученных цифровых результатов опытной экспериментальной работы, их предварительную фиксацию.
4 этап. Анализ, синтез, обобщение, сравнение, выводы по полученным результатам в ходе проведенной экспериментальной работы. Все это оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Формулируется окончательный вывод по проведенной экспериментальной работе, который отражает выполнение поставленных задач и целей работы.
5 этап. Оформление исследовательской работы. Как правило, это бывает реферат, доклад, презентация. К данной работе прикладываются фото, видеоматериалы, другие виды приложений.
6 этап. Практический выход по результатам исследовательской работы. Публичное представление исследовательской работы перед аудиторией на различных уровнях. Это очень важный финальный завершающий этап. Он показывает учащимся значимость проведенной ими работы, закрепляет желание участвовать в дальнейших исследованиях, развивает самостоятельность и публичность.
В моей практике учащиеся представляли свои исследовательские работы на школьных и межшкольных научных конференциях, выступали перед родителями и педагогами на общешкольных собраниях, на районном семинаре директоров сельских школ, проходившем на базе нашего образовательного учреждения. Мы также принимали участие в конкурсах и конференциях по исследовательской деятельности школьников районного и областного уровня.
Результаты нашей исследовательской деятельности за 2014-2015 годы приведены в нижеследующей таблице.
Год Фамилия,
имя учащихся Тема исследовательской работы Уровень Результат
2014 Митрошина Ксения, 8 класс Конкурс детского творчества «Защити озоновый слой и климат Земли».
Представлена исследовательская работа «Слой озона сохраним, нашу Землю защитим!», номинация «Плакаты» Рославльский район Призёр, диплом
2014 Якубович Юлия,
11 класс Конкурс детского творчества «Защити озоновый слой и климат Земли».
Представлена исследовательская работа « Озоновый слой и климат Земли», номинация «Рефераты» Рославльский район Победитель, диплом
2014 Воробьёва Марина,
9 класс Конкурс детского творчества «Защити озоновый слой и климат Земли».
Представлена исследовательская работа «Разрушение озонового слоя: история вопроса»», номинация «Рефераты» Рославльский район Призёр, диплом
2014 Митрошина Ксения, 8 класс Конкурс детского творчества «Защити озоновый слой и климат Земли».
Представлена исследовательская работа «Слой озона сохраним, нашу Землю защитим!», номинация «Плакаты» Областной Призёр, диплом
2015 Воробьёва Марина, 9 класс,
Матвеева Наталья,
11 класс Районная научно-практическая конференция учащихся «Шаг в будущее», секция естественных наук.
Представлена исследовательская работа «Сравнительный анализ воды из питьевых источников населенных пунктов Жарынского сельского поселения». Рославльский район Победители, 1 место, дипломы, денежная премия
5 тыс. рублей.
Данную работу организую и провожу в основном на элективных курсах (предметах) в 9-11 классах, при организации внеклассной работы с учащимися по химии и географии. На протяжении последних пяти лет постоянно веду элективные курсы (предметы) по химии в 9-11 классах, а также кружок по географии «Географический клуб «Путешествуем по Белу свету …». Такая сложившаяся внеурочная система по предмету позволяет:
- углублять и расширять знания учащихся по моим предметам;
- развивать интерес учащихся к учебному предмету и исследовательской деятельности;
- развивать творческие возможности учащихся;
- прививать интерес к самостоятельным занятиям по химии и к исследовательской деятельности;
- воспитывать и развивать инициативу и творчество;
- углублять теоретическую подготовку школьников по преподаваемым предметам;
- знакомить, использовать и применять на практике доступные методы научных исследований; - формировать умения учиться: осмысленно работать с химическими, географическими научными текстами, подбирать способы решения поставленных задач, осуществлять самоконтроль в учебной деятельности, систематизировать знания, выполнять конспектирование и др.; - знакомиться с широкими возможностями применения исследовательских методов в различных областях человеческой деятельности, формировать профессиональные интересы обучающихся; - привлекать школьников к решению различных прикладных задач с широким использованием компьютерных технологий.
В заключении хочу отметить наиболее важные последовательные шаги каждого педагога, кто хочет реально и успешно включить своих учеников в исследовательскую деятельность:
1.Изучить методическую литературу и интернет ресурсы по организации исследовательской деятельности школьников.
2.Ознакомиться с опытом по организации исследовательской деятельности по своему предмету, как в интернете, так и у коллег своего педагогического коллектива.
3.Проанализировать свой личный педагогический опыт по предмету и во внеурочной деятельности, особо выделив свои достижения и успехи.
4.Обязательно внедрите в свою педагогическую практику организацию кружковой работы по предмету, проведение элективных курсов и предметов в 9-11 классах. Со временем разработайте авторские программы занятий предметных кружков и элективных курсов с учетом условий, в которых Вы работаете.
5.Проводите анализ результатов исследовательской деятельности Ваших учеников, отмечайте темы, которые были выбраны и которые оказались не востребованными.
6.Используйте в своей работе презентации созданные учениками, пропагандируйте достижения и положительные отзывы на работы своих учащихся перед родителями, другими школьниками.
7. На основе анализа результатов спланируйте свою дальнейшую работу по организации исследовательской деятельности школьников по Вашим предметам.
Исследовательская работа – это активная теоретическая и практическая деятельность учащихся, которая будоражит мысль, формирует подвижность ума, приучает к творческому и критическому осмыслению знаний.