Гуманизация профессиональной деятельности преподавателя как фактор духовно-нравственного воспитания студентов

Гуманизация профессиональной деятельности преподавателя
как фактор духовно-нравственного воспитания студентов
Людмила Геннадиевна Инёшина., к.п.н.,
преподаватель ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»,
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Современный этап развития государства и общества, характеризующийся значительными социально-экономическими преобразованиями, гуманизацией общественно-экономических отношений, заставляет нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Образовательные учреждения призваны формировать целостную систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за ее результат. Но в условиях модернизации российского образования главным в воспитании является формирование у обучающихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовно-нравственных качеств личности, способности к успешной адаптации к социально-экономическим условиям современного общества и самореализации на основе целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе. [7,с.155]
Потребности современного общества, новый рынок труда определяет необходимость исследования динамических изменений педагогической деятельности учителя как личности, ориентированной на жизненную и профессиональную активность, которая помогает совмещать требования и цели педагога с возможностями, желаниями и целями студентов. В техникуме имеются группы, где обучаются дети-сироты, поэтому в своей педагогической деятельности мы учитываем и эту категорию обучающихся, направляя свои усилия на создание в педагогическом процессе необходимых условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности обучающегося. Гуманизация педагогической деятельности ориентирована на жизненную и профессиональную активность личности, которая предопределяется сущностью актуально значимых свойств и потенциальных возможностей человека: сформированностью работопотребности и наличием работоспособности. [1,с.130]
Деятельность педагога может характеризоваться как гуманистическая, если она является:
- ценной для общества, направившего учителю социальный заказ на подготовку подрастающего поколения. Эта деятельность ответственна, так как от неё зависит судьба и жизнь каждого обучающегося;
- профессиональной, что означает: педагогической деятельностью способны заниматься взрослые, специально подготовленные в учреждениях профессионального педагогического образования;
- обеспечивающей усвоение студентами нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
- формирующей эстетическое отношение к действительности;
- укрепляющей здоровье обучающихся, развитие их физических сил и способностей.
Гуманитарное образование, становясь важнейшим фактором понимания и осмысления происходящих перемен, не может стать панацеей от всех проблем. Но оно может:
- дать систему объективных научных знаний о человеке, культуре, социальных ценностях, моральных и правовых нормах;
- способствовать формированию мышления, которое ставит в центр социальных ценностей человека, его жизнь, его права, его здоровье;
- сформировать социально-ответственное поведение (в бытовой, экономической, социальной и др. сферах), где четко различаются границы допустимого и недопустимого поведения.
В новых условиях мотивируется ориентация преподавателя на гуманизацию своей педагогической деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание студентов. В современной педагогической науке понятие "духовность" до конца не осмыслено. В обыденном педагогическом сознании его отождествляют с нравственностью, интеллигентностью, богоискательством, любовью к старине. Под "гуманистической духовностью" понимают отраженную в гуманистических идеях причастность личности к миру во всех его проявлениях.[3,с.45]. Гуманизм является ступенью на пути формирования духовности, он, безусловно "очеловечивает" систему отношений человека с миром, систему его связей с природной, социально-культурной и духовной сферами бытия, уча любить "мир и то, что в мире", ценить его по достоинству.[2,с.12] Раскрытие понятия «гуманность» обусловливает необходимость следующего шага – формулировки качеств гуманного человека в целях, функции и содержании социально-гуманитарного образования, начиная с дошкольного возраста и заканчивая постдипломным обучением. Здесь закладываются принципиально важные идеи: только гуманный человек может противостоять угрозам разного рода тоталитаризма, экстремизма, киборгизма; только гуманные люди в своих социальных взаимодействиях могут образовать (создать, построить) гуманное, здоровое общество с минимальными социальными патологиями. Возможные пути обретения духовности обучающимися преподаватели называют художественное образование - приобщение к литературе, искусству, музыке, этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного ("человеческого") цикла. [7,с.155]
Для поворота студентов к духовности преподаватель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. В связи с этим возникает задача психологической перестройки кадров, их соответствующей психолого-педагогической подготовки, развития профессионально-педагогической направленности.
Педагог, работающий в русле гуманизации своей профессиональной деятельности, должен направить свой потенциал на помощь обучающимся, сделать их достоянием личные открытия в духовно-нравственной области, попытаться определить свои перспективы, место в жизни, задуматься над тем, что такое человек, в каких взаимоотношениях он находится с окружающим миром, в чём смысл его существования, каким он должен быть. Психолого-педагогическая поддержка позволяет студентам осмыслить духовно-нравственные понятия добра и зла, жизни и смерти, любви и красоты. [6,с.4]
Каждый человек, занимающийся воспитанием, должен сам для себя понять и осознать основные принципы нравственности. В этом процессе всегда есть что-то личное. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие обучающимся ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с учащимися. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если преподаватель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником. Сущностью гуманистической направленности ценностных ориентаций педагога является его приоритетная ориентация на ценность личности - себя и другого человека. Отсюда следует, что в структуре гуманистических ценностных ориентаций "самоценность" и "принятие другого человека" должно занимать приоритетные позиции. Обновление содержания и структуры работы преподавателя по духовно-нравственному воспитанию учащихся должно быть мотивированным и соответствовать возможностям укрепления конструктивного взаимодействия внутреннего мира личности с внешней жизнедеятельностной средой,.гуманизировать профессиональную деятельность педагога в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся могут преподаватели с активной жизненной и профессиональной позицией, с мотивацией на потребность научно обоснованного обновления содержания и структуры духовно-нравственного воспитания обучающихся.[5,с.2] За основу можно взять следующие личностные качества педагога, которые представляются нам самыми главными:
Во-первых, любить студентов такими, какие они есть. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
Во-вторых, уметь понимать обучающихся, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда же тот поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания, а о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает в его внутренний мир – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремиться быть таким для преподавателю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы несут в себе личностные черты учителя, его оценки.
Обобщая сказанное, можно констатировать, что гуманизм личности учителя, предопределяемый степенью его педагогической одаренности, является основным фактором результативности духовно-нравственного воспитания на основе ценностного содержания знаний. Он складывается из таких характеристик, как творческое мышление, диалоговое общение, "преобразовательные способности", педагогическая рефлексия, положительные этические качества, высокие нравственные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям). Особое значение имеет соотношение и взаимосвязь гуманизма и духовности в их педагогической интерпретации. При этом сущностью гуманистической направленности ценностных ориентаций педагога является их приоритетная ориентация на ценность личности.
Итак, эффективное осуществление системы воспитания обучающихся среднего профессионального образования во многом зависит от гуманистической направленности личности преподавателя. Гуманный педагог, приобщая учащихся к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для обучающихся знания не существуют без учителя, только через любовь к своему преподавателю входит он в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Учительство – это особая судьба, по природе своей несущая людям красоту, добро, созидающая самого человека.
Литература
1.Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования. М.:- 1998.- 130 с.
2.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика.1997.-4.-С.12-14.
3.Власова Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.-2.С.45.
4.Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.– М., 1994.– С.77-78.
5.Краевский В.В. Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки// мир образования – образование в мире.-2001.-С.2
6.Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№6.-С.3-6.
7.Субетто А.И. Гуманизация российского общества (Авторская концепция).- СПб.- М., 1992.-155 с.

Заголовок 115