Педагогический проект на тему Верёвочный курс инновационное направление в воспитательной среде
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Краевой политехнический колледж»
Номинация «Инновации в воспитательной системе СПО»
Педагогический проект
Верёвочный курс инновационное направление в воспитательной среде
Сроки выполнения проекта: январь 2016 г.- апрель 2016 года
География проекта (сфера реализации): студенты Октябрьского филиала ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»
Разработчик проекта:
Мухарамова Галина Витальевна, преподаватель
Чернушка, 2016
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника. Важным направлением деятельности колледжа является воспитательная работа. Студенческому совету было предложено обучиться и провести верёвочный курс для девятиклассников Октябрьского района.
Веревочный курс — активный тренинг, длительностью от одного до четырёх дней, направленный на улучшение навыков командного взаимодействия, командообразование, а также используется как один из элементов тренингов личностного роста.
Верёвочный курс одна из педагогических технологий, которая помогает в формирование компетенций:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – сформировать общие компетенции у студентов через организацию и проведения верёвочного курса.
Для достижения цели проекта необходимо выполнить задачи:
создании чувства единства коллектива, организованности и сплоченности;
обучении эффективного взаимодействия между студентами;
выработке доверия и понимания в команде;
сплочении команды;
повышении мотивации к учёбе у участников верёвочного курса;
дать возможность будущим абитуриентам почувствовать поддержку и взаимовыручку студенческого братства.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе студенты начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий.
"Веревочный курс – это командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает: выработку стратегии группой, творческий подход, самовыражение, результативное лидерство, уверенность в себе, решение проблем, преодоление себя. На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над сплочением студенческого актива.
Необходимо соблюдать все условия выполнения "Веревочного курса".
1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.
2. Упражнения выполняются под руководством студента, хорошо знакомого с "курсом.
3. Время на подготовку задания не ограничено.
4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере.
Познание через собственный опыт:
Когда мы слышим или читаем о чем-либо или слушаем лекцию о чем-нибудь, обычно мы запоминаем примерно 10% информации, а через некоторое время у нас остается и того меньше. Познание через собственный опыт подразумевает самостоятельное выполнение того или иного действия, а не простое получение информации о нем. Таким образом, студенты хорошо и надолго запомина наше поведение и реакцию.
Несколько уровней познания:
В большинстве учебных программ участник познает что-либо сначала на умственном (ментальном) уровне. Затем он реагирует на познанное на эмоциональном уровне. Участник познает также и на физическом уровне. Комбинация ментального, эмоционального и физического уровней познания дает человеку уникальный опыт.
Разрыв ментально-эмоционального цикла:
Люди часто попадают в так называемый ментально-эмоциональный цикл: сначала человек, видя или слыша что-либо, реагирует эмоционально на это. Затем человек анализирует свою реакцию, затем реагирует на только что произведенный анализ (мысль), затем анализирует свою новую реакцию, затем снова реагирует и т.д., и т.д. В результате человек обескуражен и уверен, что ему никогда не решить проблемы. Он никогда не предпринимал действия. Физическое действие поможет разорвать цикл. В процессе познания на физическом уровне ментально-эмоциональный цикл никогда не разовьется. Более того, если участник уже находится во власти цикла относительно определенной ситуации, проблема может быть решена предприятием физического действия или участием в определенном веревочном курсе.
Человек действует одинаково в схожих ситуациях:
Если человек действует определенным образом, являясь участником группы, решая проблему, проявляя лидерские качества, например, то, вероятнее всего, он будет вести себя таким образом везде, где бы ни случилась подобная ситуация - в школе, в офисе, дома в семье или во время Веревочного Курса. Если человек испытывает трудности в работе с другими в школе, на работе, дома, то он испытает те же трудности, участвуя в В.К. То же касается трудностей в самовыражении, лидерстве, доверии. Упражнения В.К. были созданы таким образом, чтобы участники испытали те же самые чувства и, главное, увидели свои проблемы, чтобы сделать первые шаги на пути их решения. В.К. дает шанс взглянуть на самого себя. Верёвочный курс. - это кусочек Вашей обычной жизни, вынесенный за ее пределы и облеченный в форму игр и упражнений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Верёвочный курс адаптирован для выпускников девятых классов. В курс входит восемь заданий направленных на сплочения коллектива, взаимодействие между студентами колледжа и школьниками, а так же привлечение к здоровому образу жизни. В проекте приняли участие четыре школы Октябрьского района.
Основной задачей студенческого актива является грамотное проведение курса и анализ правильности выполнения задания на этапах. На каждом этапе определённое задание, которое адаптировано для выпускников девятых классов и организованно для выполнения в здании школы, так как это безопасно для школьников и студентов. Большая часть участников курса является несовершеннолетними и безопасность прежде всего.
С директорами школ составлен график выезда студенческого актива в школы района, где определили место и время проведения. Проведение заданий можно организовывать в классах, спортивных и актовых залах, коридорах. Место проведения просматриваться заранее перед началом курса. Студент осматривает, чтобы ему было достаточно места для проведения этапа и выполнения задания. В курс входит выполнение восьми заданий, которые проводят десять студентов. На двух этапах «Поводырь» и «Треугольных» необходимы два студента для того, чтобы обеспечить безопасность выполнения для школьников.
В начале школьников рассказывают, что такое верёвочный курс и этапы его проведения и с какой целью проводиться. Затем делят школьников на подгруппы для прохождения курса.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация проекта направлена на создании чувства единства коллектива, организованности и сплоченности, обучении эффективного взаимодействия между студентами, выработке доверия и понимания в команде, сплочении команды, повышении мотивации к учёбе у участников верёвочного курса, дать возможность будущим абитуриентам почувствовать поддержку и взаимовыручку студенческого братства.
Правильно и грамотно проведение верёвочного курса для сплочения студенческого актива и самостоятельно провести верёвочный курс для студентов первого курса в сентябре 2016.
Риски, которые могут возникнуть в реализации проекта: смена состава студенческого актива, отклонение от графика проведения проекта, студенты могут не справиться с пояснением задания и его анализом.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект проводился в четыре этапа:
1 этап – февраль – обучение, проведения верёвочного курса студенческого совете с сокурсниками;
2 этап– с апреля по май 2016 года выезд агитбригады студентов Октябрьского филиала ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» в школы района с проведением верёвочного курса;
3 этап – оформление листовок школьниками на тему: «Мы охотники за здоровым образом жизни».
4 этап – студенческий актив самостоятельно организовывает и провит верёвочный курс для адаптации первого курса в сентябре 2016 года Октябрьского филиала ГАПОУ «Краевой политехнический колледж».
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ Статья расходов Всего средств Собственные средства Привлеченные средства
1 Оборудование, инструменты классы Спортивный инвентарь Транспорт за счёт школ
2 Итого: 1000-00