Статья Дистанционные формы внеурочной деятельности в работе с одарёнными детьми


Муниципальные педагогические чтения
«Ценности и важнейшие приоритеты образовательной стратегии современной школы»
Статья
Дистанционные формы внеурочной деятельности в работе с одарёнными детьми
Автор: Резанова Любовь Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Газимуро – Заводская СОШ
Газимурский Завод
2016 г.
Дистанционные формы внеурочной деятельности в работе с одарёнными детьми
Какой главный признак настоящего таланта?
Это постоянное развитие,
постоянное самосовершенствование.В. В. Стасов.
Современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных, педагогов, психологов.  Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял  В. А. Сухомлинский, его высказывания об одарённости детей самые актуальные и в настоящее время. Например: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать  все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...»
Что же такое одаренность?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 
В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность);
дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.) - эту категорию детей чаще называют талантливыми;
дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
дети со «специальными способностями» (экстрасенсорные способности);
дети, одаренные в психомоторной сфере (спортсмены, танцоры).
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.  Такие дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Цель работы с одарёнными детьми – создание условий для их выявления, поддержки и развития.
Раскрытие одаренности - процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества как ребенку, так и родителям, педагогам. 
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных проектах, олимпиадах, конкурсах и викторинах по предмету, которые не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой. Участие в предметных конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.
Конкурсы и олимпиады – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда школьник участвует в предметных олимпиадах и конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу педагога, но и образовательного учреждения в целом.
Предметные олимпиады и конкурсы в системе общего среднего образования являются самой массовой формой работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.
Цель образовательных конкурсов и олимпиад – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в них способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту ребёнка, помогает его профессиональному самоопределению. Удовольствие от выполнения заданий, радость победы, звание победителя, лауреата и участника могут «зажечь путеводную звезду» и привести к развитию исследовательских качеств личности, необходимых современному человеку.
Конкурсы и олимпиады – это не просто проверка уровня знаний детей. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав в полном объёме собственные исследовательские навыки и смекалку.

Интернет - олимпиады и конкурсы – великолепный элемент информатизации образовательного процесса. Они предоставляют широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании, позволяют выявлять наиболее талантливых и творческих учащихся с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения.
В моей педагогической деятельности Интернет – олимпиады, Интернет – конкурсы, Интернет – проекты стали основной дистанционной формой внеурочной деятельности по русскому языку и литературе при работе с одарёнными детьми.
Ежегодно мои ученики участвуют в популярной Международной игре – конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Игра проводится дистанционно, заочно. В 2015 году учащийся 6 класса Обухов Игорь стал победителем среди учащихся 6 класса образовательных учреждений Газимуро – Заводского района и занял 8-12 место в регионе, набрав 82 балла (Приложение 1).
В марте 2016 года учащиеся 6 класса Обухов Игорь и Муратов Алексей приняли участие в I Международном конкурсе «Мириады открытий» на сайте проекта «Инфоурок» по русскому языку и русской литературе, а также в межпредметной олимпиаде «С чего начинается Родина». Конкурс проходит в режиме онлайн. На выполнение заданий даётся 60 минут. Результаты участия ребят в предметных олимпиадах конкурса невысоки. В межпредметной олимпиаде Обухов Игорь занял 1 место (Приложение 2).
Ребятам очень понравился данный конкурс, и они приняли участие во II Международном конкурсе «Мириады открытий», показав результаты выше предыдущих: Муратов Алексей набрал 38 баллов из 43 по русской литературе, заняв общее 6 место и 3 место в регионе, Обухов Игорь занял общее 5 место по русскому языку, набрав 25 баллов из 29, и 2 место по русской литературе, набрав 42 балла из 43 (Приложение 3).
В настоящее время ребята зарегистрировались в III Международном конкурсе «Мириады открытий».
Кроме этого конкурса на проекте «Инфоурок» Муратов Алексей участвовал в дистанционной олимпиаде «Осень – 2016» по русскому языку в октябре 2016 года и стал победителем (Приложение 4).
Не менее интересны для ребят дистанционные олимпиады Международного проекта «INTOLIMP.ORG». В новом учебном году Игорь и Алексей стали призёрами олимпиады «Осень 2016» по русскому языку, заняв 2 место (Приложение 5).
Одной из интересных современных форм развития одарённых детей является участие в Интернет – проектах. На сайте http://nsportal.ru мы с ребятами принимаем участие в проекте для одарённых детей «Алые паруса», где ребята размещают свои работы по разным направлениям: литературное творчество, научное, художественное (Приложение 6).
У каждой формы дистанционных занятий есть свои преимущества. Дистанционные олимпиады-конкурсы – это возможность кратковременного творчества, максимального взлёта фантазии, предметных способностей. С помощью дистанционных конкурсов и проектов образование ребенка выходит за рамки школьных стен и становится открытым.
При организации подготовки учащихся к предметной олимпиаде, конкурсам в основу следует положить, прежде всего, личностно ориентированный и системный подходы. Личностно ориентированный подход при подготовке к олимпиадам предполагает, что приобретаемые учащимися знания должны быть многофункциональными (для успешного решения проблем в повседневной жизни), межпредметными (для применения в различных ситуациях), многомерными (для самоорганизации созидательной деятельности). Системный подход требует от педагога умения рассматривать в системе психологические особенности участника, его личностные особенности, а также и всевозможные учебные материалы во взаимосвязи с дидактическими методами, формами, средствами.
Опыт показывает, что за счет олимпиад, конкурсов можно не только выявлять одаренных школьников, но и развивать у ребят познавательный интерес к учению, формировать навыки самостоятельной учебной работы, что, безусловно, способствует их саморазвитию и как следствие личностному росту не только учащихся, но и самого педагога.
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах поможет сделать жизнь детей более насыщенной, а время, проведенное в Интернете и в библиотеке, – более полезным и увлекательным, учит детей искать и находить информацию из разных источников, объединяет семью и повышает ее творческий и культурный уровень. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать мы – учителя.
Использованные источники
Вебинар «Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания». Авторы: Гришкевич Е.В., учитель высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР, составитель учебных программ факультативных занятий для учащихся учреждений общего среднего образования республики Беларусь по предметам «Рисунок. Живопись. Композиция», Колода Е.В., учитель высшей категории ГУО «Средняя школа № 185 г. Минска». - https://infourok.ru/webinar/33.htmlУмярова Е.Ю. Психолого – педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН», т.11, 4(4), 2009. - http://www.ssc.smr.ru/izv_2009_4.htmlУчительский сайт http://nsportal.ru/lyubov-sergeevna-rezanovaФундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Приложение 1


Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4

Приложение 5


Приложение 6