Тема самообразования Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
Выступление на заседании методического совета МБОУ Школа № 65
учителя русского языка и литературы Григоровой И.М.
В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает неподдельный интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных речевых ситуациях.
Попробуем определить основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков:
- Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным. Современные учебники до сих пор не могут в достаточном объёме обеспечить формирование навыков речевого общения в различных жизненных ситуациях.
- Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.
Таким образом, главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства, как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.
Можно выделить следующие задачи педагога:
1. научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
2. формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами;
3. вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.
Для достижения цели можно использовать следующие педагогические технологии:
-технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;
-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
-технология проведения учебных дискуссий развивает навыки публичного выступления;
-технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);
-проектная технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путём формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и коммуникативные умения, навыки работы с большим объёмом информации;
-информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.
Важно работать с текстом больших художников слова: так будет постепенно формироваться, создаваться «твёрдый зрительный образ» слова, предложения, твёрдая лингвистическая подготовка.
Чтобы сформировать у учеников коммуникативную компетенцию, научить их мыслить самостоятельно, недостаточно насытить урок русского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность решать какие-то проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык формировал и формулировал эту мысль.
15