Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)

Муниципальное образовательное учреждение
Карачихская средняя общеобразовательная школа
Ярославского района Ярославской области



Утверждена
приказом по школе
№ ____
от «___» сентября 20__ г.

Директор школы: ______
/Н.И.Тимофеев/








Программа отдельного учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5 класс









учитель ИЗО

высшей кв. категории

Комарова Натэлла

Анатольевна









2014-2015  ____________________

Пояснительная записка
Основные нормативно-правовые документы:

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. Рабочие программы под ред. Б.М.Неменского. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012г.» и примерной программы по изобразительному искусству ФГОС.

Основные нормативно-правовые документы:

Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. 2011.
Приказом Минобрнауки № 986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2013/2014 уч. год

Учебно- методический комплекс:

Учебник Горяева Н.А. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 класс, М: Просвещение 2012 год.
Методическое пособие к учебнику «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 класс / Горяева Н.А. под редакцией Неменского Б.М. М.: Просвещение 2012 г.
Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под ред. Неменского Б.М.

Цель обучения в 5 классе:

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном нравственном пространстве культуры;
приобретение практических навыков работы различными художественными материалами;

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в 5 классе объединяет в образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительная деятельность имеет интегративный характер, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Программа построена на основе принципов: содержательного единства восприятия произведений искусства и практической работы учащихся, преемственности, вариативности, постепенного нарастания сложности заданий, поступенчатого и последовательного приобретения навыков и умений, системы межпредметных связей. Программа предусматривает чередование индивидуальной и коллективной творческой деятельности, защиты проектов.
Программа 5 класса посвящена изучению группы декоративных искусств, которые связаны с фольклором, символикой и народными корнями искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, вариативность, освоение художественных традиций и импровизационный поиск, выполнение творческих проектов на тему: «Мозаичное панно», «Декоративная роспись по стеклу», «Искусство витража». На уроках вводится драматургия и интеграция с музыкой, литературой, историей, технологией.

Место предмета в учебном плане:

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 часов в год, в объеме 1 учебного часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 5 классе:
Личностные результаты
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, традиционных ценностей российского общества;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решение учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса и творческой деятельности;
формирование основ художественной культуры обучающихся, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения.

Содержание учебного предмета

В 5 классе школьники знакомятся с группой декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства, раскрывается декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Основное содержание программы направлено на знакомство с различными средствами изображения, с видами и особенностями декоративного украшения, изучение основ конструирования, жанров тематической картины. В 5 классе предусматривается сделать акцент на изучении художественного наследия России, на изображении различных форм на плоскости, в объеме, на освоение различных художественных материалов.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

Древни корни народного искусства.
Связь времен в народном искусстве.
Декор – человек, общество, время.
Декоративное искусство в современном мире.

В 5 классе в рабочую программу заложены следующие виды художественно-творческой деятельности учащихся: изобразительная, декоративная и конструктивная, восприятие произведений искусства, лепка, аппликация, коллаж. Обучение через деятельность – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством, каждая тема должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Формы проведения занятий: урок-беседа, викторина, творческая мастерская (ярмарка игрушек, в лавке гжельской керамики, выставка ювелирных изделий), урок-дискуссия, урок – защита творческих проектов.

Для реализации требований ФГОС по изобразительному искусству в 5 классе внесены следующие изменения:

Во II четверти вместо урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» добавлен ещё урок и добавлено рисование натюрморта с предметами народных промыслов, так как в программе Неменского Б. М. не хватает рисования с натуры.
Расширено содержание следующих тем:
- «Древние образы в современных народных игрушках» - на 1 час (беседа с элементами росписи + лепка игрушки из пластилина),
- «Роль декоративного искусства в жизни древних обществ» - 2 часа (беседа и зарисовки + аппликации ювелирных украшений),
- «Одежда говорит о человеке» - 4 урока,
- «О чем рассказывают эмблемы» - 3 урока.
Авторские темы уроков оставлены, но на уроках-беседах введены элементы практической деятельности школьников (зарисовки, схемы, записи терминов по изобразительному искусству).
При изучении некоторых тем включено знакомство и изучение творчества русских художников: И.Я. Билибина, Б.М. Кустодиева, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова;
Включен национально-региональный компонент – творчество Ярославских художников, местные художественные промыслы (ростовская финифть), (IV четверть – знакомство с знакомство с региональными мастерами ярославского края (Е. Евдокимова (стекло), Л. Романова (батик), Т. Макарова (батик), В. Голубкова (эмаль, батик).

Тематическое планирование

№ п/п
Тема раздела
Содержание
Кол-во часов
Всего часов

1
Древние корни народного искусства
- Древние образы в народном искусстве;
- Убранство русской избы;
- Внутренний мир русской избы;
- Конструкции и декор предметов народного быта;
- Русская народная вышивка;
- Народный праздничный костюм;
- Народные праздничные обряды;
- Древние образы в современных народных игрушках.
1
1
1
1
1
1
1
1
8 ч

2
Связь времен в народном искусстве
- Древние образы в современных народных игрушках;
- Искусство Гжели;
- Городецкая роспись;
- Хохлома;
- Жостово. Роспись по металлу;
- Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте;
- Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
1
1
1
1
1
1
1
2
8 ч

3
Декор - человек, общество, время
- Зачем людям украшения;
- Роль декоративного искусства в жизни древних обществ;
- Эскиз украшений в стиле Древнего Египта;
- Одежда говорит о человеке;
- Одежда, костям Древнего Китая;
- Одежда, костюмы Западной Европы 18 века;
- Создание коллективного панно «Бал во дворце;
- О чем рассказывают гербы и эмблемы;
- Создание проекта герба своей семьи;
- Создание эмблемы профессий;
- Эмблема к учебным кабинетам в школе по предметам;
- Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12 ч

4
Декоративное искусство в современном мире
- Современное выставочное искусство;
- Ты сам – мастер. Искусство витража;
- Создание коллажа на заданную тему;
- Создание мозаичного панно;
- Декоративная роспись в материале.
1
1
1
1
3
7 ч















































Учебно-тематический план для 5 класса по программе Неменского Б.М.
Тема года: «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека»

№ п/п
Наименование разделов и тем, вид деятельности
Всего часов
Характеристика видов деятельности обучающихся
Форма контроля
УУД
Познавательные (П)
Личностные (Л)
Коммуникативные (К)
Регулятивные (Р)
Планируемая дата проведения
Фактическая дата проведения


I четверть Древние корни народного искусства (8ч)



1

Древние образы в народном искусстве (беседа, зарисовки древних образов)


1
Сравнивать и различать древние образы: земли, воды, коня, птицы, древа жизни и солярные знаки. Объяснять смысл знаков - символов. Узнавать характерные черты славянской культуры
эстетическое оценивание.

Фронтальный опрос

Нравственно-эстетическое оценивание(JI), выполнений действий по алгоритму (П), выражение своих мыслей (К), оценка ответов
одноклассников (Р)




2

Убранство русской избы (украшение деталей дома: наличники)


1
Осознавать единство конструкции и декора. Уметь создавать работу графическими средствами. Уметь применять на практике символику древних образов.

Самостоятельная работа
ятельная
работа

Самостоятельное
создание алгоритмов деятельности (П), формирование эстетических потребностей (Л), оценивание результатов своей работы (Р)





3

Внутренний мир русской избы (построение перспективы интерьера с одной точкой схода)

1
Уметь строить перспективу интерьера с одной точкой схода. Понимать удаленность предметов «ближе» и«дальше».

Практическая работа
ческая
работа

Изучение информационного и
наглядного материала, выполнение действий по алгоритму (П), корректировка задание(Р), взаимодействие с учителем (К)





4
Конструкция и декор предметов народного быта (украшение
прялки)


1
Изображать выразительную форму прялки.
Уметь украшать прялку древними образами.
Самостоятельная работа
ятельная
работа


Моделирование и преобразование объектов (П),
оценка (Р)




5
Русская народная вышивка
(создание орнаментальной композиции для полотенца)

1
Использовать традиционное сочетание цветов.
Анализировать особенности вышивки.
Создавать орнаментальную композицию
Самостоятельная работа
ятельная
работа

Нравственно - эстетической оценивание (Л), использование символов (П), оценка (Р)



6
Народный праздничный костюм (аппликация ярославский народный костюм)

1
Создавать эскизы народного праздничного костюма. Объяснять общее и различное в праздничных одеждах разных регионов России. Воспринимать и анализировать иллюстрации В.М. Васнецова, В.И. Сурикова)
Самостоятельная работа
ятельная
работа

Нравственно - эстетической оценивание (JI), сравнение, классификация (П), оценка(Р)




7

Народные праздничные обряды (беседа, доклады и презентации обучающихся, просмотр видеофильма)


1

Характеризовать праздник как синтез различных искусств. Участвовать в обрядовых действиях.
Проявлять себя знатоком крестьянского искусства. Воспринимать и анализировать произведения Б.М. Кустодиева.

Викторина
Планирование способов
взаимодействия (К), анализ сравнение (П), личностное переживание (JI)




8
Древние образы в современных народных игрушках (беседа, элементы росписи
филимоновской, дымковской и каргопольской игрушек)


1
Узнавать и называть художественные промыслы глиняных игрушек Рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки
Знать о магической роли глиняной игрушки в древности (баба, конь, птица)

Фронтальный опрос

Нравственно - эстетической оценивание (Л), рассуждение (К), классификация (П)




II четверть Связь времен в народном искусстве (8 ч)



9 (1)

Древние образы в современных народных игрушках (создание эскиза игрушки из пластилина и украшение её декоративными элементами одного из промыслов)


1

Различать форму и декор. Осуществлять свой художественный замысел, изображать в объеме образ народной игрушки
Ярмарка игрушек

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, моделирование и преобразование объекта (П), самооценка и оценивание готовых изделий (Р)




10 (2)
Искусство
Гжели (украшение вырезанной формы посуды росписью по мотивам Гжели)


1

Давать эстетическую оценку промыслу
Овладеть приемами росписи
Выставка «В лавке гжельской керамики»

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), эстетическое оценивание (JI), оценка(Р)




11 (3)
Городецкая роспись
(выполнение эскиза, украшение росписью разделочной доски)

1

Выражать свое отношение к произведениям Городца.
Освоить особенности городецкой росписи
Самостоятельная работа


Использовать знаковосимволические средства, самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), эстетическое оценивание (Л), оценка(Р)




12 (4)
Хохлома (создание травного узора в полосе гуашь, кисти)
1
Эмоционально воспринимать произведения хохломы Знать и различать виды хохломской росписи
Практическая работа
Эмоциональное оценивание (Л), выполнение действий по алгоритму, классификации (П), оценка(Р)




13 (5)
Жостово, роспись по металлу (создание жостовского букета и вырезание формы подноса из картона)

1
Овладеть приемами жостовской росписи Совершенствовать навыки росписи
Самостоятельная работа

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), коррекции этапов работы и оценка (Р)



14 (6)
Щепа. Роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте (создание из плотной бумаги формы туеса или карандашницы и украшение изделия элементами мезенской росписи)

1
Конструировать простые формы посуды Освоить приемы мезенской росписи
Самостоятельная работа
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П),уточнение самостоятельной работы и выражение своих мыслей (К)



15 (7)
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (беседа, натюрморт с предметами народных промыслов, построение натюрморта в карандаше с объяснением учителя, натюрморт в цвете)

1
Различать и называть русские народные промыслы Анализировать свои творческие работы и работы товарищей Владеть основами построения натюрморта Использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета. Знать, различать и узнавать местные художественные промыслы (на примере ростовской финифти)
Фронтальный опрос, практическая работа

Диалог и дискуссия обучающихся с учителем (К), анализ, обобщение (П), нравственно-эстетическое оценивание(JI)



16 (8)
Знакомство с местными художествен- ными промыслами (Ростовская финифть)

1

Фронтальный опрос





Декор - человек, общество, время (12 ч)


17 (1)
Зачем людям украшения (беседа, просмотр презентации для ознакомления с царскими регалиями, коронами, торжественными царскими одеждами)

1
Участвовать в обсуждении «Зачем людям украшения?» Усвоить роль украшения или одежды как знака общественного статуса.

Фрон-тальный опрос
Нравственно - эстетическое оценивание (Л), построение логической цепи рассуждений (П), выражение своих мыслей (К)




18 (2)
Роль
декоративного искусства в жизни древних обществ (беседа, просмотр презентации, зарисовки)


1
Узнавать признаки декоративного искусства Древнего Египта. Создавать эскизы ювелирных изделий в определенной стилистике.
Участвовать в работе творческих поисковых групп.
Фрон-тальный опрос



Выражение своих мыслей (К), нравственноэстетическое оценивание (Л), извлечение необходимой информации (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), оценка (Р)




19 (3)
Эскиз украшений в стиле Древнего Египта. (аппликации из цветной бумаги, фольги)


1

Выставка ювелирных изделий





20 (4)

Одежда говорит о человеке (беседа, показ презентации, зарисовка элементов одежды)


1
Различать конструкцию детали, стиль и эпоху одежды Узнавать характерные черты ярких культур мира
Уметь работать в творческом коллективе
Самостоятельная работа

Классификация, сравнение, обобщение (П), нравственноэстетическое оценивание (Л), планирование способов взаимодействия (К)



21 (5)

Одежда, костюм Древнего Китая (беседа, показ презентации, зарисовка элементов одежды)



1







22 (6)

Одежда, костюмы Западной Европы 18 века (беседа, показ презентации, зарисовка элементов одежды)




1

Самостоятельная работа





23 (7)

Создание коллективного панно «Бал во дворце»


1

Коллективная работа





24 (8)

О чем рассказывают гербы и эмблемы (беседа, показ презентации, доклады обучающихся, зарисовка формы щитов, составных элементов старинного герба, символика цветов и изображений)


1

Называть элементы герба Знать символик цветов и изображений Разбираться в символике герба России, города Ярославля, ярославского района, других русских городов
Применять знание о геральдике в своих работах
Фронтальный опрос








Выражение своих мыслей (К), извлечение необходимой информации (П), использование знаковосимволических средств (П), оценка (Р)




25 (9)

Создание проекта герба своей семьи


1

Самостоятельная работа





26 (10)

Создание эмблемы профессий


1

Самостоятельнаяа работа





27 (11)

Эмблема к учебным кабинетам в школе по предметам


1

Самостоятельная
работа





28 (12)
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (беседа,
обобщение темы)


1

Участвовать в работе творческих групп
Систематизировать учебный материал

Викторина

Формирование и аргументация своего мнения (К), построение логической цепи рассуждений (П)




Декорированное искусство в современном мире (7ч)



29(1)
Современное выставочное
искусство (знакомство с региональными мастерами Ярославского края (Е. Евдокимова (стекло), Л. Романова (батик), Т. Макарова (батик), В. Голубкова (эмаль, батик)

1
Различать материалы и технику исполнения различных видов современного выставочного искусства: витража, мозаики, гобелена, керамики, художественной ковки, стекла Объяснять отличия современного декоративного прикладного искусства от традиционного
народного
Ознакомиться с региональными мастерами Ярославского края и их творчеством

Фронтальный опрос


Нравственноэстетическое оценивание (Л), синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)




30(2)
Ты сам- мастер. Искусство витража (эскиз на картоне в цвете)

1
Использовать композиционный центр, контраст, выделять главное Моделировать и использовать стилизацию природных форм Уметь использовать сочетания цветов Развивать фантазию и воображение
Самостоятельная работа

Использование знаковосимволических средств (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), оценивание результатов своего творчества и одноклассников (Р), выражение своих мыслей (К)




31(3)
Создание коллажа на заданную тему

1

Самостоятеньная работа работа




32(4)
Создание мозаичного панно (аппликация из кусочков цветной бумаги)
1

Выставка





33(5)




Декоративная роспись в материале (тарелки или разделочной доски (по выбору обучающихся)



3




Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций
Вести работу по принципу «от простого – к сложному»
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ
Самостоятельная работа





34(6)












35(7)



Защита творчес-
ких проектов





ИТОГО:
35







Обеспечение образовательного процесса:

Учебно-методическое обеспечение:
- ФГОС по изобразительному искусству.
- Примерная программа по ИЗО.
- Авторская программа Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011.
- Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение, 2013 г.
- Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под ред. Неменского Б.М.
- Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под ред. Неменского Б.М.
- Энциклопедии, книги об искусстве, о художниках, архитекторах, скульпторах, художественных музеях мира и России...

Материально-техническое обеспечение
- Печатные пособия:
Учебно-наглядные пособия по декоративно-прикладному искусству, таблицы по цветоведению, со схемами изображения фигуры человека, животных, архитектуры, натюрморта, народных промыслов. Таблицы по стилям архитектуры и по народным промыслам. Схемы изображения предметов быта, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Фотографии с памятниками архитектуры, с местными художниками, их работами, местными народными костюмами, украшениями и пр.
- Информационно-коммуникативные средства:
Электронные учебники, электронные библиотеки по искусству. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе изобразительного искусства, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций.
- Технические средства:
Музыкальный центр, DVD-проигрователь, видеомагнитофон, компьютер, проектор, магнитная доска, экран.
- Экранно-звуковые пособия:
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса. Видеофильмы: по памятникам русской архитектуры, по художественным промыслам, музеям мира и России.
- Учебно-практическое оборудование:
Различные художественные материалы: краски гуашевые и акварельные, пастель, уголь, бумага, картон, кисти, пластилин, цветная бумага.
- Модели и натурный фонд:
Муляжи фруктов (комплект), муляжи овощей (комплект).
Драпировки, предметы быта (кринки, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.), предметы народных промыслов, гипсовые тела.
Планируемые результаты
По окончании 5 класса обучающиеся должны:
знать истоки и специфику образного языка ДПИ;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство различных народов и времен (например, Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстаивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д._ на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витражи т.п.);

15