Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Будь здоров
Программа
внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будь здоров!»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-8 лет
Составитель программы: учитель физической культуры I категории МКОУ «Русско_Пореченская основная общеобразовательная школа» Курской области Суджанского района» Казакова Екатерина Ивановна
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.
От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Будь здоров!» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Курс «Будь здоров!» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Цель программы:
формирование культуры здорового образа жизни учащихся как компонента базовой культуры личности.
Задачи:
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;
формирование знаний в области здоровья и здорового образа жизни;
формирование умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья;
побуждение учащихся к самопознанию и самосовершенствованию, созданию собственных форм здорового стиля жизни.
Контингент обучаемых:
дети младшего школьного возраста 6-8 лет.
Сроки реализации:
программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество занятий и учебных часов:
программа рассчитана на 33 учебных недели, на 33 учебных часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут.
Основные направления содержания деятельности.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровье-сберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
Формы и виды деятельности:
занимательная беседа, рассказ, чтение стихов, сказок;
прослушивание песен и стихов;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
прогулки на природе;
просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов и др.
Условия реализации программы:
кабинет;
медиатека;
библиотека;
спортивный зал;
учебно-методические материалы ( «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под редакцией М.М,. Безруких – Москва : ООО Вариант 2005.;
«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» под редакцией Н.В.Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005.;
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер». В.И. Ковалько – Москва:Вако 2007;
Обухова Л.А. «135 уроков здоровья или школа докторов природы» – Москва: Вако 2005.).Результаты освоения обучающимися программы курса:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;
-установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
-способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
-основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
-уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
-устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
-осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
-начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
-принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
-осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
-осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
-отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
-контролировать свои действия в коллективной работе;
-соблюдать правила взаимодействия с игроками;
-во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
-осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
-проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
-характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
-учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;
-точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема Всего
часов Теоретические
занятия Практические
занятия
1-2 Бесценный дар природы. Что такое здоровье? 2 1 1
3-4 Знаешь ли ты себя?
2 1 1
5-6 Правильная осанка как фундамент здоровья.
2 1 1
7-8 Польза зарядки.
2 1 1
9-10 Режим дня первоклассника. Зачем школьникам режим? 2 1 1
11-12 Доброе утро! Спокойной ночи! 2 0,5 1,5
13-14 Здоровые зубы. 2 1 1
15 Кожа - зеркало здоровья.
1 0,5 0,5
16-17 Дышим полной грудью. 2 1 1
18-19 Правильное питание - залог здоровья. 2 1 1
20 Витамины - наши лучшие друзья.
1 0,5 0,5
21-22 Что мы знаем о глазах? Как беречь зрение? 2 1 1
23 Держи голову в холоде... а ноги в тепле.
1 0,5 0,5
24-25 Как защитить себя от болезней? 2 1 1
26-27 Наш защитник иммунитет. 2 1 1
28-29 Перед экраном телевизора. 2 1 1
30-31 Компьютер - не игрушка! 2 1 1
32-33 Чище, краше, лучше! 2 0 2
Итого: 33 15 18
Содержание программы
Бесценный дар природы. Что такое здоровье?
Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.
Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.
Знаешь ли ты себя?
Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента.
Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.
Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее представление). Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти, внимания.
Правильная осанка как фундамент здоровья
Правильная осанка как критерий и фактор здоровья человека. Костно-мышечная система — каркас организма. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.
Польза зарядкиЧто такое зарядка и для чего она нужна? Оздоровительный эффект зарядки на организм человека.Комплекс физических упражнений для утренней зарядки.
Режим дня первоклассника. Зачем школьникам режим?
«Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки.
Доброе утро! Спокойной ночи!
Различные упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости - в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка.
Гигиена сна, подготовка ко сну.
Здоровые зубы
Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Как правильно чистить зубы. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.
Кожа - зеркало здоровья
Самый большой орган - кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?».
Дышим полной грудью
Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.
Правильное питание - залог здоровья
Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Составление меню (завтрак, обед, ужин).
Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.
Витамины - наши лучшие друзья
Витамины. Их значение для человека. Что необходимо знать о витаминах. В каких продуктах содержатся витамины.
Что мы знаем о глазах? Как беречь зрение?
Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.
Держи голову в холоде, а ноги в тепле
Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека.
Как защитить себя от болезней?
Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии.Как уберечься от «вредных невидимок». Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе.
Наш защитник иммунитет
Защитные силы организма. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи».
Перед экраном телевизора
Сколько времени можно уделять телевизору без вреда для здоровья. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора: шкала громкости.
Компьютер - не игрушка!
Компьютер - великое изобретение человечества. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза;расположение монитора. Компьютерные игры: как избежатьзависимости.
Чище, краше, лучше!
Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу.
Календарно-тематический план
№ Тема Кол-во часов Виды деятельности Дата план. Дата факт.
1-2 Бесценный дар природы. Что такое здоровье? 2 Пропедевтическая беседа по материалам курса. Презентация. Творческое дело (подборка пословиц, поговорок, изречений о здоровье и возможностях человека). 3-4 Знаешь ли ты себя? 2 Беседа; презентация, упражнения для укрепления памяти, внимания, мышления; задания на определение типа темперамента, игра «Найди ошибку». 5-6 Правильная осанка как фундамент здоровья. 2
Беседа, презентация, загадки, творческая работа: формулировка правил сохранения хорошей осанки, разработка комплекса упражнений, формирующих осанку; укрепление и тренировка мышц; подвижные игры. 7-8 Польза зарядки. 2 Беседа; презентация; разучивание комплекса физических упражнений для утренней гимнастики. 9-10 Режим дня первоклассника. Зачем школьникам режим? 2 Обсуждение «Учение + увлечение»; работа по составлению памятки «Мой распорядок дня» (с учетом выявленных особенностей и интересов каждого), игра «Что лишнее» 11-12 Доброе утро! Спокойной ночи! 2 Подбор комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом индивидуальных потребностей (и правил ее выполнения); подвижные игры; творческое задание: сочинение песенки о трудолюбии или об отдыхе. 13-14 Здоровые зубы 2 Беседа, обсуждения правил гигиены, презентация, загадки, игра «Доскажи словечко». 15 Кожа - зеркало здоровья. 1 Исследование своего организма, презентация, подвижные игры. 16-17 Дышим полной грудью. 2 Беседа, презентация, стихи, подвижные игры, дыхательные упражнения. 18-19 Правильное питание – залог здоровья. 2 Беседа о здоровом питании, презентация, загадки, экскурсия в школьную столовую. 20 Витамины – наши лучшие друзья. 1 Беседа,
презентация, игра «Подсказка». 21-22 Что мы знаем о глазах? Как беречь зрение? 2 Беседа, презентация, загадки, разработка упражнений для тренировки глазных мышц. 23 Держи голову в холоде... а ноги в тепле. 1 Беседа, презентация, работа по измерению температуры тела, приготовление компресса и т.д. 24-25 Как защитить себя от болезней?
2 Беседа, презентация, подвижные игры. 26-27 Наш защитник иммунитет. 2 Беседа, презентация, загадки, стихи, игра «Доскажи словечко», экскурсия в медицинский кабинет.28-29 Перед экраном телевизора. 2 Беседа, презентация, загадки, игра «Найди ошибку», упражнения для отдыха глаз. 30-31 Компьютер – не игрушка! 2 Беседа, презентация, упражнения для глаз и тела при работе с компьютером. 32-33 Чище, краше, лучше! 2 Спартакиада. Викторина «Знатоки».
Игра «Отгадай».
Литература
1. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
2. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
3. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.
4. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4
кл. М.1997г.
5. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
6. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
7. Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
8. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М.,
ВАКО 2007г.
9. «Мир детства: Младший школьник» М., 1988г.
10. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей»
\под редакцией Сократова\ М..2005г.
11. Урунтаева Г.А. «Как я расту: Советы психолога родителям» М., 1996г.
12. Юдин Г.Н. «Главное чудо света» М., 1991г.