Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7» города Кирова
Утверждаю
Директор: А.Н.Лыскова.
______________________
Приказ № 1
от «28» августа 2015 года
Принято на педагогическом совете
Протокол № 1
от «28» августа 2015 года
Рекомендовано в качестве
рабочей программы по изучению внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления Рассмотрено на заседании
методического объединения учителей начальной школы
«28» августа 2015 года
Протокол № 1
Руководитель МО:
Н.В. Катаргина
________________ Рабочая программа
по внеурочной деятельности
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
1 класс (33 часа) – базовый уровень
Составитель:
__Васильева Лариса Николаевна______ , учитель начальных классов
(фамилия, имя, отчество)
Киров
2015 год
Пояснительная записка
Программа «Азбука здоровья» реализует спортивно-оздоровительное (здоровьесберегающее) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Система начального образования обладает достаточным потенциалом для реализации основ воспитательной системы индивидуально – творческой ориентации ребёнка на процесс здоровьетворения. Поэтому необходимо в школе создание программы по сохранению здоровья ребёнка.
Основополагающие приоритеты данной программы:
1) здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;
2) оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Цель программы « Азбука здоровья»:
1) становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни;
2) учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Основные задачи курса:
- формирование первоначальных представлений о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;
получение элементарного опыта пропаганды здорового образа жизни;
формирование элементарного опыта организации здорового образа жизни;
получение представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
формирование представлений о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;
регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение.
3. Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения. На реализацию театрального курса «Улыбка» в 1 классе отводится 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания внеурочной деятельности должны отражать:
первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни;
базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;
первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;
отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;
понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятие.
Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
Давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии совместно с учителем и другими учениками.
Познавательные УУД:
Осознавать необходимость заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Содержание внеурочной деятельности
1 класс
1 .Вводное занятие. (1 час).
Что такое «азбука здоровья»? Здоровье, слагаемые здоровья. Разучивание физкультминуток.
2 .Мир вокруг меня и я в нём. (12 часов).
Человек неповторим. Он индивидуален и имеет своё мнение, свои чувства. И мы должны это знать и уважать каждого человека. Твоя семья, её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого члена, профессии родственников. Твоя помощь семье. Обязанности членов семьи. Как происходит общение людей для чего это нужно. Как надо вести себя в школе, от чего зависит настроение в школе, как его улучшить. Чем лучше заняться после школы. Игры на свежем воздухе. Вредные привычки, что мы о них знаем. Стенгазета «Мир вокруг меня и я в нем».
3.Уроки Мойдодыра.(13 часов).
Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что случается с грязнулей. Что может случиться с глазами и зрением, комплекс зарядки для глаз. От чего защищает кожа, её устройство, травмы и заболевания кожи, правила ухода за ней. Молочные и постоянные зубы, как устроен зуб, болезни зубов, как чистить зубы, чем питаться, чтобы зубы были здоровыми. Устройство системы пищеварения, продукты наиболее полезные растущему организму. Зачем человеку сон, сколько надо спать, что делает сон полноценным. Почему мы простужаемся, простейшие способы закаливания. Что надо знать о лекарствах, как ими пользоваться. Подвижные игры. Альбом «Я и Мойдодыр».
4.Охрана жизни человека. (7 часов).
В каком возрасте нужно учиться плавать, правила безопасности на воде. Правила безопасность на улице, подвижные игры. Викторина «Здоровье».
2 класс
1.Мир вокруг меня и я в нем. (9 часов.)
Обучение в школе, что оно несёт нам. Какие перспективы открывает школа перед человеком. Учимся, чтобы стать грамотным, принести пользу нашей Родине.
Родословная семьи, знать своих предков хотя бы до четвёртого колена, малая родина, то место, где родился человек. Осознавать дошкольное прошлое и будущее (построение перспектив). Кем хочет стать, что для этого надо. Плохое и хорошее настроение, от чего зависит оно. Что надо делать, чтобы настроение было хорошим.
Общение. Что надо, чтобы людям было приятно общаться с тобой. Стенгазета «Вредные привычки».
2.Уроки Доктора Айболита. Правила на всю жизнь. (7 часов)
Признаки болезни: высокая температура, озноб, насморк, головная боль, боль в горле, тошнота, рвота. Раскрыть причины болезней. Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. Потребность расти здоровым.
Лечебные учреждения, какие бывают врачи. Как организм себя защищает, как укреплять защитные функции организма, опасные инфекции, переносчики инфекции, вакцины. Аллергия на лекарства. Подвижные игры. Буклет «Уроки Мойдодыра».
3.Охрана жизни человека. (18 часов).
Признаки отравления, кишечные расстройства, срок годности продуктов питания.
Правила дорожного движения, как вести себя в гололёд, при грозе. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Один не ходи купаться на водоём, Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Защита от клещей, как избавиться от мух и комаров. Чем опасны насекомые. Опасность от домашних или брошенных домашних животных, животные как переносчики инфекций. Подвижные игры. Реферат «Простые правила».
3 класс
1.Мир вокруг и я в нём. (16 часов).
Раскрыть изменения, происходящие c ребёнком. Что такое конфликтная ситуация. Как избежать конфликта, какие решения надо принимать для погашения назревшего конфликта. Может ли решить проблему драка. Что является причиной невыдержанности, как воспитать в себе сдержанность, капризные дети, как к ним относятся окружающие люди. Одна из вредных привычек: алкоголизм, что приводит к этому, как страдают люди вокруг алкоголика, последствия этого порока для самого пьющего человека и близких. Какие нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку, разучивание физических упражнений для сохранения осанки. Предметы и явления, которых часто боятся дети, почему их не надо бояться, как воспитать в себе уверенность и бесстрашие. В каких случаях и почему мы обманываем, к чему может привести притворство и хвастовство, как ложь становиться привычкой, « неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Хорошо ли мы знаем своих родителей, чем они озабочены и чего ждут от нас, все родители хотят видеть своих детей счастливыми и успешными, гордиться детьми, как доставить радость родителям. Почему дарят подарки, как принимать подарок, когда надо отказаться от подарка, подарки не просят. Последствия курения для организма. Что значит одеваться со вкусом, как одеваться в определённых случаях. Почему надо быть осторожным при встрече с чужими людьми, каких правил необходимо придерживаться. Хорошо ли ведут себя дети в школьной столовой, дома в гостях, сервировка стола, правила поведения за столом. Внешняя и внутренняя культура человека, как научиться контролировать своё поведение. Умеем ли мы правильно говорить, слова-паразиты, жаргон, как говорить по телефону, обращение к людям, над чем нельзя шутить и смеяться. Презентация «Вредные привычки».
2.В гостях у Компьютошки. (5 часов).
Рассказать о технике безопасности при работе с компьютером в компьютерном классе или дома, какие правила необходимо выполнять, чего нельзя делать. Какой и почему должна быть освещённость при работе с компьютером, длительность работы за компьютером. Устройство глаза, почему надо беречь глаза, разучивание упражнений для глаз и физкультурных пауз. Подвижные игры.
3.Охрана жизни человека.(10 часов).
Продолжить работу над правилами дорожного движения. Повторить материал, пройденный во втором классе. Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. Что такое тепловой удар, то происходит при этом в организме, как вести себя человеку, получившему тепловой удар. Как избежать теплового удара. Ожоги различной степени, первая помощь при ожогах, что такое отморожение, как избежать отморожений в сильный мороз, меры предосторожности. Переломы, вывихи, растяжение связок, разрыв связок, шины, способы наложения шин, как остановить кровоизлияние и кровотечение из носа. Памятка «Помоги!». Игры. Спортивный конкурс.
4 класс
1. Мир вокруг и я в нём. (9 часов).
Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит. Альбом «Все вместе!».
2. В гостях у Компьютошки. (3 часа).
Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
3.В поликлинике доктора Пилюлькина (16 часов).
От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности. Стенгазета «Советы от Пилюлькина».
4. Игротека. (6 часов).
Подвижные игры на свежем воздухе. Викторина «Азбука здоровья». Спортивный конкурс.
Тематическое планирование с основными видами внеурочной деятельности обучающихсяТема раздела № урока Тема занятия Содержание ФГОС Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) ИКТ, ресурсы
1 класс
Вводное занятие (1ч) 1. Что такое «азбука здоровья»? Здоровье, слагаемые здоровья. Разучивание физкультминуток Понимать учебную задачу. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Понимать учебную задачу; рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения Мир вокруг меня и я в нем (12ч) 1. Я – неповторимый человек. Человек неповторим. Он индивидуален и имеет своё мнение, свои чувства. И мы должны это знать и уважать каждого человека. Твоя семья, её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого члена, профессии родственников. Твоя помощь семье. Обязанности членов семьи. Как происходит общение людей для чего это нужно. Как надо вести себя в школе, от чего зависит настроение в школе, как его улучшить. Чем лучше заняться после школы. Игры на свежем воздухе. Вредные привычки, что мы о них знаем. Стенгазета «Мир вокруг меня и я в нем». 2. Кто тебя окружает? 3-4. Для чего люди общаются? 5. Игры на свежем воздухе. 6. Настроение в школе. 7. Поведение в школе. 8. Занятия после школы. 9. Игры на свежем воздухе. 10. Вредные привычки. 11-12. Стенгазета «Мир вокруг меня и я в нем» Уроки Мойдодыра (13ч) 1. Умывание и купание. Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что случается с грязнулей. Что может случиться с глазами и зрением, комплекс зарядки для глаз. От чего защищает кожа, её устройство, травмы и заболевания кожи, правила ухода за ней. Молочные и постоянные зубы, как устроен зуб, болезни зубов, как чистить зубы, чем питаться, чтобы зубы были здоровыми. Устройство системы пищеварения, продукты наиболее полезные растущему организму. Зачем человеку сон, сколько надо спать, что делает сон полноценным. Почему мы простужаемся, простейшие способы закаливания. Что надо знать о лекарствах, как ими пользоваться. Подвижные игры. Альбом «Я и Мойдодыр». Понимать учебную задачу; рассказать о своём режиме дня ; составлять рациональный режим дня для школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрировать умения чистить зубы; формулировать выводы; оценивать свои достижения 2. Забота о глазах. 3. Забота о коже. 4 Подвижные игры. 5. Уход за зубами. 6. Как следует питаться. 7. Как сделать сон полезным. 8. Как закаляться. Обтирание, обливание. 9. Подвижные игры. 10. Нужные и ненужные лекарства 11. Подвижные игры. 12-13. Альбом «Я и Мойдодыр» Охрана жизни человека (7ч) 1. Как правильно вести себя на воде. В каком возрасте нужно учиться плавать, правила безопасности на воде. Правила безопасность на улице, подвижные игры. Викторина «Здоровье». Определять правила безопасного поведения на воде, на проезжей части и тротуаре. Играть в народные игры. 2-3. Народные подвижные игры. 4. Как вести себя на проезжей части дороги и на тротуаре. 5-6. Народные подвижные игры. 7. Викторина «Здоровье» 2 класс
Мир вокруг меня и я в нём (10ч) 1. Зачем ходить в школу? Обучение в школе, что оно несёт нам. Какие перспективы открывает школа перед человеком. Учимся, чтобы стать грамотным, принести пользу нашей Родине.
Родословная семьи, знать своих предков хотя бы до четвёртого колена, малая родина, то место, где родился человек. Осознавать дошкольное прошлое и будущее (построение перспектив). Кем хочет стать, что для этого надо. Плохое и хорошее настроение, от чего зависит оно. Что надо делать, чтобы настроение было хорошим.
Общение. Что надо, чтобы людям было приятно общаться с тобой. Стенгазета «Вредные привычки». Высказывать свое мнение о важности образования. Определять свое место в родословной. Выражать отношение о причинах смены настроения, о возникновении вредных привычек. Предполагать способы избавиться от вредной привычки, улучшить настроение. 2,3. Откуда я родом? 4. Прошлое: я до школы. 5. Моё будущее. 6. Настроение плохое и хорошее. 7. Вредные привычки. Не грызи ногти. 8. Общение. 9, 10. Стенгазета «Вредные привычки». Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Уроки Мойдодыра. Правила на всю жизнь (7ч) 1. Почему мы болеем. Признаки болезни: высокая температура, озноб, насморк, головная боль, боль в горле, тошнота, рвота. Раскрыть причины болезней. Организм защищает сам себя, Охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. Потребность расти здоровым.
Лечебные учреждения, какие бывают врачи. Как организм себя защищает, как укреплять защитные функции организма, опасные инфекции, переносчики инфекции, вакцины. Аллергия на лекарства. Подвижные игры. Буклет «Уроки Мойдодыра». Определять слагаемые здоровья. Называть причины болезни. Высказывать мнение о применении прививок, лекарств. 2, 3. Кто и как предохраняет нас от болезней. 4. Подвижные игры. 5. Я прививок не боюсь, если надо уколюсь. 6. Ещё раз о лекарствах. 7. Памятки «Уроки Мойдодыра». Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Охрана жизни человека (17ч) 1,2. Как избежать отравлений? Признаки отравления, кишечные расстройства, срок годности продуктов питания.
Правила дорожного движения, как вести себя в гололёд, при грозе. Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. Что такое электроток, как поступать с висящим оголённым проводом (не наступай на него, не бери в руки, не прикасайся к человеку, поражённому током), Не купайся в водоёмах во время грозы. Не прикасайся мокрыми руками к электроприборам. Не играй со спичками и зажигалками, не разжигай костёр, если по близости нет взрослого, не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин. Соблюдай правила пользования газовой плитой. Обращение с петардами. Один не ходи купаться на водоём, Купайся только в знакомых местах, не ходи зимой по тонкому льду. Защита от клещей, как избавиться от мух и комаров. Чем опасны насекомые. Опасность от домашних или брошенных домашних животных, животные как переносчики инфекций. Подвижные игры. Реферат «Простые правила». Выполнять в группе задания, распределять под руководством учителя роли. Определять опасные места дома и на улице. Искать пути безопасной жизнедеятельности дома и на улице. Выражать свое мнение по поводу того, как избежать травм дома и на улице. 3. Безопасность на улице при любой погоде. Правила дорожного движения. 4. Правила дорожного движения. 5. Правила обращения с режущими, колющими предметами. 6. Игры на свежем воздухе. 7. Что надо знать об электрическом токе. 8. Правила безопасности при обращении со спичками, газовыми приборами, петардами. 9. Правила безопасного поведения на воде. 10. Подвижные игры. 11. Защита от насекомых. 12. Предосторожность при общении с животными. 13. Первая помощь при травмах. 14. Первая помощь при укусах собак, кошек, насекомых, змей. 15,16. Игры. 17. Реферат «Простые правила». Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). 3 класс
Мир вокруг и я в нём (16ч) 1. Я продолжаю расти Раскрыть изменения, происходящие c ребёнком. Что такое конфликтная ситуация. Как избежать конфликта, какие решения надо принимать для погашения назревшего конфликта. Может ли решить проблему драка. Что является причиной невыдержанности, как воспитать в себе сдержанность, капризные дети, как к ним относятся окружающие люди. Одна из вредных привычек: алкоголизм, что приводит к этому, как страдают люди вокруг алкоголика, последствия этого порока для самого пьющего человека и близких. Какие нарушения в осанке, от чего это бывает, как сохранить осанку, разучивание физических упражнений для сохранения осанки. Предметы и явления, которых часто боятся дети, почему их не надо бояться, как воспитать в себе уверенность и бесстрашие. В каких случаях и почему мы обманываем, к чему может привести притворство и хвастовство, как ложь становиться привычкой, « неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Хорошо ли мы знаем своих родителей, чем они озабочены и чего ждут от нас, все родители хотят видеть своих детей счастливыми и успешными, гордиться детьми, как доставить радость родителям. Почему дарят подарки, как принимать подарок, когда надо отказаться от подарка, подарки не просят. Последствия курения для организма. Что значит одеваться со вкусом, как одеваться в определённых случаях. Почему надо быть осторожным при встрече с чужими людьми, каких правил необходимо придерживаться. Хорошо ли ведут себя дети в школьной столовой, дома в гостях, сервировка стола, правила поведения за столом. Внешняя и внутренняя культура человека, как научиться контролировать своё поведение. Умеем ли мы правильно говорить, слова-паразиты, жаргон, как говорить по телефону, обращение к людям, над чем нельзя шутить и смеяться. Презентация «Вредные привычки». Выражать свое отношение к вредным привычкам. Определять негативное влияние вредных привычек на организм человека, окружающих. Работать в паре и группе, распределять роли под руководством учителя. Определять причины лжи, пути ее избегания. Называть особенности отношения и общения родителей и детей, искать пути решения конфликтных ситуаций. Высказывать мнение об общении с незнакомыми людьми, приводить примеры, аргументировать точку зрения. 2. Драться или не драться. Учусь держать себя « в руках». 3. Вредные привычки человека. Алкоголь. 4. Подвижные игры. 5. Работа над осанкой. 6. Чего не надо бояться? 7. Почему мы лжём? 8. Отношения с родителями. 9. Подарки. Как их принимать. 10. Вредные привычки. Курить – здоровью вредить. 11. « По одежке встречают…» 12. Как вести себя с незнакомыми людьми. 13. Поведение за столом. 14. Поведение в общественных местах, в гостях. 15 « Нехорошие слова», недобрые шутки. 16. Презентация «Вредные привычки». Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). В гостях у Компьютошки (5ч) 1. Как себя вести при работе с компьютером, чтобы не было беды. Рассказать о технике безопасности при работе с компьютером в компьютерном классе или дома, какие правила необходимо выполнять, чего нельзя делать. Какой и почему должна быть освещённость при работе с компьютером, длительность работы за компьютером. Устройство глаза, почему надо беречь глаза, разучивание упражнений для глаз и физкультурных пауз. Подвижные игры. Организовывать гимнастику для глаз, опорно-двигательного аппарата. Рассказывать и применять правила заботы о зрении. Знать и использовать правила работы за компьютером. 2. Освещённость на рабочем месте. 3. Как сохранить глаз зорким. 4. Разучивание упражнений, снимающих напряжение при работе с компьютером. 5. Подвижные игры. Охрана жизни человека (10ч) 1- 5. Безопасное колесо. Продолжить работу над правилами дорожного движения. Повторить материал, пройденный во втором классе. Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом. Что такое тепловой удар, то происходит при этом в организме, как вести себя человеку, получившему тепловой удар. Как избежать теплового удара. Ожоги различной степени, первая помощь при ожогах, что такое отморожение, как избежать отморожений в сильный мороз, меры предосторожности. Переломы, вывихи, растяжение связок, разрыв связок, шины, способы наложения шин, как остановить кровоизлияние и кровотечение из носа. Памятка «Помоги!». Игры. Спортивный конкурс. Выполнять в группе задания, распределять под руководством учителя роли. Оказывать помощь при отравлении, при тепловых ударах, при ожогах и обморожении. Знать, как оказывается помощь при переломах, вывихах, растяжении связок. 6. Первая помощь при отравлении. 7. Первая помощь при тепловых ударах, при ожогах и обморожении. 8. Игры на свежем воздухе. 9. Первая помощь при переломах, вывихах, растяжении связок. 10. Памятка «Помоги!» Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). 11-12 Подвижные игры народов мира. 13. Спортивный конкурс. 4 класс
Мир вокруг и я в нём (9ч) 1. Характер человека Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит. Альбом «Все вместе!». Называть вредные привычки, рассказывать о способах отказа от них. Работать в группе и паре. 2. Духовно – нравственное здоровье человека 3. О дружбе мальчиков и девочек. 4. Опасная дружба. 5. О детском одиночестве и путях его преодолении. 6. Невидимые враги человека, которые мешают ему жить. 7. Ответственность. 8. Осторожно! Наркомания. 9. Альбом «Все вместе!». Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). В гостях у Компьютошки (3ч) 1 Разучивание нового комплекса упражнений для глаз Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию. Приводить примеры упражнений гимнастики для глаз, туловища. 2 Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата. 3. Итоговое занятие. В поликлинике доктора Пилюлькина (16ч) 1. Работоспособность и утомление. От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности. Стенгазета «Советы от Пилюлькина». Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки. Организовывать подвижные игры. Знать лекарственные травы родного края. Приводить примеры упражнений гимнастики для глаз, дыхания, туловища. Называть овощи и фрукты, как источники витаминов 2. Опорно-двигательная система. Мышцы. 3. Моё дыхание. 4. Как работает сердце? Кровь. 5. Ходьба и её значение для двигательной активности. 6. Органы чувств. 7. Профилактика кожных заболеваний 8. Глаз – главный помощник человека. 9. Органы слуха. 10. Органы пищеварения 11 Зелёная аптека. 12-13 Подвижные игры. 14. Витамины. 15,16 Стенгазета «Советы от Пилюлькина». Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Игротека (6ч) 1-3. Подвижные игры. Подвижные игры на свежем воздухе. Викторина «Азбука здоровья». Спортивный конкурс. Организовывать подвижные игры. Строить диалог с партнером в команде. 4. Викторина «Азбука здоровья». 5-6. Спортивный конкурс. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Воронина Г.А. Школа здоровья: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – Киров: «ВГПУ», 2008. – 104 с.
Рудина Н. Урок здоровья: Программа дополнительного образования детей.
Джунгли зовут// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 10, май. – 2010
Джунгли зовут// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 4, февраль. – 2010
По тропинкам здоровья// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 14, июль. – 2009
Жить здорово – здорово// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 2, январь. – 2010
Помощь при кровотечениях// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 12, июнь. – 2010
Учусь делать здоровый выбор// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 1, январь. – 2010
Здоровому все здорово// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 4, февраль. – 2009
Чистота – залог здоровья// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 4, апрель. – 2008
Как сохранить здоровье// газета «Педагогическое творчество». – М.: «Первое сентября». - № 4, апрель. – 2009
В путь-дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь// газета «Педагогическое творчество». – М.: «Первое сентября». - № 4, апрель. – 2009
Задачи о ЗОЖ// газета «Педагогическое творчество». – М.: «Первое сентября». - № 6, июнь. – 2009
Веселые туристические старты // газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2001
Веселый урок гигиены// газета «Педагогическое творчество». – М.: «Первое сентября». - № 3, март. – 2009
Планета здоровья «Соня-засоня»// газета «Педагогическое творчество». – М.: «Первое сентября». - № 1, январь. – 2008
Две недели в лагере здоровья: метод. пособие для учителя/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013
Две недели в лагере здоровья: раб. тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013
Классные часы. 1-4 класс. Выпуск 3./ Сост. Н.И. Усцова и др. – Волгоград.: Учитель. – 2008
Таблицы «Вред алкоголя», «Закаливание организма», «Кожа», «Анализаторы», «Близорукость, дальнозоркость», «Нервная система», «Мозг», «Сердце», «Работа сердца», «Органы дыхания», «Гигиена питания», «Органы пищеварения», «Система органов», «Клетка», «Скелетные мышцы», «Скелет», «Влияние физических упражнений на осанку», «Предупреждение искривления позвоночника», «Предупреждение плоскостопия».Мячи, скакалки, обручи, маты.
Компьютер, демонстрационный экран, проектор.