Внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления развития личности «Клуб юный шахматист » на 2016-2017 учебный год



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
с углубленным изучением английского языка»
(МАОУ СОШ № 4)
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ___________________
М.Е.Ткаченко______________ 2016г. Утверждено
приказом
по МАОУ СОШ № 4
№____
от __________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления развития личности «Клуб юный шахматист » на 2016-20167учебный год
Общее образование
Классы: 5-6
Педагог: Бабенко Ольга Васильевна
Рекомендована к утверждению
педагогическим советом МАОУ СОШ №4
от 1 сентября 2016г., протокол №1
Новый Уренгой - 2016
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Клуб юного шахматиста» спортивно-оздоровительного (а также и интеллектуального) направления развития личности школьника позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди обучающихся начального и среднего школьного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях.
Актуальность данной программы внеурочной деятельность (далее – ВД) - способствует становлению личности школьников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собранне, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Цель программы: создать условия для спортивно-оздоровительной и интеллектуальной деятельности обучающихся, помочь ребёнку овладеть образовательной программой через организацию спортивно-оздоровительных занятий в формах отличных от классно-урочной; сформировать у обучающихся базовые знания для игры каждой шахматной фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений шахматного кодекса. Задачи:
познакомить обучающихся с шахматными терминами, научить проводить элементарные шахматные комбинации, познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, научить во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
развивать внимание, воображение, мышление, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи, способствовать активизации мыслительной деятельности школьника;
воспитывать культуру общения со сверстниками, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Формы работы: традиционное занятие, комбинированное занятие, игра, турнир, просмотр презентаций, онлайн-игры.
Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов: по 34 часа в год), на обучающихся в возрасте от 9 до 14 лет, мальчиков и девочек. Количественный состав в группе - 10-15 человек. Занятия проходят один раз в неделю продолжительностью 1 час.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в секции (но при наличии большого количества желающих заниматься в клубе, возможен отбор, осуществляемый педагогом).
Планируемые результаты освоения программы ВД
В процессе изучения программы ВД обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Содержание программы раскрывает возможность для формирования УУД. По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов:
Личностных:
- способность к организации собственной деятельности,
- уважительное отношение к мнению других,
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
- умение сотрудничать со сверстникам, в группе.
Метапредметных:
- организация обучающимися своей деятельности: планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция,
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов;
- способность к рефлексии деятельности;
- умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство);
- социальная компетентность: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
К концу обучения:
Ученик научится использовать в игре шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; употреблять в речи названия шахматных фигур; играть в шахматы, соблюдать правила; читать и записывать ходы, пользоваться шахматными часами. Ученик получит возможность научиться: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировка; ставить мат.
Личностные результаты отражают:
1)  воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
4) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, спортивно-оздоровительной деятельности;
6) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты отражают:
1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения спортивных комбинации.
Воспитательные результаты
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оценивается по трем уровням.
Первый уровень результатов – 1полугодия,1 год обучения приобретения школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика о своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - 2 полугодия, 1год обучения, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья ,Отечество, природа ,мир, знания, труд, культура.) ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника между собой на уровне класса, то есть в защищенной , дружественной просоциальной среде. Именно в такай близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).
Третий уровень результатов - 2год обучения, получения школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится(а не просто узнает о том ,как стать) социальным деятелем гражданином, свободным человеком. Именно в опыте состоятельного общественного действия приобретается то мужество, та гордость к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Формы учета оценки планируемых результатов:
1.Опрос
2.Наблюдение
3.Теститование
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации;
4.Акцетирование обучающихся и родителей.

3.Учебно-тематический план
1 год обучения

Тема занятия Кол.
час. Примерное содержание
программного материала Практика
Сентябрь 1.
Вводное занятие.
Беседа по ТБ.
Шахматная доска 1 Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
2. Шахматная доска 1 Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».
Играть в шахматы, соблюдая правила.
Читать и записывать ходы.
Пользоваться шахматными часами.
3. Шахматная доска 1 Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»
4. Шахматные фигуры. 1 Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дид. игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».
Октябрь
5. Начальное положение. 1 Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
6. Ладья. 1 Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь». «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».
7. Ладья. 1 Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
«Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух)
8. Слон. 1 Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Ноябрь
9.
10. Слон. 1 Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидак. игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
11. Ладья против слона. 1
Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля
«Игра на уничтожение» (ладья против слона, Две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения)
12.
Ферзь. 1
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».
Декабрь
12. Ферзь. 1 Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».
13. Ферзь против ладьи и слона. 1
«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения)
14. Конь. 1
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».
15. Конь. 1 Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.
Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
Январь
16. Конь против ферзя, ладьи, слона. 1 Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура. «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные по-ложения).17.
Пешка. 1 Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.
Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
18. Пешка. 1 Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки. «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения)
19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 1 Февраль
20. Король. 1 Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Игра на уничтожение» (король против короля).
21. Король против других фигур. 1 Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки)
22. Шах. 1 Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Март
23. Шах. 1 Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытий шах», «Дай двойной шах». Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый шах».
24. Мат. 1 Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Дидактическое задание «Мат или не мат».
25. Мат 1 Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». Дидактическое задание «Мат в один ход».
Апрель
26. Мат. 1 Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
27. Ничья. Пат. 1 Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».
28. Рокировка. 1 Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
29. Шахматная партия. 1 Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидакт. игра «Два хода».
Май
30. Шахматная партия. 1 Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
31.
32. Шахматная партия. 1 Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения.
33-34. Шахматная партия. 1
Повторение программного материала. Игра всеми фигурами из начального положения.
2год обучения

Тема занятия Кол
час Примерное содержание
программного материала Практика
Сентябрь 1.
Вводное занятие.
Беседа по ТБ.
Шахматная доска 1 Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
2. Линейный
мат двумя ладьями 1 Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».
3. Решение шахматных задач 1 Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры
4. Решение шахматных задач 1 Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дид. игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».
Октябрь
5. Линейный мат шахматным ферзём 1 Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания
и игры «Мешочек»,
«Да и нет», «Мяч».
6. Линейный мат шахматной ладьёй 1 Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и
игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Кратчайший путь,
«Игра на уничтожение»
(ладья против ладьи, две ладьи против одной, две
ладьи против двух),
«Огранич. подвижности».
7. Ладья. 1 Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
«Игра на уничтожение»
(ладья против ладьи, две ладьи против одной, две
ладьи против двух)
8. Мат двумя слонами 1 Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший путь».
Ноябрь
9-10. Король и пешка против кроля 1 Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидак. игры «Захват
контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на уничто-
жение» (слон против слона, два слона против
одного, два слона против
двух), «Огран. подвиж.».
11. Ладья против слона. 1
Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля «Игра на уничтожение»
(ладья против слона, две ладьи против слона,
ладья против двух слонов,
две ладьи против двух сло-
нов, сложные положения)
12.
Ферзь. 1
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взя-тие. Ферзь — тяж. фигура. «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший
путь».
Декабрь
12. Ферзь. 1 Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».
13. Ферзь против ладьи и слона. 1
«Игра на уничтожение»
(ферзь против ладьи, ферзь против слона, сложные положения)
14. Пешки бывают разными 1
Место пешек в начальном положении. Ход пешки, взятие. Пешка — легкая фигура.
Дидактические задания «Перехитри часовых»,
«Кратчайший путь»,
«Один в поле воин».
15. Конь. 1 Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.
Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
Январь
16. Конь против ферзя, ладьи, слона. 1 Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура. «Игра на уничтожение»
(конь против ферзя, конь против ладьи, конь против
слона, сложные положения).
17.
Пешка. 1 Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле
воин».
18. Пешка. 1 Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки. «Игра на уничтожение»
(пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения)
19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 1 Февраль
20. Король. 1 Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Игра на уничтожение» (король против короля).
21. Король против других фигур. 1 Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
Дидакт. игры «Захват контр. поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня,
король против пешки)
22. Шах. 1 Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра
«Первый шах».
Март
23. Шах. 1 Открытый шах. Двойной шах. Дидактичесие задания «Дай открытий шах», «Дай двойной шах». Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «
Первый шах».
24. Мат. 1 Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Дидактическое задание
«Мат или не мат».
25. Мат 1 Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». Дидактическое задание
«Мат в один ход».
Апрель
26. Мат. 1 Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Дидактическое задание
«Дай мат в один ход».
27. Ничья. Пат. 1 Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание
«Пат или не пат».
28. Рокировка. 1 Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
29. Шахматная партия. 1 Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахмат. партию). Дидактическая игра
«Два хода».
Май
30. Шахматная связка. 1 Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами
из начального положения.
31.32 Шахматная связка виды 1 Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения.
33-34. Наши чемпионы 2 Повторение программ. материала. Игра всеми фигурам.
Шахматный турнир.
Защита проекта.

4.Краткое описание содержание программы« Клуб юный шахматист»
1 год обучение
1.Т.Б 2. Шахматная доска
3. Шахматная доска
4. Шахматные фигуры.
5. Начальное положение
6. Ладья.
7. Ладья.
8. Слон.
9. Слон.
10. Слон.
11. Ладья против слона.
12. Ферзь.
13. Ферзь против ладьи и слона
14. Конь.
15. Конь.
16. Конь против ферзя, ладьи, слона.
17. Пешка.
18. Пешка.
19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
20. Король.
21. Король против других фигур.
22. Шах.
23. Шах.
24. Мат.
25. Мат.
26. Мат.
27. Ничья. Пат.
28. Рокировка.
29. Шахматная партия.
30. Шахматная партия.
31. Шахматная партия.
32. Шахматная партия.
33. Шахматная партия.
34. Шахматная партия.
2год обучение
1.Т.Б 2.Линеный мат двумя ладьями.
3. Решение шахматных задач.
4. Решение шахматных задач.
5. Линейный мат шахматным ферзём.
6. Линейный мат шахматной ладьёй.
7. Ладья.
8. Мат двумя слонами.
9. Король и пешка против кроля.
10. Король и пешка против кроля.
11. Ладья против слона.
12. Ферзь.
13. Ферзь против ладьи и слона.
14. Пешки бывают разными.
15. Конь.
16. Конь против ферзя, ладьи, слона.
17. Пешка.
18. Пешка.
19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
20. Король.
21. Король против других фигур.
22. Шах.
23. Шах.
24. Мат.
25. Мат.
26. Мат.
27. Ничья. Пат.
28. Рокировка.
29. Шахматная партия.
30. Шахматная связка.
31. Шахматная связка виды.
32. Шахматная связка виды.
33. Наши чемпионы.
34. Наши чемпионы.
5. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Школьный стол.
2. Школьный стул.
3. Шахматная доска.
4. Набор шахматных фигур.
5. Интерактивная доска.
6.Диски ( с обучающей программой игры в шахматы ).
7.Комтьюте
6.Список литературы:
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктов: пособие учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М. Просвищение 2011
2.Григорьев Б. «Загадки шахмат», М. – Просвещение, 2008
3. Грцензон Б., Напереенков А. «Шашки – это интересно», издательство
Детская летература 2009г
4.Зак В., Длуголенский Я. «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература», М. 2006 г.
5. Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.
6. Журавлёв Н.И. Шахматы для всей семьи. Москва 2011
А также разнообразные Онлайн-игры «Шахматы».