Рабочая программа по технологии (девочки) 5 класс ФГОС
3683073025МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
________________________________________________________________
Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64;Е-mail: shkola1zeya@rambler.ruСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Е.П. Земскова
УТВЕРЖДЕНА
приказом МОАУ СОШ № 1
от 31.08.2015 № 223-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
5А,Б классы
Учитель: Ярощук Татьяна Викторовна
1квалификационная категория
г. Зея, 2015г
Структура Рабочей программы
Пояснительная записка.
1.1. Обоснование выбора программы.
1.2.Нормативно-правовое основание разработки программы.
1.3. Цели изучения предмета и задачи программы.
1.4. Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.1.5. Количество учебных часов.
1.6.Формы организации учебной деятельности.
1.7.Формы и виды контроля.
1.8.Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.
1.9.Учебно-методический комплект.
Содержание программы.
2.1. Содержание.
2.2. Учебно-тематический план.
2.3. Планируемые результаты обучения.
III. Календарно-тематический план учителя.
IV. Литература и средства обучения.
I. Пояснительная записка
1.1. Обоснование выбора программы
Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по технологии ведения дома (ФГОС ООО) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Рабочая программа обеспечивает достижение базового уровня образовательных достижений учащихся. Специфика программы в том, что она способствует формированию необходимых учебно - познавательных, коммуникативных и информационных компетенций учащихся 5 класса. Данные компетенции обучающихся обеспечивают реализацию задач основного общего образования.
Выбранная Примерная программа по технологии ведения дома соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, поэтому рабочая программа, составленная на её основе, обеспечивает мотивацию учащихся к освоению базового уровня и обеспечивает освоение базовых понятий курса технологии ведения дома.
Программа соответствует содержанию учебника «Технология. Технология ведения дома» 5 класс для учащихся общеобразовательных организаций. Учебники включены в действующий Федеральный перечень учебников. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.: ил.
1.2.Рабочая программа по технологии (технологии ведения дома) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии (технологии ведения дома), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам образования, представленных в Федеральномгосударственном образовательном стандарте основного общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
1.3.Нормативно-правовое основание разработки программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- основная образовательная программа основного общего образования – для 5 класса общего образования МОАУ СОШ № 1;
- учебный план МОАУ СОШ № 1 на 2015-2016 учебный год;
- Положение о рабочей программе по предмету, курсу, дисциплине (модулю) педагогов МОАУ СОШ № 1.
1.4. Цели изучения предмета и задачи программы
Цели обучения:
• формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
• освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи обучения:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).
1.5.Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартамиОсновным предназначением образовательной области «Технология » на II ступени обучения являются адаптация обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.
1.6. Количество учебных часов
Согласно учебному плану школы на изучение предмета "Технология" в 5 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Предусмотрены практические работы и творческие проекты по каждому разделу.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
Всего часов В том числе
Теория Лаборат. работы Практич. работы Контрольные работы Проекты
70 17 3 25 5 20
1.7.Формы организации учебной деятельностиФормы урочной деятельности
Урок – практикум
Урок – деловая игра
Урок – соревнование
Урок- общение
Интегрированный урок
Традиционный комбинированный урок.
Технологии обучения:
Технологии традиционного обучения
Технологии дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Личностно – ориентированная
Информационно – коммуникативные.
Проектная деятельность
Формы и виды контроля
Формы: проверочная работа, тест, контрольная работа
Виды:
Индивидуальный
Групповой
ФронтальныВходной
Текущий
Тематический
Итоговый
Одной из главных форм контроля на уроках трудового обучения является контроль соблюдения правил поведения в мастерской и правил безопасного труда при выполнении практических работ. Такая форма контроля как устный зачет по правилам работы с инструментами и на оборудовании, без сдачи которого обучающиеся не допускаются к дальнейшему выполнению практической работы, позволяет сохранить прочные знания по теме, способствует осмыслению выполняемых практических действий. Применение самоконтроля по выявлению допущенных ошибок и причин их возникновения способствует повышению качества выполняемой работы.
Для стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности обучающихся используются следующие приемы: положительные отметки, похвала и порицание, взаимопомощь при выполнении практической работы, самопроверка лабораторных работ, тестов, кроссвордов, соревнование. Одним из приемов стимулирования на выполнение качественного изделия может служить постоянно действующая выставка работ учащихся, выполненных в ходе учебной деятельности.
1.8. Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года
в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения
Результаты обучения представлены в п. 2.3. и содержат три компонента:
метапредметные результаты;
личностные;
предметные результаты.
1.9.Учебно-методический комплект
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко. Технологии ведения дома: 5 класс общеобразовательных учреждений (М.: Вентана-Граф), входящего в образовательную систему ≪Алгоритм успеха≫.
2.1.Содержание
Содержание программы
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» ( 2ч)
Тема 1. Интерьер кухни, столовой (2 ч)
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.
Проектирование кухни с помощью ПК.
Раздел «Электротехника» (2 ч)
Тема 1. Бытовые электроприборы (2 ч)
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах: эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторино- практические и практические работы.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.
Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами.
Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника
Раздел «Кулинария» (14 ч)
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне (1 ч)Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарём. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Тема 2. Физиология питания (1 ч)
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Лабораторно-практические и практические работы.
Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема 3. Бутерброды и горячие напитки (2 ч)
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление и оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао).
Дегустация блюд. Оценка качества.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 ч)
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 5. Блюда из овощей и фруктов (4 ч)
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, при пускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Определение содержания нитратов в овощах.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 6. Блюда из яиц (2 ч)
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение свежести яиц.
Приготовление блюд из яиц.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч)
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка меню завтрака.
Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку.
Складывание салфеток.
Раздел «Кулинария» (14 ч)
Тема 1. Свойства текстильных материалов (4 ч)
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема 2. Конструирование швейных изделий (4 ч)
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 3. Швейная машина (4 ч)
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы.
Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками.
Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.
Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.
Упражнение в выполнении закрепок.Тема 4. Технология изготовления швейных изделий (10 ч)
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов впод- гибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч)
Тема 1. Декоративно-прикладное искусство (2 ч)
Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Лабораторно-практические и практические работы.
Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.
Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.
Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства (2 ч)
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.
Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Лабораторно-практические и практические работы.
Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.
Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.
Тема 3. Лоскутное шитьё (4 ч)
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление образцов лоскутных узоров.
Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (20 ч)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (20 ч)
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований, к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы.
Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни - столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
2.2.Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов, тем Всего часов В том числе
Лаборат. работы (кол-во) Практич работы (кол-во) Контрольные работы
(кол-во)
1 «Технологии домашнего хозяйства» ( 2ч) 2 1 2 Раздел «Электротехника» (2 ч)
2 1 1
Входная контрольная работа
3 Раздел «Кулинария» (14 ч)
Исследовательская и созидательная деятельность (2 ч) 14+2 5 1
контрольная работа
4 Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч) + Исследовательская и созидательная деятельность (10 ч) 22+10 3 11 1
контрольная работа
5 Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч)
Исследовательская и созидательная деятельность (6 ч) 8+6 5 1
Итоговая контрольная работа
6 Запуск творческого проекта «Мое портфолио. Мои успехи в освоении технологии 5 класс » 2+2 2 1
контрольная работа
Итого 70 3 25 5
2.3. Планируемые результаты обучения
Метапредметные результаты изучения курса:
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• моделирование технических объектов и технологических процессов;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
• исследовательские и проектные действия;
• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
• формулирование определений понятий;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
• владение речью;
регулятивные УУД:
• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
• самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
• саморегуляция.
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
• осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
• разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
• работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
• определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
• наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);• выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;
• читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
• выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
• подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.
Личностные результаты изучения предмета:
• проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• мотивация учебной деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• нравственно-эстетическая ориентация;
• реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
• развитие готовности к самостоятельным действиям;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
• проявление технико-технологического и экономического мышления;
• экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого спектра УУД.
III.Календарно-тематический план учителя
Календарно-тематический план 5 класс
№
урока № урока
темы По плану 5А По плану 5Б По факту
5А/5Б Тема урока Контроль знаний и умений Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий).
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)
1. 07.09 02.09 Физиология питания. Техника безопасности на кухне. Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК
2. 07.09 02.09 Роль витаминов в жизнедеятельности организма. Практическая работа № 1 Виртуальная экскурсия Контроль качества блюда Раздел «Электротехника» (2 ч)
1. 14.09 09.09 Бутерброды. Горячие напитки. Бытовые электроприборы. Контроль качества блюда Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника
2. 14.09 09.09 Контроль организации рабочего места. Виды бутербродов. Способы приготовления. Практическая работа № 2 Конкурс на знание ТБ с электро-
приборами Раздел «Кулинария» (14 ч) + Исследовательская и созидательная деятельность (2 ч)
Запуск творческого проекта № 1 «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»
1. 21.09 16.09 Блюда из яиц. Экскурсия в школьную столовую Самостоятельная работа. Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов.
Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.
Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.
Оказывать первую помощь при порезах и ожогах
2. 21.09 16.09 Определение свежести яиц. Просмотр кинофильма Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды
3. 28.09 23.09 Первичная обработка овощей. Виды овощей. Конкурс на лучшее приглашение «Заходи на чай» Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь
4. 28.09 23.09 Практическая работа № 3
Этапы первичной обработки овощей. 5. 05.10 30.09 Первичная обработка овощей. Виды салатов. Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар
6. 05.10 30.09 Практическая работа № 4
Технология приготовления винегрета. 7. 12.10 07.10 Первичная обработка винегрета. Викторина «Лучшая хозяйка» Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады
8. 12.10 07.10 Практическая работа № 5 Технология приготовления слоёных сал. 9. 19.10 14.10 Приготовление салата «Мимоза». 10. 19.10 14.10 Практическая работа № 6 Оформление приглашений на праздник. 11. 26.10 21.10 Приём гостей. Беседа. Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам
12. 26.10 21.10 Практическая работа № 7 Сервировка стола. 13. 09.11 28.10 Обработка проектного материала. Игра «Звездный час» Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»
14. 09.11 28.10 Практическая работа № 8 «Разработка меню завтрака. Сервировка стола. Складывание салфеток» 15. 16.11 11.11 Обработка проектного материала. Защита проекта
16. 16.11 11.11 Защита проекта «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» Ролевая игра Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч) + Исследовательская и созидательная деятельность ( 10 ч)
1. 23.11 18.11 Производство текстильных волокон. Волокна растительного происхождения. Просмотр кинофильма Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований
2. 23.11 18.11 Лабораторная работа № 1 «Определение направления долевой нити в ткани» 3. 30.11 25.11 5А 07.12 Текстильные материалы и их свойства. 4. 30.11 25.11 5А 07.12 Лабораторная работа № 2 «Изучение свойств ткани из хлопка и льна» 5. 07.12 02.12 5А 14.12 Изготовление выкроек. Раскрой швейного изделия. Снимать мерки и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия по заданным размерам. Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий
6. 07.12 02.12 5А 14.12 Практическая работа № 9
«Изготовление выкроек Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия» 7. 14.12 09.12 5А 21.12 Швейные ручные работы Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание.
8. 14.12 09.12 5А 21.12 Практическая работа № 10
«Изготовление образцов ручных работ» Соревнование «Самая аккуратная швея» 9. 21.12 16.12 5А 28.12 Швейная машина. Виртуальная экскурсия в музей прошлого Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и представлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приёмами труда
10. 21.12 16.12 5А 28.12 Лабораторная работа № 3
«Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины» Исследование «Как она работает» 11. 28.12 23.12 5А
11.01 Основные операции при машинной обработке изделия. 12. 28.12 23.12 5А
11.01 Практическая работа № 11
«Изготовление образцов машинных работ» Запуск творческого проекта № 2 возможны темы «Наряд для завтрака», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне»
13. 11.01 13.01 Влажно-тепловая обработка ткани. Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщик и портной.
Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу. Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект
14. 11.01 13.01 Практическая работа № 12
«Проведение влажно-тепловых работ» 15. 18.01 20.01 Технология пошива фартука. Консультация «Хочу все знать» 16. 18.01 20.01 Практическая работа № 13
«Раскрой швейного изделия» 17. 25.01 27.01 Технология обработка нижней части фартука. 18. 25.01 27.01 Практическая работа № 14
«Обработка нижней части фартука швом вподгибку» 19. 01.02 03.02 Технология изготовления карманов. 20. 01.02 03.02 Практическая работа № 15
«Изготовление и оформление карманов» 21. 08.02 10.02 Технология соединения карманов с нижней частью фартука. 22. 08.02 10.02 Практическая работа № 16
« Соединение карманов с нижней частью фартука» 23. 15.02 17.02 Изготовление нагрудника с бретелями. 24. 15.02 17.02 Практическая работа № 17
«Обработка бретелей и соединение с нагрудником» 25. 22.02 24.02 Монтаж фартука. 26. 22.02 24.02 Практическая работа № 18
«Соединение нагрудника с нижней частью фартука» 27. 29.02 02.03 Монтаж фартука (продолжение). 28. 29.02 02.03 Практическая работа № 19
«Обработка пояса» 29. 07.03 09.03 Контроль и оценка качества готового изделия. Викторина «Я самая ….» 30. 07.03 09.03 Практическая работа № 20
«Окончательная обработка изделия. Влажно-тепловая обработка» 31. 14.03 16.03 Обработка проектного материала. Защита проекта
32. 14.03 16.03 Защита проекта «Наряд для завтрака» Проект «Наряд для завтрака» Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч) + Исследовательская и созидательная деятельность (6 ч)
1. 21.03 23.03 Декоративно-прикладное искусство. Виртуальная экскурсия в музей Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину
2. 21.03 23.03 Декоративно-прикладное искусство. Виртуальная экскурсия в музей 3. 04.04 06.04 Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора
4. 04.04 06.04 Практическая работа № 21
«Создание орнамента. Цветовое сочетание» Запуск творческого проекта № 3 «Лоскутное изделие для кухни-столовой »
5. 11.04 13.04 Технология изготовления лоскутного изделия. Просмотр видеоролика «Как это сделано» Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья
6. 11.04 13.04 Практическая работа № 22
«Изготовление шаблонов из картона» 7. 18.04 20.04 Технология изготовления лоскутного изделия. 8. 18.04 20.04 Практическая работа № 23
«Изготовление образцов лоскутных узоров» Исследовательская и созидательная деятельность
9. 25.04 27.04 Технология соединения деталей изделия. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу. Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект
10. 25.04 27.04 Практическая работа № 24
«Соединение деталей лоскутного изделия» 11. 02.05 04.05 Сборка изделия. Декоративная и окончательная отделка изделия» 12. 02.05 04.05 Практическая работа № 25
«Окончательная отделка изделия » 13. 09.05 11.05 Обработка проектного материала. 14 09.05 11.05 Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни-столовой» Проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» Запуск творческого проекта № 4 «Мое портфолио. Мои успехи в освоении технологии 5 класс »
1. 16.05 18.05 Обработка проектного материала. Защита проекта
Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу. Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект
2. 16.05 18.05 Защита проекта «Мои успехи в освоении технологии 5 класс» Брейн-ринг 23.05 25.05 Резервный час. 23.05 25.05 Резервный час. IV. Литература и средства обучения
Методические пособия:
Матюшкин В. В. Большое внимание формированию культуры труда. Школа и производство, - М. : Школа – Пресс 1, 2002.
Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Пайков А. В. Дифференцированный подход в обучении технологии. Школа и производство, - М. : Школа – Пресс, 2001.
Перова Е. Н. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, – М.:Народное образование, 1998.
Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, - 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006.
Технология. 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры» / авт.-сост. Е. А. Гурбина, М. В. Гурко, С. А. Лёвина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Материально-техническое оснащение
Компьютер, принтер, сканер, проектор, документ-камера, швейные машины, электрические плиты, утюги.