Статья на тему Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Статья на тему
"Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка"
Английский язык является одним из ведущих языков в сфере международной деловой коммуникации ХХІ в. Владение английским языком считается одним из важнейших условий интеграции в мировое сообщество, обязательным элементом позитивных социальных изменений, экономического благополучия и новых технологий [3, 356 с]. И поэтому главной задачей современных педагогов является заинтересовать учащихся и показать важность овладения иностранным языком используя различные технологии.
В своей работе мы активно используем информационно-компьютерные технологии. К основным дидактическим преимуществам которых следует отнести: интерактивные методы, связанные с применением компьютера; автоматизация восприятия; вариативность обучения; самостоятельность и подконтрольность при овладении учебным материалом.
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры [2, 31 с].
Целью работы: показать возможность использования аудиовизуальных средств на уроках английского языка, направленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся и развитие всех видов речевой деятельности.
Поставленная цель достигается через следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме;
2. Выявить особенности работы с видеоматериалами на уроках английского языка;
3. Обозначить критерии отбора материалов для видео-урока;
4. Рассмотреть возможные пути проведения урока с использованием видео материалов.
5. Разработать примерные задания к уроку с использованием видеозаписей.
Гипотеза: если систематически применять аутентичные видеоматериалы на учебных занятиях, то это повысит мотивацию учащихся к изучению английского языка. Отсюда очевидна важность и актуальность изучения использования видеоматериалов. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными, их назначение - создание более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной среде. Проведение урока целиком на иностранном языке создает прототип иноязычной среды, приближает учебный процесс к условиям подлинной коммуникации на данном языке.
Практический опыт показывает, что использование видеоматериалов является эффективным средством развития речемыслительной деятельности учащихся, позволяя решать одновременно несколько задач, что соответствует принципу комплексного подхода в обучении. Учащиеся получают наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоязычных стран. Использование видеозаписей способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучающихся. За счёт смены впечатления и эмоционального воздействия видеофильма формируется личностное отношение учащихся к увиденному.
Существует ряд ситуаций на уроках, когда видео может быть особенно полезным: если мы хотим представить законченный языковой контекст; показать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов; практиковать навыки аудирования в естественном контексте; представить ситуации для обыгрывания в классе (например, ролевая игра); практиковать навыки описания и пересказа; обогатить словарный запас; стимулировать общение или дискуссию [1, 272 с].
При проведении видео-уроков необходимо также соблюдать основные подходы и принципы их проведения, в частности, критерии отбора материалов для видео-урока
1. Требование к съемке: изображение и звук должны быть четкими и качественными; необходимо наличие крупных планов с показом говорящего и сочетание их с общими планами с показом ситуаций; мимика персонажей должна быть видна четко; необходимо наличие сцен с использованием жестов, реакций слушателей в разных ситуациях.
2. Требование к сюжету: должна прослеживаться четкая связь между сюжетом и содержанием диалогов в сценах.
3. Требования к речи персонажей: на начальном этапе работы с видео речь должна прослушиваться достаточно ясно, без посторонних и фоновых шумов; речь должна быть достаточно четкой и не слишком быстрой; желательно, чтобы акцент или диалект говорящего был понятен учащимся.
4. Требование к языку: язык должен быть современным, соответствующим требованиям и нормам литературного языка, из тех областей, с которыми чаще всего придется сталкиваться учащимся (однако, во многих случаях данный выбор определяется задачей урока); необходимо наличие естественных пауз между высказываниями; жаргонные выражения и восклицания должны быть достаточно короткими и не слишком сложными для понимания; текст не должен быть перегружен новыми словами, выражениями и незнакомыми жестами.
5. Требования к длительности сюжетов: сюжеты должны занимать не более 10-15 минут или делиться на смысловые отрезки, которые можно повторять несколько раз за период урока; все отрезки должны иметь законченный сюжет.
6. Требования к содержанию: ситуации должны быть типическими, такими, которые могут встретиться учащимся в практике; хорошо, если сюжет может быть впоследствии пересказан учащимися в виде законченного рассказа, с которыми можно работать далее в других формах; для урока могут быть выбраны учебные, художественные, рекламные фильмы, передачи новостей и другие сюжеты.
Существует множество путей проведения уроков с использованием видео. Выбор этих путей зависит от таких факторов, как цель, тип текста, уровень владения языком учащимися, и т.п. Мы хотели бы предложить один из путей проведения урока с использованием видео материалов.
1. Этап перед просмотром видео. Главная цель этого этапа вызвать интерес у учащихся и ввести в ситуацию.
Перед тем, как приступить к просмотру, создайте условия для того, чтобы учащиеся подумали и обсудили то, что им предстоит посмотреть. Используйте наглядность, такую, например, как реальные предметы и картинки. Задайте вопросы или поговорите о жизненном опыте учащихся, который касается темы видео. Активизируйте знания учащихся по теме и помогите им построить версии о содержании текста, который они будут смотреть. На этом этапе не следует обращать внимание на ошибки, которые сделают учащиеся. Потому, что цель этого этапа не аккуратность говорения, а создание интереса, который способствует повышению мотивации к видео просмотру.
2. Обучение ключевым словам или фразам до просмотра видео.
До видео просмотра следует обучить учащихся тем ключевым словам и фразам, без которых понимание текста будет затруднено. Так или иначе, учитель должен определить те трудности, которые могут возникнуть у учащихся при просмотре и разработать стратегию, как иметь с ними дело. В тексте должно быть максимум пять незнакомых слов. Имена собственные следует написать на доске и показать учащимся, как они произносятся.
3. Просмотр видео сюжета в первый раз. Целью этого этапа является общее понимание увиденного.
Перед просмотром задайте ученикам 2-3 вопроса, или поставьте учебную задачу.
Пример:
These pictures tell a story. Watch and put them in the correct order.
Вы можете сказать учащимся, что при этом просмотре понимание деталей текста не имеет значение. Просмотр должен проходить без пауз, текст прослушивается полностью, чтобы дать возможность ученикам сконцентрировать свое внимание на общей картине содержания. Дайте возможность ученикам обсудить в малых группах, что они поняли, прежде, чем они будут обсуждать увиденное всей группой. Прежде, чем вы дадите просмотреть видео во второй раз, спросите учащихся, как они хотят смотреть видео дальше, чтобы понять детали – по частям или полностью.
4. Просмотр видео сюжета во второй раз. Целью этого этапа является детальное понимание текста. Задайте учащимся вопросы, направленные на то, чтобы ученики делали выводы и умозаключения. Видео просматривается с паузами – особенно это необходимо в том случае, если учащимся предложено делать заметки во время просмотра. Проведите мониторинг и оцените как учащиеся выполняют задания. Ученики работают в малых группах, обсуждая увиденное, прежде чем каждая группа предложит свою версию всей группе. Задайте вопросы, направленные на выяснение мнения каждого ученика, например What did you think of what the woman did? Would you have done that? Таким образом, практика в развитии понимания речи на слух перейдет в практику устной речи. Наконец, если вы собираетесь учить языковым единицам, которые содержатся в тексте, полезно дать учащимся читать и смотреть текст одновременно, т.е включить субтитры.
Так же хотелось бы привести примеры заданий, которые можно использовать как во время просмотра видео сюжетов, так и на этапе рефлексии. Они позволят мотивировать учащихся к работе, создадут переход из состояния пассивного слушателя в активного участника беседы на иностранном языке.
Prediction. Видео проигрывается со звуком и изображением, но время от времени картинка останавливается, и во время паузы учащиеся пытаются предугадать, что главные герои скажут или сделают в следующем кадре.
Real thoughts. Это упражнение основано на идее, что люди не всегда говорят то, что думают. Остановите пленку на ключевых моментах и попросите учащихся предположить, каковы настоящие мысли говорящего.
Role-play. Дайте каждому ученику персонаж для изучения. Скажите, чтобы во время просмотра они внимательно посмотрели, как сыграна эта роль. Затем попросите учащихся сыграть по памяти свои роли. Им необязательно воспроизводить текст дословно, нужно только играть соответственно персонажу. Затем звук выключается, и студенты озвучивают своих персонажей во время просмотра.
Description of the main character. Работая в группах, учащиеся пишут слова, которые они ассоциируют с каждым из героев сюжета и объясняют, почему, по их мнению, именно эти слова подходят персонажу.
Gapped dialogue. Выберите сюжет, состоящий из диалога между 2-мя людьми, запишите на бумаге только одну роль, вместо другой - пропуски, так называемый gapped dialogue. Подготовьте достаточное количество пропусков для каждой пары учащихся.Покажите учащимся видео-сюжет без звука. Затем проиграйте только звуковую дорожку без изображения. Разделите студентов на пары и дайте каждой паре the gapped dialogue. При этом можно дать им возможность просмотреть сюжет еще несколько раз, но без звука. Наконец, сюжет проигрывается снова целиком со звуком и изображением и сравнивается работа учащихся с оригиналом. Причем, работа оценивается не по точному воспроизведению оригинала, а по тому, как их версия подходит к зрительным видео образам.
Predict the speech.Учащиеся просматривают короткий сюжет без звука (это может быть сцена в ресторане, в магазине, встреча друзей, приход в гости или любой другой материал в зависимости от уровня учащихся) и угадывают, что говорят персонажи. Затем составляют диалог и проигрывают его как озвучивание видео. Затем просматривают сюжет со звуком и сравнивают речь персонажей со своим вариантом. Учитель дает необходимые комментарии.
Predict the scene.Учащиеся прослушивают звуковое сопровождение видео-сюжета без изображения. Учитель обращает их внимание на интонации персонажей и звуковые эффекты. Учащиеся отвечают на вопросы типа: "Where does the scene take place? How many characters will you see? What are they doing? How are they dressed?" etc.
Body Language.Учащиеся просят пронаблюдать за жестами и мимикой какого-нибудь персонажа. Они просматривают видео без звука. Далее учащиеся копируют мимику и жесты персонажа и стараются дать их интерпретацию. Затем можно просмотреть видео со звуком и дать учащимся самим проверить свои догадки. После этого учитель делает комментарий и дает необходимые пояснения.
Comparison with our native country. Учащиеся просматривают видео-сюжет, после чего проводится обсуждение, каким мог бы быть этот фильм, если бы действие происходило в нашей стране.
What happens next? При просмотре со звуком учитель останавливает пленку в некоторых местах, и учащиеся должны предсказать, что ответит персонаж, или что произойдет далее. Эффективны при работе с видео упражнения на информационный поиск.
"Special questions". Учащимся предлагается просмотреть видео-сюжет и записать основные данные в 6 колонок под заглавиями Who? What? Where? When? Why? How? Особенно рекомендуется проводить это упражнение при работе с документальными фильмами и программами новостей.
Matching. Перед просмотром документального фильма или новостей учитель составляет список фактов, имен и названий. Учащиеся могут работать в парах и группах. Их задача - просмотреть видео-сюжет и записать максимум информации. После того, как они запишут всю информацию, которую они запомнили (включая имена и названия), им выдается список, составленный учителем. Они сопоставляют данные. Каждое совпадение может оцениваться, например в 10 очков, а данные, которых нет в списке учителя - 20 очков, если они верны. После подсчета очков определяется, какая пара или группа победила.
What do you want to know about? Перед просмотром тематического видео-сюжета или документального фильма учащиеся составляют список возможных вопросов по теме фильма. Затем они просматривают видео и находят ответы на те вопросы, на какие возможно.
Следует отметить, что применение на уроке видеофильма – это не только использование ещё одного источника информации. Создаются условия для развития различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в группе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определённые усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания.
Таким образом, психологические особенности воздействия видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Успешное достижение этой задачи возможно лишь при систематическом показе видеофильмов и методически организованной демонстрации.
Исходя, из выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1.Применение нами регулярно инновационных технологий повысило интерес у учащихся к изучению английского языка.
2. Повысились навыки самооценки, способности к самопознанию.
3. Повысилось качество знаний у учащихся на 40%.
4. 70% учащихся хотят продолжить обучение в высших учебных заведениях.
Литература
1. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е. Н. Соловова.– 2-е изд. – М. : Астрель,2010.– 272 с.
2. Мятова М. И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 31-32.
3. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society. Oxford: Oxford University Press. 2001. 356 р.
Заголовок 315