Авторская адаптационная педагогическая разработка: творческая мастерская «Умелые ручки» программа дополнительного образования
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________
Пр.№ от «__»_____20___г
«Согласовано»
Зам.директора по ВР
_____________
Е.Е.Тетюшкина
«__»____20___ г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «СОШ №31
им. А.П.Жданова»
___________
Н. А. Селезнёв
«__»____20___г.
Авторская адаптационная педагогическая разработка:
творческая мастерская «Умелые ручки»
программа дополнительного образования
Автор разработки:
Буделенкова Зоя Алексеевна,
учитель технологии
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Занятия в творческой мастерской позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе мастерской уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Курс творческой мастерской “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 5 классов. Занятия проводятся 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Основная цель работы: всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
Задачи:
создание условий для самореализации ученика в творчестве;
формирование практических трудовых навыков;
развитие:
индивидуальных творческих способностей;
сенсорики, мелкой моторики рук;
пространственного воображения;
технического и логического мышления, глазомера;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации досуговой деятельности;
навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
высокая степень интереса школьников к содержанию занятий;
приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала; активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне;
использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, актового зала для проведения праздничных мероприятий; практическое применение своих умений и навыков.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты и метапредметные результаты.
Личностные результаты освоения программы курса:
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса:
правила безопасности труда, личной гигиены при работе с ножницами; правила безопасности труда при работе с крючком, спицей, иглой, пряжей, проволокой, утюгом; виды бисера, иголок и нитей для вышивания; основные инструменты для работы и приемы работы с ними.
Ожидаемые результаты.
1. Укрепление физических и психологических сил детей.
2. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.
Оценка результатов работы
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных мероприятий.
Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
1 год обучения.
№
п/п
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
1
1
-
2
Работа с бумагой и картоном.
26
2
24
Изготовление закладки по образцу.
1
1
Знакомство с оригами.
1
1
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
2
2
Изготовление аппликаций по образцу.
2
2
Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
4
4
Изготовление настольных игрушек (по образцу).
4
4
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
4
4
Изготовление карнавальных масок.
6
1
5
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
2
1
1
3
Работа с тканью.
13
2
11
Изготовление одежды для Барби (по выбору детей).
3
3
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
2
2
Знакомство и шитье мягкой игрушки.
5
1
4
Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).
3
1
2
4
Работа с бросовым материалом
13
2
11
Конструирование дома для сказочных героев.
4
4
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
4
4
Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
5
2
3
5
Работа с пластилином
13
2
11
Лепка людей, животных, овощей .
5
1
4
Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами”
4
1
3
Лепка по замыслу детей.
4
4
6
Итоговое занятие
2
2
-
Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
2
Итого
68
11
57
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.Доработай как первый год
2 год обучения
№
п/п
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Работа с бумагой и картоном.
16
1
15
3
Работа с тканью, мехом
16
1
15
4
Работа с природным материалом
11
1
10
5
Работа с пластилином
11
1
10
6
Работа с бросовым материалом
11
1
10
7
Итоговое занятие
2
2
-
Итого
68
8
60
Содержание:
Вводное занятие.
Проведение входного контроля.
Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бумагой и картоном.
Закладка с использованием вышивки.
Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик).
Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).
Игрушки небывальщины (работа по замыслу).
Изготовление аппликации “Осенний лес”.
Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
Знакомство с папье-маше.
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
Вырезание снежинок.
Работа с тканью, мехом.
Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо.
Изготовление обложки для книги.
Шитье мягкой игрушки.
Изготовление сувениров.
Работа с природным материалом.
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Изготовление животных из шишек.
Составление композиции (коллективная работа).
Работа но замыслу детей.
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с пластилином.
Лепка людей, животных.
Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.
Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).
Лепка-игра.
Работа с бросовым материалом.
Изготовление сувениров.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
Проведение итогового контроля.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
3 год обучения
№
п/п
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Вязание крючком
16
2
14
3
Работа с бумагой.
12
1
11
4
Работа с тканью, мехом.
16
1
15
5
Работа с бросовым мат-м.
12
1
11
6
Работа с пластилином
9
-
9
7
Итоговое занятие
2
2
-
Итого
68
8
60
Содержание:
Вводное занятие.
Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Вязание крючком.
Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.
Игольница “Грибок”, “Ромашка”.
Вязание игрушек-сувениров.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление новогодних сувениров.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.
Изготовление гирлянд (коллективная работа).
Изготовление игрушек-сувениров.
Работа с тканью, мехом.
Шитье мягкой игрушки.
Изготовление игрушек-сувениров.
Изготовление настенного кармашка для мелочей.
Работа с бросовым материалом.
Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.
Шитье игольницы (из открыток).
Изготовление подставки для чайника.
Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы).
Знакомство и изготовление чеканки (по образцу).
Работа по замыслу детей.
Работа с пластилином.
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
4 год обучения
№
п/п
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Работа с бисером.
16
2
14
3
Работа с тканью, мехом
10
1
10
4
Работа с бумагой и бросовым материалом
16
-
16
5
Вязание на спицах
16
2
14
6
Работа с пластилином
7
-
7
7
Итоговое занятие
2
2
-
Итого
68
8
60
Содержание:
Вводное занятие.
Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бисером.
Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций.
Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения.
Плетение браслетов-“фенечек”.
Плетение колец.
Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).
Плетение брошек (работа по схемам).
Плетение кулонов.
Ажурные браслеты.
Самостоятельное составление схем (работа в тетрадях).
Панно “Стрекозы”.
Плетение одной нитью.
Плетение в две нити.
Плетение жгута.
Плетение крестиком.
Плетение столбиком.
Плетение салфетки из бисера.
Плетение пасхального яйца.
Работа по замыслу детей.
Работа с тканью, мехом.
Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала).
Работа с бумагой и бросовым материалом.
Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)
Изготовление карандашницы.
Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).
Изготовление шкатулки-сувенира.
Игрушка “Гордый петух” (из пластмассовой бутылки).
Изготовление чеканки (по замыслу детей).
Работа по замыслу детей.
Вязание на спицах.
Приемы вязания.
Набор петель начального ряда.
Лицевые, изнаночные и кромочные петли.
Накиды.
Прибавление и убавление петель.
Вязание шапочки и шарфика для куклы.
Вязание детских варежек, носочек.
Вязание рисунка.
Работа с пластилином.
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
Проведение итогового контроля.
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
контролировать правильность выполнения работы.
Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.
Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.
При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.
Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.
Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.
При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.
Дети учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. В начале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.
На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, “фенечек”, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, воротники, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы – плетение пасхального яйца, салфетки. Большое внимание уделяется качеству изделия.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Список используемой литературы.
Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо,
2004. – 224 с.
Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
·15