Разработка урока по литературе на тему Анализ стихотворения в прозе Как хороши, как свежи были розы… И.С. Тургенева
Савельев Владимир Сергеевич
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Козловской СОШ Барабинского района Новосибирской области
Конспект открытого урока по литературе 9-м классе на тему "Лингвистический анализ текста (на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы…"
Цели урока:
углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;
рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма;
развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную активность;
воспитывать интерес к родному языку.
Методы и приемы: эвристическая беседа, комментированное письмо, лингвистический анализ текста, самостоятельная работа
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в хрустальной вазе.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Тексты, которые лежат у вас на партах, пусть лежат пока перевернутые, в тетрадях мы сегодня писать будем, но немного, мы больше будем с вами разговаривать.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Итак, тема урока на доске «Лингвистический анализ текста», возможно, вы этого еще в полной мере не понимаете. Эпиграф дан в виде одной из цитат, которые мы разбираем к сочинению при подготовке к ГИА – «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Что такое эпиграф?
Ученики: это цитата, в которой содержится главная мысль.
Учитель: что ж получается, если я даю эту цитату в качестве эпиграфа к уроку, значит это и есть главная мысль урока, тогда нужно еще раз ее прочитать и понять, чем мы собираемся с вами сегодня заниматься. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». С чего начнем?
Ученики: «читатель проникает» - значит «читатель понимает», «речевая ткань» - текст, слова в тексте, предложения, которые сплетаются между собой, выразительны, красивы и так далее.Учитель: значит, чтобы понять смысл текста, читатель должен проанализировать какие-то приемы, образы и так далее. Теперь к теме урока – лингвистический анализ текста, ЛИНГВИСТИКА – это что такое?
Ученики: это наука о языке.
Учитель: итак, лингвистический анализ текста, значит, что мы будем анализировать?
Ученики: языковой анализ текста, языковые единицы, слова, предложения, языковые приемы.
Учитель: итак мы работаем с вами сегодня с текстом, переверните листы. Перед вами стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», посмотрите, название дается в кавычках, обычно этого не происходит, значит, что у нас в названии?
Ученики: цитата
Учитель: цитата, очевидно, известная, на самом деле, для того, чтобы понять, откуда эта цитата, Тургенев пишет первый абзац, читаем его (имя ученика)(Ученик читает первый абзац)
Учитель: итак, значит, откуда у нас взята цитата?
Ученики: из стихотворения.
Учитель: верно, действительно, где-то когда-то давным-давно, был малоизвестный поэт 19 века Евгений Мятлев, который написал это стихотворение, потом на стихотворение положили музыку, оно стало романсом. Мы сейчас послушаем этот романс, и вы скажете, какое настроение у романса, у стихотворения, и соответственно, какое настроение будет у текста.
(прослушивание романса)
Учитель: какое настроение у стихотворения?
Ученики: грустное.
Учитель: о чем оно, что в нем происходит?
Ученики: рассказывается о девушке, она умирает.
Учитель: верно, грусть в том, что в конце девушка умирает «в погосте белый камень, на камне роз моих увянувший венок». Представьте, ребята, как-будто вы помните это стихотворение, то на какие мысли вас натолкнуло название?
Ученики: юность, грусть, смерть.
Учитель: свои стихотворения в прозе Тургенев писал уже в старости, они так и назывались «старческие», и в них очень много грустных размышлений о жизни, о смерти, то есть настроение текста задается сразу названием. Теперь обратимся к тексту. Я нашел запись этого текста, какая у нас задача, не просто посмотреть текст, а посмотреть, какие главные приемы в нем есть, как они организуют данный текст.
(прослушивание текста)
Учитель: ребята, вы, когда слушали, вам не хотелось, чтобы читали чуть быстрее? (ответы) Я, прежде чем выбрать эту запись, прослушал еще массу разных записей, были записи и за 3 минуты, и за 2 с половиной, компактно, быстро, для урока просто идеально, но все же я остановился на этом варианте, как вы думаете – почему??Ученики: именно эта запись подчеркивает настроение текста.
Учитель: кто произносит это стихотворение? (автор). Кто лирический герой? Какой он? Как он будет говорить? (медленно, хрипло) потому что это не юность молодая, когда хочется, чтобы все было быстро, на самом деле интонация передает настроение текста.
Учитель: когда вы читали, слушали текст, вы заметили, что в тексте есть очень яркие языковые приемы, какие, самый яркий, вы должны были его заметить.
Ученики: повтор одной и той же строчки «Как хороши, как свежи были розы…»
Учитель: как называется у нас такой прием? (лексический повтор). Нам важно не просто увидеть прием, а понять, для чего он, что он делает?
Ученики: показывает разные оттенки, делит текст на смысловые части, как в песни припев делит песню на куплеты.
Учитель: сколько частей у нас получается? (ответ – 6) скажите, первая часть, та, что мы уже прочитали, она будет относиться к основному содержанию, передавать какие факты, относиться к биографии, к жизни героя? (ответ – нет), тогда у нас получится 1 часть и еще 5 главных частей, с которыми мы и будем с вами работать. То есть, мы скажем, что лексический повтор делит наш текст на какие-то смысловые отрезки, сколько раз повторилось строка? (ответ – 7). 7 – такое сакральное, священное число определенную гармонию в текст тоже приносит. Хорошо, другой прием, увидели еще?
Ученики: синтаксис, многоточие и так далее.
Учитель: (навести на мысль о противопоставлении частей) Прочитайте начало 2й части «…теперь зима…», а 3-я часть, - зима меняется на лето, далее, снова зима, потом снова лето, потом последняя часть снова зима. Итак, что получается, части текста в каких отношениях (ответ – противоположных). Получается, второй и очень важный прием для этого текста – противопоставление. (записываю на доске). Противопоставление как еще по-другому называется? (ответ – антитеза).
(перехожу к доске для записей – составление таблицы)
Учитель: что мы с вами выписали, какие слова – противоположные – антонимы.
Противопоставление всегда основано на антонимах, хорошо, если смотреть на внешние признаки нашей таблицы, что у нас получилось – (ответ – лесенка), когда я что-то делаю лесенкой, как называется такой прием? (ответ – градация). Верно, градация тоже является одним из ключевых приемов в этом тексте. И сейчас, вы в своих тетрадях поработаете самостоятельно. Для того, чтобы найти градацию, вам нужны только те части, в которых описывается настоящее – это какие части? (ответ – 1,3,5). Переходим к таблице.
Настоящее время холод Темнота и свет (цветопись)звуки
1часть - одиночество 3 часть – старость 5 часть - смерть (Таблицу открыть на слайде)
(Для экономии времени предлагаю работать по рядам. Во время работы наталкиваю детей на мысль о замене образа света на образ свечи)Учитель: итак, напоминаю, что градация – это такой прием, где наблюдается какое-то движение, вверх или вниз, от большего к меньшему или наоборот). Итак, посмотрим, что у вас получилось, 1й ряд. Как меняется образ мороза, холода от части к части – что происходит? (ответы)
На слайде – 1 часть - «Мороз запушил стекла окон» - все красиво, хорошо.
3 часть – «мороз скрипит и злится» - появляется жестокость.
5 часть – «мне холодно…я зябну…они умерли…» - смерть
Учитель: зима какой несет в себе образ – смерти, старости – как и времена года, весна – это рождение да, и так далее.
Теперь 2 ряд – 1 часть – «в комнате горит одна свеча…»
3 часть – «все темней да темней… нагоревшая свеча трещит…»
5 часть – «свеча меркнет и гаснет…»
Теперь 3 ряд – 1 часть «звенит и звенит…»
3 часть – «скучный, старческий шепот…»
5 часть – «кашляет хрипло и глухо…» - обратите внимание на звуки – как называется такой прием – аллитерация.
Учитель: хорошо, вы увидели градацию, что происходит в тексте? Человек постепенно умирает да?
Мы с вами анализировали не смысл, а мы анализировали тут самую речевую ткань, разные приемы, мы вышли на понимание идеи? (ответ – да). Самое главное, когда мы работаем с текстом, мы должны объяснять, для чего нужен тот или иной прием.
Итак, если у нас есть еще время – мы с вами пробежимся по некоторым художественным приемам
На слайде – «Мороз скрипит и злится» – олицетворение
«летний вечер тихо тает» - метафора
«простодушно-вдохновенны задумчивые глаза» - эпитет
«мороз запушил стекла окон» - олицетворение
«воркотня самовара» - олицетворение
Учитель: ребята, а что такое резеда, кто знает? Кто-нибудь когда-нибудь встречал такое растение? (показать на слайде иллюстрацию).
Рефлексия
Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все, что было на уроке, и дописать предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Самым интересным для меня было…
Для себя я возьму…
(Предложения зачитывают 2-3 ученика)
Выставление оценок