ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о порядке комплектования и организации деятельности кружков (секций)


ОБЛАСТНОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

«ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»








Кружковая (секционная) деятельность
ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»

























Специалисты методического отделения
Белгород 2014
Виды досуговой деятельности
Организация внеурочной воспитывающей и развивающей деятельности детей, в том числе досуговой, в Центре всегда была и останется очень важной сферой деятельности педагогов. Занятия с детьми, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, так как помогают сблизиться с воспитанниками, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний.
Совместная деятельность педагогов и воспитанников дает возможность детям раскрыть свои творческие способности и таланты, определиться с их приложением в разнообразных видах деятельности. Внеурочная воспитывающая и развивающая деятельность специалистов и воспитанников, на наш взгляд, как нельзя лучше, развивает творческие способности несовершеннолетних, дает детям некое ощущение «взрослости», помогает в дальнейшей учёбе, работе, да и просто повышает интеллектуальный и креативный уровень несовершеннолетних, способствует формированию полноценной и гармонично развитой личности.
Существует огромное разнообразие форм детских образовательных объединений, различных по содержанию и организации деятельности, остановимся подробнее на некоторых их них.

Кружок

Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету).
2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Клуб

Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:
– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;
– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Отличительные признаки:
Наличие:
1. Органов детского самоуправления.
2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба:
– сотрудничество воспитанников разных поколений;
– коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба;
– традиции коллектива.
3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.
4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.
Возможные характеристики:
1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.
2. Условия приема в клуб. К примеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кандидата и т.д.
3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.
Возможные подходы к классификации клубов
1. По приоритету вида деятельности:
а) Образовательные (клубы, в которых специально организован образовательный процесс для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в определенной области знаний).
б) Досуговые (клубы, в которых преобладает свободное общение, совместное проведение досуга, хотя может иметь место познавательная деятельность детей).
2. По степени выраженности профиля деятельности:
а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).
б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб старшеклассников.
в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Барыня» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.
3. По возрастному признаку членов клуба:
а) возрастные;
б) разновозрастные.
4. По временному фактору:
а) постоянно действующие;
б) временные.
5. По степени постоянства состава:
а) Клубы с постоянным составом участников;
б) Клубы с переменным составом, изменяющимся в зависимости от конкретного дела, проблемы, вида деятельности.

Студия

Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (показ спектаклей, оформление выставок, проведение конкурсов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом.
5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
6. Высокое качество творческого «продукта» детей.
Возможные характеристики:
1. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени (подготовительные группы, младшие, старшие группы).
3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: к примеру, художественный совет.
Возможные подходы к классификации студий:
1. По масштабу содержания обучения:
а) Однопредметные (студия эстрадного танца);
б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).
2. По структурному оформлению:
а) Студия как первичный коллектив в составе какого-либо подразделения, учреждения.
б) Студия как структурное подразделение учреждения.

Лаборатория

Отличительные признаки:
1. Основная цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков.
2. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа учащихся.
3. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.
4. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.
5. В составе объединения преимущественно старшие подростки.
Возможные подходы к классификации:
1. По длительности работы:
а) временные;
б) постоянные.
2. По предмету исследования:
а) тематические (предметом исследования является область знаний, тема);
б) проблемные (предмет исследования - конкретная проблема);
в) проблемно-тематические.

Мастерская

Отличительные признаки:
1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.
3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного помещения – мастерской.
5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).
Как правило, мастерские дифференцируются по субъекту обучения (мастерская конкретного педагога, – в данном контексте часто используется и наименование «школа»), либо по содержанию (направлению, профилю) работы. Первое основание (по субъекту) чаще всего имеет место в тех случаях, когда педагог разработал не имеющие аналогов подходы или технологии исполнения изделий.







































Утверждено
приказом директора ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН»
от 14.04.2014 г № 105- ОД

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке комплектования и организации деятельности
кружков (секций)
ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности кружков (секций) в ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних».
1.2. Кружки (секции) организуются в целях формирования единого воспитательного пространства ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних», реализации процесса становления личности в разнообразных видах деятельности, социальной защиты воспитанников и обеспечений условий для проведения внеурочной деятельности с ними.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Уставом ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних», должностными инструкциями.
1.4. Цель функционирования кружка (секции) - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности.
1.5. Организация работы кружков (секций) является дополнительной услугой для воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Основные задачи

2.1. Личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение воспитанников.
2.2. Обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации к жизни в обществе.
2.3. Формирование общей культуры несовершеннолетних.
2.4. Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья.
формирование творческой активности воспитанников;
развитие детской одаренности;
формирование и совершенствование навыков исследовательской деятельности;
развитие физической активности учащихся;
формирование навыков здорового образа жизни.

3. Порядок комплектования кружков и секций.

3.1. Комплектование кружков (секций) осуществляется в течение месяца после разработки нормативной документации о функционировании кружка (секции). Дополнительный набор в кружки (секции) осуществляется по мере поступления в учреждение воспитанников, проявивших желание заниматься в данном объединении.
3.2. За воспитанником сохраняется место в кружке (секции) в случае болезни или прохождения санаторно-курортного лечения.
3.3. Занятия проводятся согласно тематическому плану кружка (секции) в течение всего года.
3.4. Каждый воспитанник имеет право заниматься в кружках (секциях) разной направленности, переходить в другие секции и кружки.
3.5. Возраст детей, охваченных кружковой (секционной) деятельностью – от 3 до 18 лет.

4. Порядок организации деятельности кружков (секций)

4.1. Занятия в кружках (секциях) проводятся согласно тематическому плану, который разрабатывается в начале года руководителем кружка (секции) с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников согласно нормам санитарных правил. Тематический план утверждается директором ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних».
4.2. Работа кружков (секций) осуществляется на основе программ, созданных и согласованных на методическом совете ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних».
4.3. В соответствии с программой кружка (секции) занятия могут проводиться как со всем составом, так и по группам (5 человек) или индивидуально.
4.4. Руководители кружков (секций) организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
- Организованные групповые занятия;
- Экскурсии;
- Тематические прогулки;
- Индивидуальные занятия;
- Выставки;
- Концерты;
- Развлечения;
- Участие в конкурсах;
- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов Учреждения;
- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты, размещение информации на сайте Учреждения для родителей /их законных представителей/.
4.5. Деятельность кружков (секций) проводится в специально оборудованных помещениях.
4.6. Результаты работы кружков (секций) подводятся в конце года в форме концертов, выставок, соревнований, досуговых мероприятий.

5. Управление кружками (секциями)

5.1 Руководитель кружка (секции) назначается и освобождается приказом директора ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» согласно штатного расписания.
5.2. Руководитель кружка (секции) планирует и организует деятельность воспитанников в кружке, секции, отвечает за жизнь и здоровье воспитанников.
5.3. Общее руководство работой кружков (секций) осуществляет заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе и руководители структурных подразделений в соответствии с приказом директора ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних».
5.4. Руководители кружков (секций) ежеквартально предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка (секции) заместителю директора по воспитательной и реабилитационной работе.

6. Документация руководителя кружка (секции)

6.1. Руководители кружков (секций) ведут следующую документацию:
рабочую программу, согласованную и утвержденную методическим советом ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»;
тематический план, утвержденный директором ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»;
циклограмму работы кружка (секции);
журнал кружковой (секционной) работы, где отмечают посещаемость, содержание, анализ проведенного мероприятия;
папки с методическими разработками.
6.2. Руководители структурных подразделений центра осуществляют тематическое инспектирование работы кружков (секций) через:
Проверку журналов не реже 1 раза в квартал;
Посещение занятий кружков (секций).


























Рекомендации по составлению программы кружка (секции).

1. Процесс разработки программы должен включать определённые этапы:

1. Поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности разработки программы:
В чём смысл программы?
В чём новизна и оригинальность?
Каким будет результат реализации программы?
Есть ли необходимость такой программы в школе?

2. Этап создания проекта программы:
Уделить внимание по определению целей и задач.
Содержание занятий.
Форма отчёта результатов деятельности.

2. Структура программы.
Пояснительная записка.
Тематический план.
Основное содержание программы.
Особенности методики занятий.
Условия реализации программы.
Прогнозируемые результаты.
Дополнительные элементы программы (дополнительная литература, приложения, рецензии).

В пояснительной записке необходимо дать вводную характеристику кружка и сформулировать следующее:
Краткие сведения о работе кружка;
Учебно-методические пособия (если используются);
Примерная структура занятий;
Режим занятий.

Цели программы:
Формирование профессиональной ориентации;
Развитие творческой активности;
Воспитание художественного вкуса.

Задачи программы:
Мотивационная;
Обучающая;
Познавательная;
Развивающая;
Эстетическая.

В тематическом плане:
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:
Теоретическая часть (беседы, лекции, семинары)
Практикум (самостоятельное выполнение работы).
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.

№ п/п
Название тем
Общее количество часов
Теория
Практика


1.

Введение в курс. Правила поведения в кружке.


1

1




Содержание программы:

Количество занятий
Тема занятия
Цели и задачи
Практическая часть

1.
Вводное занятие.
Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по ТБ и правилах поведениях.
Просмотр видеофильма (выставка, презентация, игры).


Особенности методики занятий:

Основная форма занятий – занятие, проводимое по расписанию с постоянным составом учащихся.

Примерная структура занятия:
Организационный момент;
Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания;
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях, с дополнительным материалом (пазлы, раскраски, конструкторы, конструирование из бумаги и т.д);
Физкультминутка;
Работа по группам;
Релаксация;
Подведение итогов.

Длительность занятий в зависимости от возрастной группы.
Программа рассчитана на детей от 3–18 лет.
Вид детской группы: профильная, состав постоянный.
Особенности набора детей: свободный (по результатам анкетирования).
Число обучающихся по годам обучения.

Условия реализации программы:

Материальные средства:
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе)

Педагогические кадры:
Педагоги ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Принципы обучения:
Создание комфортной атмосферы на занятиях.
Личностно-ориентированный подход к учащимся в образовательно-обучающемся процессе.
Адекватность средств, форм и методов обучения поставленной цели.
Приобщение каждого учащегося к культурным ценностям.
Вовлечение учащихся в активную деятельность.
Создание условий для самовыражения и самообразования, для раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
Создание хорошей материально-технической базы.
Организация содержательного досуга.
Организация совместного досуга учащихся и педагогов.

Прогнозируемые результаты:
Анализ проведенного цикла мероприятий.

Дополнительные элементы программы.

(Дополнительная литература, приложения, рецензии.)

Титульный лист.

На титульном листе рекомендуется указывать:
– когда и кем рассмотрена и утверждена рабочая программа;
– название рабочей программы;
– реабилитационная группа, на которую рассчитана рабочая программа;
– ФИО, должность автора(ов)-составителя рабочей программы;
– полное название организации;
– год разработки рабочей программы.

Образец составления тематического плана


п/п
Тема
Мероприятия
плана
Сроки
реализации


1

Пейзажная живопись
«Жанр художественного творчества. Пейзаж»
(познавательный час)

Сентябрь 2014 г.



«Художники пейзажисты»
(занятия - выставка)




«Осенний пейзаж»
(художественная мастерская)












Образец написания циклограммы

Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота


15.00-16.00 кружок «Оригами»


-

-

15.00-16.00 кружок «Оригами»

-


-



Образец заполнения журнала учета кружковой (секционной) работы

Дата
Название мероприятия
Содержание
Количество участников (Ф.И.О.)
Анализ проведенного мероприятия








































15